способ определения на модели транспортного средства аэродинамических характеристик транспортного средства

Классы МПК:G01M9/06 измерительные приспособления, специально предназначенные для аэродинамических испытаний
G01M17/00 Испытание транспортных средств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" им. акад.С.А.Королева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-17
публикация патента:

Изобретение относится к технике транспортного машиностроения и может быть использовано в отраслях народного хозяйства при создании автомобильного, железнодорожного и др. транспорта, а также при создании летательных аппаратов. Изобретение позволяет повысить экономичность при заданной точности при определении распределенных аэродинамических характеристик за счет сокращения эксплуатационных расходов на проектирование, изготовление и испытание модели. Способ включает воздействие на установленную в аэродинамической трубе модель транспортного средства набегающим потоком, измерение и регистрацию давления в дренажных отверстиях модели, по которому по известным зависимостям определяют аэродинамические характеристки. Перед воздействием набегающим потоком на модель наносят бароиндикаторное покрытие (БП), регистрируют изменение спектра цветности БП в процессе воздействия на модель набегающим потоком. По изменению спектра цветности определяют зависимости изменения давления и узловые точки (точки перегиба, экстремумы и т.п.), затем при том же режиме воздейстия набегающим потоком измеряют давление в дренажных отверстиях, соответствующих узловым точкам и с учетом этих изменений коррелируют выявленные с помощью БП зависимости изменения давления на поверхности модели. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА МОДЕЛИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, заключающийся в воздействии на установленную в аэродинамической трубе модель транспортного средства набегающим потоком, измерении и регистрации давления в дренажных отверстиях модели, по которому по известным зависимостям определяют аэродинамические характеристики, отличающийся тем, что перед воздействием набегающим потоком на модель наносят бароиндикаторное покрытие, определяют по изменениям спектра цветности бароиндикаторного покрытия в процессе воздействия набегающим потоком зависимости изменения давления по длине и поперечным сечениям модели и узловые точки этих зависимостей, а затем при том же режиме воздействия набегающим потоком измеряют давление в соответствующих узловым точкам дренажных отверстиях и с учетом этих измерений коррелируют выявленные с помощью бароиндикаторного покрытия зависимости изменения давления на поверхности модели.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технике транспортного машиностроения и может быть использовано в отраслях народного хозяйства при создании автомобильного, железнодорожного и другого транспорта, а также при создании летательных аппаратов.

Предлагаемый способ необходим для определения распределенных по длине корпуса ТС АХ ((способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030Cx/способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030, способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030Cy/способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030)) одновременно с распределением давления (Ср) по его поверхности для выбора расчетных случаев нагружения конструкции ТС.

Способ предпочтителен для определения АХ сложных компоновок (с различного рода надстройками, боковыми элементами, обтекателями, блоками и т.д.).

Известен способ определения АХ ТС, включающий воздействие на установленную в аэродинамической трубе модель ТС набегающим потоком и последовательную регистрацию давления в каждом дренажном отверстии, по которому по известным расчетным зависимостям определяют распределенные АХ.

Указанное техническое решение обеспечивает заданную точность определения АХ ТС, однако приводит к увеличению труда и материальных затрат вследствие проведения измерений давления во всех дренажных точках модели и отсюда более длительной работе аэродинамической трубы, обусловленной неопределенностью необходимого увеличения числа измерений давления в дренажных отверстиях для обеспечения заданной точности АХ.

Задачей изобретения является повышение экономичности при заданной точности при определении распределенных АХ за счет сокращения расходов на проектирование, изготовление и испытание модели. Задача решается тем, что в известном способе определения аэродинамических характеристик на модели ТС, заключающемся в воздействии на установленную в аэродинамической трубе модель набегающим потоком, измерении и регистрации давления в дренажных отверстиях модели, по которому по известным зависимостям определяют аэродинамические характеристики, перед воздействием набегающим потоком на модель наносят бароиндикаторное покрытие, определяют по изменениям спектра цветности бароиндикаторного покрытия в процессе воздействия набегающим потоком зависимости изменения давления по длине и поперечным сечениям модели и узловые точки этих зависимостей, а затем при том же режиме воздействия набегающим потоком измеряют давление в соответствующих узловым точкам дренажных отверстиях и с учетом этих измерений коррелируют выявленные с помощью бароиндикаторного покрытия зависимости изменения давления на поверхности модели.

На фиг. 1 и 2 изображены спектры цветности 1 и 2 БП на верхней и нижней образующих автомобиля 3 (области постоянного давления условно отмечены штриховкой различной тональности в соответствии с изменением цвета БП после нагружения модели аэродинамическим потоком), зависимости 4 и 5 распределения коэффициента давления Ср по длине этих образующих. Зависимости получены по результатам расшифровки спектра цветности БП с помощью тарировочного спектра 6. На кривых 4 и 5 иллюстрируется также выбор узловых точек (индексы способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030, способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030").

На фиг. 3 и 4 иллюстрируются результаты замера давления (индексы 0, 0") в дренажных отверстиях, соответствующих узловым точкам, и построены искомые зависимости 7 и 8 распределения коэффициента давления Ср по длине образующих модели, как результат корреляции кривых 4 и 5 с учетом замера давления в дренажных отверстиях.

На фиг. 5 и 6 в качестве примера применения разработанного способа представлена зависимость распределения по длине модели аэродинамического коэффициента способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030Cy/способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030 подъемной силы, полученная по результатам интегрирования распределения давления (кривые 7 и 8 фиг. 3) по корпусу автомобиля.

Предложенный способ определения АХ на модели реализуется следующим образом.

В а р и а н т 1.

Перед воздействием набегающим потоком на модель наносят бароиндикаторное покрытие.

Выводят аэродинамическую трубу на заданный режим и регистрируют изменение спектра цветности бароиндикаторного покрытия (фиг. 1, поз. 1, 2) в процессе воздействия набегающим потоком.

По результатам регистрации спектра цветности бароиндикаторного покрытия определяют зависимости изменения давления по длине (фиг. 1, поз. 4, 5) модели, а если требуется, то и по поперечным сечениям.

Полученные зависимости давления отличаются высокой информативностью, так как давление фиксируется по всей поверхности модели. Однако с помощью бароиндикаторного покрытия не представляется возможным определить давление в затененных зонах по отношению к источнику света, например, за выступающими элементами, боковыми элементами и т.д.

На кривых определяют оптимальную схему расположения узловых точек (точки перегиба, экстремумы) при заданном их количестве, позволяющую с помощью специально подобранных полиномов (сплайнов) максимально точно описать измеренное поле давления. Узловые точки показаны на фиг. 1 на кривых 4 и 5 индексом способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030, способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030".

Воздействуют набегающим потоком на модель, на которой дренажные отверстия соответствуют схеме расположения узловых точек. При этом на модель воздействуют набегающим потоком с режимами, соответствующими режимам обтекания модели с нанесенным на ее поверхность бароиндикаторным покрытием.

Измеряют и регистрируют давление в дренажных отверстиях (фиг. 3, индекс o, o").

Выявленные с помощью бароиндикаторного покрытия зависимости (фиг. 1, поз. 4, 5) коррелируют с учетом величин давления, замеренных в указанных дренажных отверстиях. Получают искомую зависимость распределения давления (фиг. 3, поз. 7, 8).

После регистрации давления в дренажных отверстиях прекращает воздействие на модель набегающим потоком, а распределенные по корпусу АХ получаю интегрированием распределения замеренного давления по длине модели.

В качестве примера на фиг. 3 приведено распределение коэффициента подъемной силы способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030Cy/способ определения на модели транспортного средства   аэродинамических характеристик транспортного средства, патент № 2035030 по длине модели, полученное по предлагаемому способу.

В а р и а н т 2. Отличается от варианта 1 тем, что дополнительно воздействуют набегающим потоком на модель, выполненную в уменьшенном масштабе и установленную в аэродинамическую трубу с меньшей площадью рабочей части по сравнению с исследуемой моделью (а значит и с меньшими эксплуатационными расходами на изготовление и испытания модели). При этом перед воздействием набегающим потоком на эту модель наносят бароиндикаторное покрытие.

Причем сначала регистрируют изменение спектра цветности бароиндикаторного покрытия в набегающем потоке на модели уменьшенного масштаба, а затем при одинаковых режимах воздействия потоком измеряют давление в дренажных отверстиях исследуемой модели.

Остальные операции аналогичны описанным для варианта 1.

Поскольку стоимость эксплуатации маломасштабной модели практически на порядок меньше стоимости эксплуатации исследуемой модели в типовой аэродинамической трубе, достигается дополнительная по сравнению с вариантом 1 экономия материальных средств.

Изобретение позволяет исключить цикл дорогостоящих испытаний для достижения заданной точности и достоверности полученных величин АХ. Следовательно, сокращается время работы аэродинамической трубы, так как сокращается число измерений давления в дренажных отверстиях, а также повышается точность измерений за счет выявления детальной картины распределения давления с помощью бароиндикаторного покрытия.

Класс G01M9/06 измерительные приспособления, специально предназначенные для аэродинамических испытаний

устройство для оценки аэродинамического коэффициента и устройство для обнаружения отказа/повреждения управляющей поверхности -  патент 2515947 (20.05.2014)
устройство и способ анализа измерений в аэродинамической трубе -  патент 2407998 (27.12.2010)
способ и устройство для повышения точности измерений в аэродинамической трубе, которые обеспечивают учет влияния подвесного устройства модели -  патент 2399895 (20.09.2010)
динамометрический элемент -  патент 2396533 (10.08.2010)
измерительная система для контроля технологических систем аэродинамической трубы -  патент 2374612 (27.11.2009)
устройство и способ для автоматического изготовления ленты с нитями визуализации воздушных потоков на аэродинамических поверхностях -  патент 2344398 (20.01.2009)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности объекта при ограниченном разрешении приемника изображений -  патент 2319970 (20.03.2008)
способ визуализации предельных линий тока и распределения напряжения трения на поверхности объекта в газе или жидкости -  патент 2306570 (20.09.2007)
способ определения аэродинамических сил в дозвуковых аэродинамических трубах -  патент 2300748 (10.06.2007)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности объекта -  патент 2297636 (20.04.2007)

Класс G01M17/00 Испытание транспортных средств

стенд для исследования автомобильной шины -  патент 2529562 (27.09.2014)
способ повышения гамма-процентного ресурса изделия -  патент 2529096 (27.09.2014)
способ исследования автомобильной шины -  патент 2527617 (10.09.2014)
стенд для исследования и выбора параметров вибрационного конвейера с увеличенной производительностью -  патент 2524274 (27.07.2014)
стенд ударный маятниковый для испытания защитных устройств транспортного средства -  патент 2523728 (20.07.2014)
способ измерения шума производимого шинами автотранспортного средства находящегося в движении -  патент 2520701 (27.06.2014)
способ определения крутильной податливости гидромеханической трансмиссии -  патент 2520648 (27.06.2014)
способ автоматизированного магнитолюминесцентного контроля железнодорожных колес и устройство для его осуществления -  патент 2518954 (10.06.2014)
способ гидравлических или пневматических испытаний изделий, работающих под давлением, во время их эксплуатации -  патент 2518688 (10.06.2014)
способ оценки гамма-процентного ресурса изделия по результатам неразрушающего контроля -  патент 2518413 (10.06.2014)
Наверх