способ аварийного опорожнения баков летательного аппарата
Классы МПК: | B64D37/00 Устройства, связанные с подачей топлива к силовой установке |
Автор(ы): | Перницкий Сергей Иосифович, Прищепа Владимир Иосифович, Макаров Валентин Алексеевич |
Патентообладатель(и): | Перницкий Сергей Иосифович, Прищепа Владимир Иосифович, Макаров Валентин Алексеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-30 публикация патента:
10.05.1995 |
Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к системам опорожнения их топливных баков. Техническая задача - расширение области применения способа. Способ включает подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, отличающимся от величины на расчетном режиме полета. Соотношение может попеременно увеличиваться по сравнению с расчетным режимом полета. 1 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. СПОСОБ АВАРИЙНОГО ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, включающий подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, отличающийся тем, что соотношение расходов окислителя и горючего отличается в 1,5 15 раз от величины на номинальном режиме полета. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что топливо подают частично в зону горения тяговой камеры бортового реактивного двигателя, а частично в сопловой насадок и/или на выход из него.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к летательным аппаратам (ЛА), а именно к системам опорожнения топливных баков ЛА, преимущественно баков воздушно-космических самолетов (ВКС). Известен способ аварийного опорожнения баков ЛА, включающий подачу топлива через рабочий тракт бортового реактивного двигателя (РД) при определенном соотношении расходов окислителя и горючего. Недостаток известного способа ограниченность его применения: опорожнение топливных баков занимает много времени, что в случае ВКС является критическим фактором; сокращение же указанного времени за счет увеличения расходов окислителя и горючего привело бы к форсированию тяги двигателя, что недопустимо по соображениям нагрузок на конструкцию ВКС, обеспечению маршрута вывода на запасной аэродром и т.д. Технической задачей изобретения является расширение области применения способа аварийного опорожнения топливных баков ЛА. Техническая задача достигается тем, что в способе аварийного опорожнения баков ЛА, включающем подачу топлива через рабочий тракт бортового РД при определенном соотношении расходов окислителя и горючего, соотношение расходов окислителя и горючего, соотношение расходов окислителя и горючего отличается в 1,5-15 раз от величины на номинальном режиме полета. Кроме того, топливо может подаваться частично в зону горения тяговой камеры бортового РД, а частично в сопловой насадок или на выход из него. По данному способу опорожнение баков выполняют в две операции. Вначале устанавливают расход окислителя через РД из 10% выше расчетного рабочего и расход горючего в 4 раза ниже рабочего (т.е. паpаметр К превышает номинальную величину в 4,4 раза). В этих условиях РД развивает тягу около 50% от номинальной величины, что объясняется снижением энергетических характеристик реактивного топлива при переизбытке окислительных элементов. Указанный режим выдерживают 5,5 мин, в течение которых расходуют 60% кислородного окислителя и 14% водородного горючего. Затем РД переключают в режим работы на переобогащенном топливе, устанавливая К 0,46 Кном и номинальный рабочий расход горючего. Этот режим, тяга РД на котором составляет 50% от номинальной величины, поддерживают 8,5 мин, расходуя полностью остаток топлива в баках. Суммарное время опорожнения баков данным способом занимает около 14 мин, что на 6 мин меньше, чем для известного способа. При аварийном опорожнении топливных баков по данному способу можно подавать в зону горения тяговой камеры через форсуночную головку только часть топлива, в то время, как оставшуюся часть подавать в сопловой насадок тяговой камеры и (или) на выход из него. При этом форсуночную головку можно, например, задросселировать по расходам окислителя и горючего на 50% относительно номинального режима, что не представляет особых трудностей, а в сопловой насадок (через специальный пояс отверстий) подать дополнительно горючее расходом 60% от номинального. Результирующее значение К, достигаемое в этом случае для расходуемого через РД топлива, составляет 0,46 Кном, что соответствует приведенному выше примеру.Класс B64D37/00 Устройства, связанные с подачей топлива к силовой установке