корпус глиссирующего судна

Классы МПК:B63B1/18 корпуса глиссирующего типа
Патентообладатель(и):Жемела Григорий Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-23
публикация патента:

Использование: изобретение относится к судостроению и касается, в частности, конструирования корпусов глиссирующих судов. Сущность заключается в том, что кормовая надводная часть корпуса судна шире носовой заостренной его части, которая выполнена с S-образным форштевнем, при этом днище-лыжа выполнена с углом стреловидности, равным 12 - 13°, а кормовая ее часть - с бортовыми участками подводного крыла, при этом кормовые кромки каждого из последних выполнены с рулем ходового дифферента, корпус выполнен с бортовыми спонсонами, расположенными под отрицательным углом 3° относительно горизонтальной плоскости ватерлинии и образующими вместе с центральной частью корпуса бортовые туннели, своды которых составляют отрицательный угол с горизонтальной плоскостью ватерлинии, равный 4°. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

КОРПУС ГЛИССИРУЮЩЕГО СУДНА, содержащий дельтовидное днище-лыжу с кормовым туннелем, расположенным в диаметральной плоскости, причем по обе стороны этого туннеля расположены кили с рулями поворота, отличающийся тем, что кормовая надводная часть корпуса судна шире носовой заостренной его части, которая выполнена с S-образным форштевнем, при этом днище-лыжа выполнена с углом стреловидности, равным 12 13o, а кормовая ее часть с бортовыми участками подводного крыла, при этом кормовые кромки каждого из последних выполнены с рулем ходового дифферента, корпус выполнен с бортовыми спонсонами, расположенными под отрицательным углом 3o относительно горизонтальной плоскости ватерлинии и обазующими вместе с центральной частью корпуса бортовые туннели, своды которых составляют отрицательный угол с горизонтальной плоскостью ватерлинии, равный 4o.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и касается в частности конструирования корпусов глиссирующих судов.

Известен корпус глиссирующего судна, содержащий дельтовидное днище-лыжу с кормовым туннелем, расположенным в диаметральной плоскости, причем по обе стороны этого туннеля расположены кили с рулями поворота [1]

Недостатки заключаются в том, что при движении на попутной волне тенденцию судна к зарыванию носом в волну; увеличенный продольный момент инерции и частоту ее собственных колебаний относительно поперечной оси (по дифференту), при разгоне до выхода дна режим глиссирования, при высоте волны 0,5 м, волна захлестывает палубу, а при высоте волны 0,75 м, вода попадает в кокпит; гидродинамических сил транцевых плит недостаточно для эффективного управления ходовым дифферентом.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем увеличения полезного объема, повышения поперечной остойчивости и повышения комфортабельности.

Достигается это тем, что кормовая надводная часть корпуса судна шире носовой заостренной его части, которая выполнена с S-образным форштевнем, при этом днище-лыжа выполнена с углом стреловидности, равным 12-13о, а кормовая ее часть с бортовыми участками подводного крыла, при этом кормовые кромки каждого из последних выполнены с рулем ходового дифферента, корпус выполнен с бортовыми спонсонами, расположенными под отрицательным углом 3о относительно горизонтальной плоскости ватерлинии и образующими вместе с центральной частью корпуса бортовые туннели, своды которых составляют отрицательный угол с горизонтальной плоскостью ватерлинии, равным 4о.

На фиг.1 показана проекция "бок" теоретического чертежа корпуса глиссирующего судна; на фиг.2 проекция "полуширота" этого чертежа при видах сверху и снизу; на фиг.3 проекция "корпус" этого чертежа при видах спереди и сзади на половины корпуса.

Корпус судна имеет S-образный форштевень 1, глиссирующее днище-лыжу 2, бортовые спонсоны 3, кили 4, бортовые участки подводного крыла 5 с рулями 6 поворота бортовые скулы 7, кормовой свес 8, бортовые туннели 9 и кормовой туннель 10. Надводная часть корпуса в плане имеет дельтовидную форму с заостренным носом без транца и уширенной кормовой частью. Глиссирующее днище-лыжа 2 выполнено со стреловидностью 12-13о. Бортовые участки подводного крыла 5 на кормовых кромках имеют рули 11 ходового дифферента. Вдоль бортов под отрицательным углом 3о к носу судна и относительно плоскости ватерлинии расположены бортовые спонсоны 3, места сопряжения которых с центральной частью корпуса образуют бортовые туннели 9 с отрицательным углом 4о к носу судна и относительно горизонтальной плоскости ватерлинии.

Эксплуатация корпуса глиссирующего судна осуществляется следующим образом. Дополнительные глиссирующие элементы в виде бортовых участков подводного крыла 5 в кормовой части судна с мощными рулями 11 ходового дифферента обеспечивают увеличение подъемной силы на кормовом участке при глиссирующем режиме. При малой скорости движения корпус судна с бортовыми спонсонами 3 погружен в воду на глубину, зависящую от загрузки судна, и работает как тримаран, обеспечивающий поперечную остойчивость. При выходе на глиссирование (около 30 км/ч) судно идет на одном глиссирующем днище-лыже 2. В режиме чистого глиссирования бортовые корпуса, образованные бортовыми спонсонами 3, полностью выходят из воды. Наилучший режим глиссирования осуществляется при таком дифференте, когда передний конец днища-лыжи 2 находится у самой поверхности воды. Это регулируется рулями 11 ходового дифферента. Сверхкритический корпус глиссирующего судна обеспечивает высокую скорость на волнении, без сильных ударных нагрузок независимо от курса по отношению к направлению бега волн.

Класс B63B1/18 корпуса глиссирующего типа

быстроходное судно -  патент 2488510 (27.07.2013)
спортивная моторная лодка -  патент 2471670 (10.01.2013)
корпус судна -  патент 2461488 (20.09.2012)
корпус судна -  патент 2457974 (10.08.2012)
судно -  патент 2437797 (27.12.2011)
быстроходное судно -  патент 2396180 (10.08.2010)
скоростное глиссирующее судно -  патент 2387569 (27.04.2010)
корпус глиссирующего судна -  патент 2381946 (20.02.2010)
быстроходное судно -  патент 2369516 (10.10.2009)
быстроходное судно -  патент 2356776 (27.05.2009)
Наверх