способ идентификации транспортного средства и его частей

Классы МПК:B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "ЛИТЭКС",
Осипов Игорь Алексеевич,
Чаплыгина Лариса Евгеньевна
Приоритеты:
подача заявки:
1994-04-29
публикация патента:

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к способам, предотвращающим несанкционированное использование транспортных средств путем обеспечения идентификации закодированных автомобилей. Особенностью изобретения является обеспечение специальной маркировки путем нанесения видимого и невидимого изображения буквенно-цифрового кода на основные детали и узлы автомобиля, на конкретные их места в соответствии с предварительно составленной маршрутной картой, введение кода закодированного средства и шифра маршрутной карты в банки данных изготовителя и дорожно-контрольных служб и выдача владельцу талона (официального документа) о том, что его автомобиль закодирован в соответствии с предварительно составленной маршрутной картой. Кроме этого, в этот талон вносят сведения о технологии изготовления и нанесения кода, которые могут быть использованы при идентификации транспортных средств. Другой особенностью согласно способу предусмотрена возможность владельцу самостоятельно определять дополнительный код и места его простановки, сведения о которых также заносятся в банки данных. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ЕГО ЧАСТЕЙ, заключающийся в том, что наносят знаки в виде буквенно-цифрового идентифицирующего кода видимого изображения на стеклянные поверхности транспортного средства, по меньшей мере на лобовое стекло, заднее и боковые стекла, стекла передних фар и задние фонари, наносят такие же знаки невидимого изображения на декоративные части салона и аккумулятор, запоминают эти знаки и сопоставляют их при определении принадлежности транспортного средства и его частей со знаками проверяемого транспортного средства, отличающийся тем, что составляют маршрутную карту расположения на частях транспортного средства идентификационного кода, заносят сведения об этом коде и маршрутной карте в банк данных изготовителя и банк данных дорожно-контрольных служб, а владельцу транспортного средства выдают зарегистрированный документ с указанием сведений о наличии на его транспортном средстве и его частях идентификационного кода и о шифре маршрутной карты, при идентификации транспортного средства и его частей по данным регистрационного документа владельца транспортного средства определяют в банке данных изготовителя идентификационный код и маршрутную карту его расположения на частях транспортного средства, по этим данным после подтверждения их сведениями из банка данных дорожно-контрольных служб последние осуществляют сопоставление их с кодами проверяемого транспортного средства в соответствии с маршрутной картой их расположения, результатам сопоставления кодов и мест их расположения судят о принадлежности проверяемого транспортного средства и его частей.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в зарегистрированный документ владельца транспортного средства дополнительно вносят сведения о технологии изготовления и нанесения идентификационного кода, которые при определении принадлежности транспортного средства и его частей сопоставляют со сведениями о технологии изготовления и нанесения кодов на этих частях.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что владелец транспортного средства самостоятельно определяет дополнительный идентификационный код и дополнительные места его расположения, сведения о которых также заносят в банк данных изготовителя и в банк данных дорожно-контрольных служб, а также в зашифрованном виде в документ владельца транспортного средства.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что видимое изображение идентификационного кода осуществляют механическим путем гравировкой, пескоструйной обработкой или травлением по трафарету, а невидимое изображение невидимыми чернилами, воспроизводимыми в ультрафиолетовых лучах.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что идентификационный код состоит из 8 14 букв и цифр, обозначающих марку и тип транспортного средства, номер шасси или кузова, год выпуска, причем семь последних знаков кода выполнены в виде цифр.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что до и после идентификационного кода выполняют изобразительный элемент.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что размещают на остеклении транспортного средства на видном месте по меньшей мере одну зарегистрированную под номером документа владельца транспортного средства информационную табличку о наличии на данном транспортном средстве идентификационного кода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к способам, предотвращающим несанкционированное использование транспортных средств путем обеспечения идентификации закодированных автомобилей.

Известна система заводской цифровой маркировки основных агрегатов транспорта шасси или кузова, двигателя и др. которая до некоторой степени может служить способом противоугонной защиты транспортного средства. Недостаток такой системы малая эффективность защиты от угона и разукомплектования автомобилей, что вынуждает их владельцев прибегать к различным ухищрениям.

Известен также способ определения принадлежности транспортного средства, включающий его специальную маркировку путем нанесения видимого и/или невидимого буквенно-цифрового идентификационного кода на основные детали и углы конструкции, например, на переднее и заднее стекла автомобиля. Такая система защиты от угона автомобиля является более эффективной, особенно если в ней предусмотрено введение кода промаркированного транспортного средства в банк данных дорожных контролирующих служб.

Известен способ идентификации транспортного средства и его частей, заключающийся в том, что наносят знаки в виде буквенно-цифрового идентификационного кода видимого изображения на стеклянные поверхности транспортного средства по меньшей мере на лобовое стекло, заднее и боковые стекла, стекла передних фар и задние фонари, наносят этот же код невидимого изображения на декоративные части салона и аккумулятор, запоминают эти знаки и сопоставляют их при определении принадлежности транспортного средства и его частей, со знаками проверяемого транспортного средства.

Недостатками известного способа, принятого в качестве прототипа, являются невысокая степень достоверности установления факта несанкционированного использования закодированного транспортного средства и его частей ввиду доступности информации о местах и простановки неопределенному кругу лиц, известности информации о технологии изготовления этих кодов, а также невысокая оперативность действий, направленных на обнаружение транспортного средства и его частей.

Кроме этого, не исключена возможность подделки идентификационного кода в связи с указанным выше на частях транспортного средства и введение дезинформации при определении принадлежности транспортного средства.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является идентификация транспортного средства и его частей с получением при этом технического результата, заключающегося в повышении достоверности и быстродействия при определении принадлежности проверяемого транспортного средства и его частей.

Для достижения указанного технического результата, заключающегося в том, что наносят знаки в виде буквенно-цифрового идентификационного кода видимого изображения на стеклянные поверхности транспортного средства, по меньшей мере на лобовое стекло, заднее и боковые стекла, стекла передних фар и задние фонари, наносят этот же код невидимого изображения на декоративные части салона и аккумулятор, запоминают эти коды и сопоставляют их при определении принадлежности транспортного средства и его частей с кодами проверяемого транспортного средства. Перед нанесением кодов составляют маршрутную карту расположения на частях транспортного средства идентификационного кода, заносят сведения об этом коде и маршрутной карте в банк данных изготовителя и банк данных дорожно-контрольных служб, а владельцу транспортного средства выдают зарегистрированный документ с указанием сведений о наличии на его транспортном средстве и его частях идентификационного кода и о шифре маршрутной карты. При идентификации транспортного средства и его частей по данным регистрационного документа владельца транспортного средства определяют в банке данных изготовителя идентификационный код и маршрутную карту его расположения на частях транспортного средства. По этим данным после подтверждения их сведениями из банка данных дорожно-контрольных служб последней осуществляется сопоставление их с кодами проверяемого транспортного средства в соответствии с маршрутной картой их расположения. При несовпадении кодов и мест их расположения судят о принадлежности проверяемого транспортного средства и его частей.

Кроме того, в зарегистрированный документ владельца транспортного средства могут быть дополнительно внесены сведения о технологии изготовления и нанесении идентификационного кода, которые при определении принадлежности транспортного средства и его частей сопоставляют со сведениями о технологии изготовления и нанесения кодов на этих частях.

Кроме того, владелец транспортного средства может самостоятельно определить дополнительный идентификационный код и дополнительные места его расположения, сведения о которых заносят в банк данных изготовителя и в банк данных дорожно-контрольных служб, а также в зашифрованном виде в документ владельца транспортного средства.

Кроме этого, видимое изображение идентификационного кода осуществляют механическим путем гравировкой, пескоструйной обработкой или травлением по трафарету, расположенному на этой поверхности, а невидимое изображение идентификационного кода выполняют невидимыми чернилами, воспроизводимыми в ультрафиолетовых лучах.

Кроме этого, идентификационный код состоит из 8-14 зашифрованных букв и/или цифр, обозначающих марку и тип транспортного средства, номер шасси или кузова, год выпуска, причем семь последних знаков кода выполнены в виде цифр.

Кроме этого, перед и за идентификационным кодом выполняют изобразительный элемент.

Кроме этого, размещают на остеклении транспортного средства на видном месте по меньшей мере одну зарегистрированную под номером документа владельца транспортного средства, информационную табличку о наличии на данном транспортном средстве идентификационного кода.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен вид на транспортное средство спереди с указанием мест расположения кода; на фиг.2 то же, вид сзади; на фиг.3 вид на транспортное средство сбоку с указанием мест рассмотрения кода видимого изображения; на фиг.4 места расположения невидимых кодов.

Согласно изобретению для обеспечения повышенной секретности при минимальных затратах на его практическую реализацию, а также для повышения достоверности и оперативности при определении принадлежности проверяемого транспортного средства осуществляют следующее.

Определяют перечень кодируемых частей транспортного средства, согласовывая этот перечень с его владельцем. Перечень частей транспортного средства подразделяется на обязательную комбинацию и дополнительную, образующую индивидуальные пожелания владельца.

В качестве обязательной комбинации кодируемых частей транспортного средства принимают нанесение кода видимого изображения на остекление автомобиля и невидимого изображения кода на декоративные части салона. Дополнительно возможна простановка кода на рефлекторах, указателях поворота, задних фонарях, аккумуляторе и радиоаппаратуре. Кроме этого, на остекленение на видном месте приклеивают информационную табличку (наклейку) о наличии на автомобиле идентификационного кода.

Таких табличек может быть несколько, например на переднем и заднем стеклах. Для обеспечения оперативности проверки транспортного средства в отсутствии его владельца табличка имеет регистрационный номер, соответствующий номеру документа владельца.

В одном из вариантов расположение кодов осуществляется на следующих частях транспортного средства: лобовое стекло 1; фары передние 2; заднее стекло 3; фонари задние 4 (блок фонари); боковые стекла (опускающиеся) 5 и 6; обивка потолка салона 7; рулевая колонка 8; кресло водителя 9.

Коды видимого и невидимого изображения наносят в строгом соответствии с конкретной выбранной технологией.

Технологию изготовления и нанесения кода (включая геометрические параметры, глубину изображений, вид шрифта) оговаривают с владельцем, повышая тем самым степень защищенности, а также достоверность идентификации, так как в спорных случаях идентификации частей транспортного средства не исключена возможность сравнения технологии изготовления кодов на проверяемом автомобиле с информацией о технологии, находящейся у изготовителя. В одном из вариантов реализации способа видимое изображение кода выполняют методом пескоструйной обработки по трафарету, расположенному на поверхности кодированной части автомобиля, а невидимое изображение наносят тайнописью, например, невидимыми чернилами различных цветов, воспроизводимыми в свете ультрафиолетовых лучей.

После этого составляют маршрутную карту расположения идентификационного кода на частях транспортного средства, осуществляют в соответствии с выбранной технологией изготовления и нанесения кода простановку его в определенные маршрутной картой места. Заносят в банки данных изготовителя и дорожно-контрольных служб (например, ГАИ) сведения о коде и маршрутной карте, в соответствии с которой расположены на определенных частях автомобиля эти коды, а владельцу его выдают зарегистрированный под конкретным номером документ, в котором указываются сведения о том, что его автомобиль закодирован, а также другие сведения, в частности о шифре маршрутной карты, о технологии изготовления и о наличии дополнительных кодов, проставленных по просьбе владельца, и другие регистрационные сведения о машине и ее владельце.

В случае пропажи автомобиля или его частей по данным владельца автомобиля, приведенным в документе, в частности по номеру определяют в банке данных изготовителя идентификационный код и маршрутную карту его простановки. После чего, подтвердив эти данные сведениями из банка данных ГАИ, службы последней осуществляют поиск пропавшего автомобиля и его частей с последующей идентификацией кодов. Для этого в соответствии с маршрутной картой органы ГАИ выявляют на соответствующих частях проверяемого автомобиля места расположения идентификационных кодов, производят сопоставление их кодов между собой, причем коды невидимого изображения подвергаются предварительному облучению ультрафиолетовыми лучами. По результатам сопоставления кодов и мест их расположения ГАИ делает вывод о принадлежности проверяемого транспортного средства.

Идентификационный код, согласно изобретению, состоит из 8-14 обозначений в виде закодированной комбинации цифр и букв, обозначающих шифром марку и тип автомобиля, номер шасси или кузова, двигателя, регистрационный номер и год выпуска, причем семь последних обозначений кода выполнены цифрами, а до и после кода изображены фигурные элементы звездочка, точка, ромбик и т.д. препятствующие подделке кода путем введения дополнительных букв и/или цифр.

Видимые коды выполняют в соответствии с существующей технологией с высотой обозначений 5-8 мм, шириной 2-5 мм, глубиной нанесения 0,3-1,0. Геометрические параметры обозначений кода также служат проверочным фактором при идентификации транспортных средств и их частей.

С целью ограничения кодируемых частей автомобиля разумным пределом, обеспечивая при этом максимальную степень защиты, в маршрутной карте точно оговаривают детали кода, отклонения от которых могут свидетельствовать о подделке. Например, на наружной поверхности переднего и заднего стекол видимый код может быть нанесен горизонтально, вдоль нижнего края стекла на высоте порядка 20 мм от нижних его уплотнений, на лобовое стекло с правой стороны при взгляде изнутри салона напротив места пассажира, на заднее стекло с левой стороны за местом водителя, на боковые опускающиеся стекла с правой и левой стороны в заднем нижнем углу или под углом к уплотнению.

Применение способа позволяет повысить степень защищенности транспортного средства, достоверность результатов идентификации кодов при определении принадлежности автомобиля и его частей.

Класс B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств

спутниковая охранно-поисковая система -  патент 2528090 (10.09.2014)
противоугонное устройство для рулевой колонки -  патент 2527601 (10.09.2014)
замок -  патент 2526210 (20.08.2014)
высокодостоверная защищенная система контроля транспортных средств с возможностью осуществления обратной связи с водителем в пункте контроля -  патент 2522418 (10.07.2014)
система контроля для транспортных средств -  патент 2520725 (27.06.2014)
замок -  патент 2514861 (10.05.2014)
система обеспечения безопасности транспортного средства -  патент 2509668 (20.03.2014)
противоугонное устройство для рулевого управления автотранспортного средства -  патент 2505429 (27.01.2014)
устройство замка блокировки рулевого управления -  патент 2504490 (20.01.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2503573 (10.01.2014)
Наверх