колесный трактор

Классы МПК:B60K17/34 для привода одновременно передних и задних колес, например транспортных средств с четырьмя ведущими колесами
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Ксеневич Иван Павлович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-11
публикация патента:

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению и касается конструкции трактора с передним ведущим мостом. С целью повышения маневренности трактора со всеми ведущими колесами введена дополнительная фрикционная муфта привода переднего ведущего моста, кинематически не связанная со вторичным валом коробки передач, и отключение привода заднего ведущего моста за счет размыкания всех фрикционных муфт первичного вала коробки передач, и отключений блокировки межколесного дифференциала заднего моста при повороте передних управляемых колес на угол более 50°. При этом движение трактора на повороте происходит только за счет тяги, развиваемой передним ведущим мостом. Трактор содержит двигатель, коленчатый вал 1 которого через сцепление 2 соединен с первичным валом 4 коробки передач содержащим фрикционные муфты 6 и свободно посаженные на нем шестерни 5, входящие в зацепление с шестернями 5 промежуточного вала 22, соединенного с вторичным валом 9 шестернями 7, 18 и муфтой 8, который через шестерни главной передачи 10 и дифференциал 13, содержащий блокировку дифференциала 11, связан с конечными передачами 12 и через них с задними колесами 14, вал привода переднего ведущего моста 21 через шестерни 18, 19, 20, кулачковую муфту 16, вторичный вал 9, основную фрикционную муфту 15 с дисками 17, свободно посаженную шестерню 25, дополнительную фрикционную муфту 23 с фрикционными дисками 24, шестерни 31 и 3, связанную с коленвалом 1, шестерни главной передачи 28, дифференциал 29 и конечные передачи 27, соединен с передними колесами. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР, выполненный по схеме 4 х 4, содержащий двигатель, коленчатый вал которого связан через сцепление с первичным валом коробки передач, имеющей фрикционные муфты и свободно посаженные шестерни, кинематически связанные через промежуточный вал с вторичным валом коробки передач, главные передачи и дифференциалы переднего и заднего ведущих мостов с автоматической блокировкой дифференциалов, конечные передачи обоих мостов, привод переднего ведущего моста с фрикционной муфтой, кинематически связанной с вторичным валом коробки передач, отличающийся тем, что, с целью повышения маневренности трактора, на валу привода переднего ведущего моста установлена дополнительная фрикционная муфта, кинематически связанная с коленчатым валом двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению и касается конструкции трактора с передним ведущим мостом с управляемыми передними колесами.

Известен колесный трактор с передним ведущим мостом и управляемыми передними колесами, содержащий двигатель, коробку передач с фрикционными муфтами переключения передач, задний и передний ведущие мосты с главными передачами и дифференциалами, содержащими межколесные дифференциалы с фрикционными муфтами автоматической блокировки. Фрикционные муфты блокировки дифференциала заднего моста автоматически управляются в зависимости от угла поворота направляющих колес. Привод переднего ведущего моста содержит фрикционную муфту, расположенную на валу привода, кинематически связанную со вторичным валом коробки передач [1]

Автоматически передний ведущий мост включается (отключается) с помощью механизма свободного хода в зависимости от буксования задних колес только при движении трактора вперед. Принудительно (оператором) его можно включать и отключать как при движении вперед, так и при движении задним ходом. Привод колес этого трактора имеет недостатки, которые не позволяют получить высокую маневренность трактора и машинно-тракторных агрегатов, составленных на его основе.

Минимальный радиус поворота составляет 4-5 м. Увеличение угла поворота управляемых колес при повороте на рыхлых почвах (основной фон, на котором требуется высокая маневренность) не дает желаемого результата, так как возрастает сопротивление повороту вследствие наличия "бульдозерного эффекта" нагребание почвы перед колесами. Основным недостатком такого трактора, влияющим на его маневренность, является одновременная работа двух ведущих мостов трактора на повороте независимо от величины поворота управляемых колес или работа только заднего ведущего моста.

Цель изобретения повышение маневренности трактора со всеми ведущими колесами.

Для достижения поставленной цели введена дополнительная фрикционная муфта привода переднего ведущего моста, кинематически не связанная со вторичным валом коробки передач, и отключение привода заднего ведущего моста за счет размыкания всех фрикционных муфт первичного вала коробки передач, и отключений блокировки межколесного дифференциала заднего моста при повороте передних управляемых на угол более 50о. При этом движение трактора на повороте происходит только за счет тяги, развиваемой передним ведущим мостом.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого трактора.

Трактор содержит двигатель, коленчатый вал 1 которого через сцепление 2 соединен с первичным валом 4 коробки передач, содержащим фрикционные муфты 6 и свободно посаженные на нем шестерни 5, входящие в зацепление с шестернями 5" промежуточного вала 22, соединенного со вторичным валом 9 шестернями 7, 18 и муфтой 8, который через шестерни главной передачи 10 и дифференциалом 13, содержащий блокировку дифференциала 11, связан с конечными передачами 12 и через них с задними колесами 14, вал привода переднего ведущего моста 21 через шестерни 18, 19, 20, кулачковую муфту 16, вторичный вал 9, основную фрикционную муфту 15 с дисками 17, свободно посаженную шестерню 25, дополнительную фрикционную муфту 23 с фрикционными дисками 24, шестерни 31 и 3, связанную с коленвалом 1, шестерни главной передачи 28, дифференциал 29 и конечные передачи 27 соединен с передними колесами 26.

Трактор работает следующим образом. Для поворота трактора управляемые колеса поворачиваются на определенный угол и в зависимости от его величины различают два основных режима: первый поворот трактора при повороте управляемых колес на угол до 40о и второй более 40о.

Для обеспечения первого режима поворота вращения от коленвала двигателя через сцепление 2 передается на первичный вал 4 и через одну из включенных 4 фрикционных муфт 6 (в зависимости от выбранной передачи), шестерни 5 и 6" передается на промежуточный вал 22; а от него через шестерни 5 и 7 (в зависимости от положения муфты 8) на вторичный вал 9, главную передачу 10, конечные передачи 12 к колесам заднего моста 14. При замкнутой фрикционной муфте 15 вращение от вторичного вала 9 через шестерни 18, 19 и 20, кулачковые муфты 16 передается на вал 21 и от него на главную передачу 28, дифференциал 29, конечные передачи 27 и передним колесам 26 переднего ведущего моста. При таком положении элементов конструкции поворот происходит с участием двух ведущих мостов (заднего и переднего), блокировка межколесного дифференциала заднего ведущего моста включена при повороте колес на угол менее 10о, а во всех других положениях отключена.

Для обеспечения поворота во втором режиме (угол поворота управляемых колес на угол более 40о) фрикционные муфты 5 разомкнуты (отключены) и вращение от коленчатого вала 1 через сцепление 2 передается только на первичный вал 4, который свободно вращается в подшипниковых опорах, вращение на промежуточный вал 22, а, значит, и вторичный вал не передается, фрикционная муфта 15 отключена, вращение на вал привода 21 передается через шестерни 3, 31 и 25, замкнутую (включенную) дополнительную муфту 23, далее через главную передачу 28, дифференциал 29, конечные передачи 27 к передним колесам 26.

В описанном случае движение трактора на повороте происходит только за счет тяги, создаваемой передним ведущим мостом, колеса которого катятся по заданной траектории без бокового перемещения, что исключает "бульдозерный эффект". В этом случае угол поворота колес может достигать 90о, а радиус поворота трактора будет минимальным равным базе трактора. При завершении поворота и возвращении передних управляемых колес в положение для прямолинейного или криволинейного движения (углом поворота колес менее чем 40о) происходит включение выбранной до начала поворота передачи фрикционной муфты 17 и отключение дополнительной фрикционной муфты 24 привода переднего ведущего моста. В таком случае имеет место поворот в первом режиме. При этом изменение положений фрикционных элементов конструкции трактора (фрикционные муфты 6, 11, 15 и 23) происходит автоматически по заданным законом от клапанов, установленных в механизме поворота (гидроусилителе рулевого управления) и распределителя, связанного трубопроводами с нагнетательной магистралью насоса гидрообъемного рулевого управления, распределителем коробки передач, для включения фрикционных муфт 6, краном управления приводом переднего ведущего моста, предназначенного для подачи потока жидкости под давлением (поочередно) к фрикционным муфтам 15 и 23 и приводом блокировки дифференциала 11 заднего моста.

Таким образом, трактор, выполненный по схеме 4К4, содержащий дополнительную фрикционную муфту привода переднего ведущего моста, кинематически не связанную со вторичным валом коробки передач, возможностью движения трактора не только за счет тяги, создаваемой передним ведущим мостом, позволяет обеспечить его высокую маневренность.

Класс B60K17/34 для привода одновременно передних и задних колес, например транспортных средств с четырьмя ведущими колесами

полноприводная трансмиссия /варианты/ -  патент 2521457 (27.06.2014)
полноприводный автомобиль -  патент 2497695 (10.11.2013)
транспортное средство -  патент 2486068 (27.06.2013)
моторно-трансмиссионный модуль -  патент 2478045 (27.03.2013)
тросовый привод второго ведущего моста транспортного средства -  патент 2477400 (10.03.2013)
транспортное средство с комбинированной энергетической установкой расширенных функциональных возможностей -  патент 2473432 (27.01.2013)
дифференциальная раздаточная коробка -  патент 2471650 (10.01.2013)
привод ведущих мостов многоосного транспортного средства -  патент 2398684 (10.09.2010)
отключаемый колесный узел транспортного средства -  патент 2380242 (27.01.2010)
механическая трансмиссия колесного транспортного средства -  патент 2326772 (20.06.2008)
Наверх