устройство управления системой отопления и вентиляции транспортного средства

Классы МПК:B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "ГАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-01-11
публикация патента:

Изобретение может быть использовано в автомобилестроении. Цель - повышение эффективности управления вентиляцией и отоплением салона автомобиля и снижение травмоопасности. Сущность: в опорной пластине 1 с рычагами управления 3 и 4 установлен ползун 5 с возможностью продольного перемещения в волнообразной направляющей прорези 8. Ползун шарнирно соединен с рычагами управления посредством поводков 6 и 7. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее опорную пластину и жестко соединенную с ней ось, на которой шарнирно закреплены два рычага управления, связанные с исполнительными органами системы, отличающееся тем, что оно снабжено ползуном с двумя штыревидными выступами, соединенным с рычагами управления посредством двух поводков, при этом опорная пластина выполнена с волнообразной прорезью или канавкой, включающей в себя три участка, а ползун размещен в прорези или канавке с возможностью продольного перемещения.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элементы конструкции устройства связаны между собой соотношениями

R1 R2 R3 L4 L5;

L1 L2 L3,

где R1 радиус кривизны первой части направляющей прорези или канавки;

R2 радиус кривизны второй части направляющей прорези или канавки;

R3 радиус кривизны третьей части направляющей прорези или канавки;

L1 расстояние между штыревидными выступами ползуна;

L2 расстояние между центрами кривизны первого и второго участков волнообразной направляющей;

L3 расстояние между центрами кривизны второго и третьего участков волнообразной направляющей;

L4 и L5 длины первого и второго поводков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию подачи воздуха или жидкости в салон автомобиля к теплообменнику систем вентиляции и отопления.

Известно устройство управления системой отопления и вентиляции транспортных средств, содержащее рычаг, связанный с одним или несколькими исполнительными органами, установленный с возможностью вращения вокруг неподвижной оси, выполненной за одно целое с опорной пластиной, свободный конец которого является рукояткой управления.

К недостаткам этого устройства относятся:

1. Возможность воздействия только на один исполнительный орган или на два или несколько исполнительных органов одновременно, что приводит к увеличению количества органов управления, так как в современных системах отопления и вентиляции транспортных средств содержится большое количество исполнительных органов в виде заслонок и крана, и количество комбинаций крайних положений исполнительных органов велико;

2. Дугообразная траектория перемещения рукоятки управления относительно лицевой поверхности устройства управления, что приводит к увеличенному выступанию рукоятки управления и повышает травмоопасность.

Цель изобретения повышение эффективности управления исполнительными органами системы отопления и вентиляции транспортного средства в виде заслонок или крана, снижение травмоопасности органов управления.

Указанная цель достигается тем, что в устройстве управления системой отопления и вентиляции транспортного средства, содержащем опорную пластину, два рычага управления, установленные с возможностью вращения вокруг неподвижной оси, выполненной за одно целое с опорной пластиной, установлен ползун с двумя штыревидными выступами, размещенный в волнообразной направляющей прорези или канавке, выполненной за одно целое с опорной пластиной, с возможностью продольного перемещения в ней, шарнирно соединенный с рычагами посредством двух поводков.

На фиг. 1 изображено устройство управления при крайнем левом положении рукоятки управления; на фиг.2 то же, при среднем положении рукоятки управления; на фиг. 3 то же, при крайнем правом положении рукоятки управления; на фиг.4 схематическое изображение устройства управления.

Устройство состоит из опорной пластины 1 с неподвижной осью 2, вокруг которой вращаются рычаги 3 и 4, шарнирно связанные с управляющим элементом в виде ползуна 5, посредством промежуточных поводков 6 и 7. Ползун 5 имеет два штыревидных выступа А и В, скользящих в направляющей прорези или канавке волнообразной формы 8. Точки С и Д рычагов 3 и 4 соединены с исполнительными органами 9 и 10.

Устройство работает следующим образом. При перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из крайнего левого положения А"В" (см. фиг.2) в среднее положение АВ (см. фиг.1) точка С рычага 3 остается неподвижной так, как является одновременно центром дуги окружности АА" (см. фиг.4) направляющей прорези или канавки 8 и центром вращения поводка 6, длина которого L3 равна радиусу кривизны R1 дуги АА" направляющей прорези или канавки 8. В то же время точка D рычага 4 перемещается из положения D" (см. фиг.2) в положение D (см. фиг. 1). При перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из среднего положения AB в крайнее правое положение A""B"" (см. фиг.3), наоборот, точка D остается неподвижной, а точка С перемещается в положение С"", так как устройство управления имеет симметричное построение и выполняется следующее геометрическое соотношение

R1= R3=L4=L5, где R1 и R2 радиусы кривизны участков волнообразной направляющей АА" и BB"" соответственно, а L4 и L5 длины поводков 6 и 7 соответственно.

Прямолинейное перемещение рукоятки управления 5 параллельно лицевой поверхности устройства обеспечивается за счет соблюдения геометрического соотношения

R1= R2= R3= L1= L2= L3, где R1, R2, R3 радиусы кривизны волнообразной направляющей 8.

L1 расстояние между штыревидными выступами А и В управляющего элемента в виде ползуна 5.

L2 и L3 расстояние между центрами кривизны волнообразной направляющей 8 (см. фиг.4).

При этом при перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из одного крайнего положения в другое точка Е ползуна движется по прямой линии, параллельной лицевой поверхности устройства МN.

Точки С и D рычагов 3 и 4 в свою очередь соединены с исполнительными органами 9 и 10.

Таким образом, при перемещении рукоятки управления из крайнего левого положения в крайнее правое положение, последовательно перемещаются сначала исполнительный орган 10, а затем, после прохождения рукояткой среднего положения, исполнительный орган 9 и наоборот. При этом соблюдается прямолинейное перемещение органа управления параллельно лицевой поверхности устройства, что позволяет в два раза уменьшить количество органов управления и, следовательно, повысить эффективность управления исполнительными органами системы вентиляции и отопления транспортного средства в виде крана или заслонок и обеспечить прямолинейное перемещение органов управления параллельно лицевой поверхности устройства, с целью снижения травмоопасности.

Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства

устройство для поддержания необходимой температуры батареи в транспортном средстве -  патент 2529068 (27.09.2014)
малогабаритный термоэлектрический кондиционер -  патент 2529045 (27.09.2014)
теплообменник для мобильного отопительного устройства автомобиля -  патент 2523866 (27.07.2014)
способ обогрева салона транспортного средства через лобовое, заднее и боковые стекла -  патент 2523361 (20.07.2014)
система кондиционирования воздуха транспортного средства -  патент 2521897 (10.07.2014)
испарительный узел, в частности отопителя транспортного средства -  патент 2521069 (27.06.2014)
воздуховыпускное устройство -  патент 2518092 (10.06.2014)
контур кондиционирования автотранспортного средства, содержащий расширительную камеру -  патент 2517933 (10.06.2014)
система кондиционирования с одним расширительным клапаном -  патент 2516912 (20.05.2014)
нагревательный прибор для автомобиля -  патент 2514944 (10.05.2014)
Наверх