устройство управления системой отопления и вентиляции транспортного средства
Классы МПК: | B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства |
Автор(ы): | Докучаев А.Я. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ГАЗ" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-01-11 публикация патента:
10.05.1995 |
Изобретение может быть использовано в автомобилестроении. Цель - повышение эффективности управления вентиляцией и отоплением салона автомобиля и снижение травмоопасности. Сущность: в опорной пластине 1 с рычагами управления 3 и 4 установлен ползун 5 с возможностью продольного перемещения в волнообразной направляющей прорези 8. Ползун шарнирно соединен с рычагами управления посредством поводков 6 и 7. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее опорную пластину и жестко соединенную с ней ось, на которой шарнирно закреплены два рычага управления, связанные с исполнительными органами системы, отличающееся тем, что оно снабжено ползуном с двумя штыревидными выступами, соединенным с рычагами управления посредством двух поводков, при этом опорная пластина выполнена с волнообразной прорезью или канавкой, включающей в себя три участка, а ползун размещен в прорези или канавке с возможностью продольного перемещения. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что элементы конструкции устройства связаны между собой соотношениямиR1 R2 R3 L4 L5;
L1 L2 L3,
где R1 радиус кривизны первой части направляющей прорези или канавки;
R2 радиус кривизны второй части направляющей прорези или канавки;
R3 радиус кривизны третьей части направляющей прорези или канавки;
L1 расстояние между штыревидными выступами ползуна;
L2 расстояние между центрами кривизны первого и второго участков волнообразной направляющей;
L3 расстояние между центрами кривизны второго и третьего участков волнообразной направляющей;
L4 и L5 длины первого и второго поводков.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию подачи воздуха или жидкости в салон автомобиля к теплообменнику систем вентиляции и отопления. Известно устройство управления системой отопления и вентиляции транспортных средств, содержащее рычаг, связанный с одним или несколькими исполнительными органами, установленный с возможностью вращения вокруг неподвижной оси, выполненной за одно целое с опорной пластиной, свободный конец которого является рукояткой управления. К недостаткам этого устройства относятся:1. Возможность воздействия только на один исполнительный орган или на два или несколько исполнительных органов одновременно, что приводит к увеличению количества органов управления, так как в современных системах отопления и вентиляции транспортных средств содержится большое количество исполнительных органов в виде заслонок и крана, и количество комбинаций крайних положений исполнительных органов велико;
2. Дугообразная траектория перемещения рукоятки управления относительно лицевой поверхности устройства управления, что приводит к увеличенному выступанию рукоятки управления и повышает травмоопасность. Цель изобретения повышение эффективности управления исполнительными органами системы отопления и вентиляции транспортного средства в виде заслонок или крана, снижение травмоопасности органов управления. Указанная цель достигается тем, что в устройстве управления системой отопления и вентиляции транспортного средства, содержащем опорную пластину, два рычага управления, установленные с возможностью вращения вокруг неподвижной оси, выполненной за одно целое с опорной пластиной, установлен ползун с двумя штыревидными выступами, размещенный в волнообразной направляющей прорези или канавке, выполненной за одно целое с опорной пластиной, с возможностью продольного перемещения в ней, шарнирно соединенный с рычагами посредством двух поводков. На фиг. 1 изображено устройство управления при крайнем левом положении рукоятки управления; на фиг.2 то же, при среднем положении рукоятки управления; на фиг. 3 то же, при крайнем правом положении рукоятки управления; на фиг.4 схематическое изображение устройства управления. Устройство состоит из опорной пластины 1 с неподвижной осью 2, вокруг которой вращаются рычаги 3 и 4, шарнирно связанные с управляющим элементом в виде ползуна 5, посредством промежуточных поводков 6 и 7. Ползун 5 имеет два штыревидных выступа А и В, скользящих в направляющей прорези или канавке волнообразной формы 8. Точки С и Д рычагов 3 и 4 соединены с исполнительными органами 9 и 10. Устройство работает следующим образом. При перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из крайнего левого положения А"В" (см. фиг.2) в среднее положение АВ (см. фиг.1) точка С рычага 3 остается неподвижной так, как является одновременно центром дуги окружности АА" (см. фиг.4) направляющей прорези или канавки 8 и центром вращения поводка 6, длина которого L3 равна радиусу кривизны R1 дуги АА" направляющей прорези или канавки 8. В то же время точка D рычага 4 перемещается из положения D" (см. фиг.2) в положение D (см. фиг. 1). При перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из среднего положения AB в крайнее правое положение A""B"" (см. фиг.3), наоборот, точка D остается неподвижной, а точка С перемещается в положение С"", так как устройство управления имеет симметричное построение и выполняется следующее геометрическое соотношение
R1= R3=L4=L5, где R1 и R2 радиусы кривизны участков волнообразной направляющей АА" и BB"" соответственно, а L4 и L5 длины поводков 6 и 7 соответственно. Прямолинейное перемещение рукоятки управления 5 параллельно лицевой поверхности устройства обеспечивается за счет соблюдения геометрического соотношения
R1= R2= R3= L1= L2= L3, где R1, R2, R3 радиусы кривизны волнообразной направляющей 8. L1 расстояние между штыревидными выступами А и В управляющего элемента в виде ползуна 5. L2 и L3 расстояние между центрами кривизны волнообразной направляющей 8 (см. фиг.4). При этом при перемещении рукоятки управления с ползуном 5 из одного крайнего положения в другое точка Е ползуна движется по прямой линии, параллельной лицевой поверхности устройства МN. Точки С и D рычагов 3 и 4 в свою очередь соединены с исполнительными органами 9 и 10. Таким образом, при перемещении рукоятки управления из крайнего левого положения в крайнее правое положение, последовательно перемещаются сначала исполнительный орган 10, а затем, после прохождения рукояткой среднего положения, исполнительный орган 9 и наоборот. При этом соблюдается прямолинейное перемещение органа управления параллельно лицевой поверхности устройства, что позволяет в два раза уменьшить количество органов управления и, следовательно, повысить эффективность управления исполнительными органами системы вентиляции и отопления транспортного средства в виде крана или заслонок и обеспечить прямолинейное перемещение органов управления параллельно лицевой поверхности устройства, с целью снижения травмоопасности.
Класс B60H1/00 Отопительные, холодильные или вентиляционные устройства