электромагнитный двигатель

Классы МПК:H02K41/025 асинхронные электродвигатели
Патентообладатель(и):Горягин Владимир Федорович[UA]
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-15
публикация патента:

Использование: в электроприводе. Сущность изобретения:электродвигатель состоит из индуктора 1, в пазы 5 которого уложена обмотка одной фазы, а в пазы 6 - другой фазы. Винтовые пазы 7 в левой половине ротора 2 имеют угол наклона такой же, как и винтовые пазы 8 в правой половине, но направлены в противоположную сторону. При подаче на обмотку двухфазного напряжения в левой половине индуктора создается бегущее магнитное поле, движущееся например, слева направо, а в правой половине - встречное, бегущее справа налево. Под действием этих полей осевые составляющие сил, действующих на ротор, взаимно уравновесятся, а тангенциальные создадут вращающий момент, под действием которого ротор будет вращаться. Отсутствие осевых сил уменьшает нагрузку на опоры вала. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий статор и якорь, разделенный вдоль продольной оси на две половины, в пазы статора уложены катушки обмотки управления, зубцы цилиндрического ферромагнитного якоря выполнены в виде спирали с левой нарезкой его одной половины и с правой нарезкой для его другой половины, причем узлы наклона спиралей равны, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода материалов и потерь электроэнергии, повышения надежности и упрощения эксплуатации, а также расширения функциональных возможностей (расширение диапазона частот вращения) электродвигателя, катушки левой половины магнитопровода статора уложены в пазы в последовательности фаз такой, что обеспечивают движение магнитного поля в одном направлении вдоль продольной оси, а катушки второй его части имеют последовательность фаз, обеспечивающую встречное направление движения магнитного поля вдоль продольной оси, якорь снабжен короткозамкнутой обмоткой, размещеннной в его пазах между зубцами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электромеханике, в частности к линейным цилиндрическим электродвигателям.

Известна электрическая машина с якорем (ротором) как вращающимся, так и движущимся продольно и имеющим два комплекта полюсных зубцов, которые покомплектно соответствуют полюсным зубцам разъемного электромагнита возбуждения (статора) с обмоткой, разделенной на две электрические разделенные частичные обмотки, от которых возбуждается соответствующий один комплект полюсных зубцов статора. Обе частичные обмотки возбуждения электромагнита через коммутационное устройство так питаются переменным током, что в пространстве образуются движущиеся магнитные поля.

Недостатками указанной электрической машины являются повышенный расход материалов, сложность эксплуатации и ограниченность диапазона частот вращения частотой не выше 3000 об/мин.

Известен линейный цилиндрический электродвигатель (электромагнитный двигатель), содержащий вал, цилиндрический ферромагнитный якорь с винтовой системой зубцов и цилиндрический ферромагнитный статор с зубцами и обмотками управления. Якорь выполнен в виде втулки, насаженной на вал с возможностью перемещения вдоль оси, винтовые системы зубцов выполнены с правой и левой нарезкой, а зубцы статора также выполнены в виде левой и правой систем зубков такого же шага, что и шаг нарезки зубцов якоря, а обмотки управления статора выполнены концентрическими.

Недостатками такого электродвигателя являются повышенный расход материалов и электроэнергии, сложность при эксплуатации.

Целью изобретения является снижение расхода материалов и потерь электроэнергии, повышение надежности и упрощение эксплуатации, а также функциональных возможностей (расширение диапазона частот вращения) электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что в электромагнитном двигателе, содержащем статор и якорь, разделенные вдоль продольной оси на две половины, в пазы статора уложены катушки обмотки управления, зубцы цилиндрического ферромагнитного якоря выполнены в виде спирали с левой нарезкой для его одной половины и с правой для его другой половины, причем углы наклона спиралей равны, а катушки левой половины магнитопровода статора уложены в пазы в такой последовательности фаз, что обеспечивают движение магнитного поля в одном направлении вдоль продольной оси, а катушки другой его части имеют последовательность фаз, обеспечивающую встречное направление движения магнитного поля вдоль продольной оси, якорь снабжен короткозамкнутой обмоткой, размещенной в его пазах между зубцами.

На чертеже изображен линейный цилиндрический электродвигатель, разрез.

Электродвигатель состоит из индуктора 1, в пазы которого уложена обмотка якоря 2, и вала 3, вращающегося в опорах 4. Индуктор и якорь выполнены симметричными относительно оси 0-0 (в качестве примера для упрощения, однако не нарушая общности, двигатель показан двухфазным с восьмью пазами на индукторе). В пазы 5 уложены катушки обмотки первой фазы, в пазы 6 второй. Соответственно винтовые пазы 7 в левой половине якоря имеют угол наклона такой же, какой и винтовые пазы в первой половине, но направлены в противоположную сторону. В пазы якоря уложена короткозамкнутая обмотка, состоящая из стержней, находящихся в винтовых пазах, одного или нескольких стержней 9, направленных вдоль оси вращения вала, и короткозамыкающих колец 10.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче на обмотку двухфазного напряжения в левой половине индуктора будет создано бегущее магнитное поле, движущееся, например, слева направо, а в правой половине встречное, движущееся справа налево. Соответственно в роторе под действием этого поля текут токи, взаимодействие которых с магнитным потоком индуктора создает силы, направленные перпендикулярно к винтовым пазам; осевые составляющие этих сил взаимно уравновешиваются, а тангенциальные создадут вращающий момент, под действием которого ротор будет вращаться. Отсутствие же вовне направленных осевых сил позволяет уменьшить расход материалов на опоры двигателя и повысить его надежность.

Синхронная частота вращения двигателя должна наступить тогда, когда ЭДС в стержне, создаваемая магнитным потоком статора при движении его вдоль оси вала со скоростью Vo уравновесится встречной ЭДС, возникающей при вращении со скоростью Vт. Величина скорости Vт зависит от угла скоса стержней якоря (шага винтовой нарезки пазов). Чем меньше будет угол скоса, тем больше будет частота вращения, и наоборот. Поэтому в отличие от обычных (нелинейных) асинхронных двигателей, данный двигатель может иметь практически сколь угодно большую частоту вращения.

Класс H02K41/025 асинхронные электродвигатели

вторичный элемент линейного асинхронного двигателя -  патент 2526054 (20.08.2014)
линейный асинхронный двигатель -  патент 2518915 (10.06.2014)
линейный двигатель -  патент 2517437 (27.05.2014)
линейный асинхронный двигатель -  патент 2510867 (10.04.2014)
линейный асинхронный электропривод -  патент 2494522 (27.09.2013)
цилиндрический линейный асинхронный двигатель -  патент 2488936 (27.07.2013)
линейный асинхронный электропривод -  патент 2472275 (10.01.2013)
вторичный элемент линейного асинхронного двигателя -  патент 2468492 (27.11.2012)
линейный асинхронный электропривод -  патент 2461114 (10.09.2012)
электромеханический преобразователь для машин ударного действия -  патент 2454777 (27.06.2012)
Наверх