компрессор высокого давления двухконтурного турбореактивного двигателя

Классы МПК:F04D17/00 Нагнетатели с радиальным потоком, например центробежные вентиляторы; спирально-центробежные нагнетатели
F01D11/08 для уплотнения зазора между концами лопаток ротора и статором
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-16
публикация патента:

Использование: в авиадвигателестроении, в частности в конструкции статора компрессора с системой активного регулирования радиального зазора между статором и ротором. Сущность изобретения: компрессор содержит внутренний корпус 1 с закрепленными в нем направляющими аппаратами 2 и промежуточными кольцами 3 и охватывающий его наружный корпус 5, жестко связанный с внутренним корпусом 1 радиальными фланцами 7,8. Кольцевая камера 6 между внутренним 1 и наружным 5 корпусами выполнена герметичной и сообщена с проточной частью 12 компрессора жиклерными отверстиями, а патрубки 9 снабжены поворотными заслонками 10 и сообщены с каналом наружного контура двигателя. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

КОМПРЕССОР ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий внутренний корпус, закрепленные в нем направляющие лопаточные аппараты с промежуточными кольцами и установленные с радиальным зазором относительно колец рабочие лопатки и наружный силовой корпус, охватывающий с образованием кольцевой камеры внутренний корпус и жестко связанный с последним со стороны первых ступеней компрессора, отличающийся тем, что корпусы связаны между собой и со стороны последних ступеней компрессора при помощи радиальных фланцевых соединений, при этом наружный корпус снабжен сообщенными с наружным контуром двигателя и кольцевой камерой патрубками с заслонками, а внутренний корпус имеет жиклерные отверстия, сообщающие проточную часть компрессора с кольцевой камерой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а точнее к компрессорам высокого давления турбореактивных двухконтурных двигателей (ТРДД) с системой активного регулирования радиального зазора между статором и ротором.

Радиальные зазоры между статором и ротором (т.е. радиальные зазоры между торцом роторных лопаток и корпусом) имеют большое влияние на КПД компрессора, тягу двигателя и расход топлива. Уменьшение относительного радиального зазора (отношения радиального зазора к высоте лопатки) на 1% увеличивает КПД компрессора до 3% и уменьшает расход топлива до 10% [1] Это объясняется тем, что при уменьшении радиальных зазоров уменьшается перетекание воздуха из полостей с большим давлением в полости с меньшим давлением и соответственно увеличивается напор компрессора.

Известен компрессор высокого давления ТРДД с системой активного регулирования радиального зазора между статором и ротором, содержащий внутренний корпус, закрепленные в нем направляющие лопаточные аппараты с промежуточными кольцами и установленные с радиальным зазором относительно колец рабочие лопатки, и наружный силовой контур, охватывающий с образованием кольцевой камеры внутренний корпус и жестко связанный с последним со стороны первых ступеней компрессора.

Однако этот компрессор имеет низкий КПД в связи с ограниченной возможностью регулирования радиального зазора между статором и ротором.

Указанный недостаток устраняется тем, что корпуса связаны между собой и со стороны последних ступеней компрессора при помощи радиальных фланцевых соединений, при этом наружный корпус снабжен сообщенными с наружным контуром двигателя и кольцевой полостью патрубками с заслонками, а внутренний корпус имеет жиклерные отверстия, сообщающие проточную часть компрессора с кольцевой полостью.

На фиг. 1 изображен компрессор, продольный разрез; на фиг.2 показано сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 представлен узел I на фиг.2.

Компрессор высокого давления содержит внутренний корпус 1, закрепленные в нем направляющие аппараты 2 с промежуточными кольцами 3 и установленные с радиальным зазором относительно колец 3 рабочие лопатки 4, и наружный силовой корпус 5, охватывающий с образованием кольцевой камеры 6 внутренний корпус 1 и жестко соединенный с последним со стороны первых ступеней компрессора. Корпуса 1 и 5 связаны между собой и со стороны последних ступеней компрессора при помощи радиальных фланцевых соединений 7, 8. Наружный корпус 5 снабжен сообщенными с наружным контуром двигателя и кольцевой камерой 6 патрубками 9 с заслонками 10, а внутренний корпус 1 имеет жиклерные отверстия 11, сообщающие проточную часть 12 компрессора с кольцевой камерой 6.

Компрессор работает следующим образом.

При выходе двигателя из режима малого газа на взлетный режим радиальные зазоры между ротором и статором уменьшаются. Ввиду этого возможно врезание концов рабочих лопаток 4 в промежуточные кольца 3 статора. Так как заслонки 10 находятся в открытом положении, то давление в кольцевой камере 6 примерно равно давлению в канале наружного контура двигателя. Поэтому под действием все увеличивающегося перепада давления по обе стороны внутреннего корпуса 1, а также все увеличивающейся температуры воздуха в проточной части 12 компрессора внутренний корпус расширяется быстрее, чем ротор. Ввиду этого радиальные зазоры между ротором и статором увеличиваются, что предотвращает задевание концов рабочих лопаток 4 о промежуточные кольца 3.

Потери воздуха из проточной части компрессора ничтожны, так как площадь поперечного сечения жиклерных отверстий 11 несравненно меньше площади поперечного сечения патрубков 9. По расчету они равны 8 г/с (при расходе воздуха через компрессор высокого давления 47 кг/с). К тому же работа двигателя на взлетном режиме очень кратковременна (менее 1 мин).

При переходе двигателя на длительный крейсерский режим (полет самолета по маршруту на заданной высоте) все заслонки 10 закрываются и камера 6 становится герметичной. Так как она сообщена с проточной частью 12 компрессора жиклерными отверстиями 11, то давление в ней быстро становится равным статическому давлению в том месте проточной части 12 компрессора, где расположены отверстия 11. Внутренний корпус 1 разгружается от действия силы перепада давления по обе стороны его, корпус 1 сжимается и радиальные зазоры становятся минимальными. Температуры корпуса 1 и ротора выравниваются.

При переходе двигателя на режим малого газа (снижение самолета перед заходом на посадку) температура воздуха в проточной части 12 компрессора резко уменьшается. При этом тонкостенный внутренний корпус 1 охлаждается быстрее, чем массивный ротор. Поэтому возникает опасность врезания концов рабочих лопаток 4 в промежуточные кольца 3 статора. Для увеличения радиальных зазоров открываются все заслонки 10, после чего давление в кольцевой камере 6 быстро падает до давления в канале наружного контура. Внутренний корпус 1 под действием разности давлений по обе его стороны расширяется, и радиальные зазоры между статором и ротором увеличиваются.

Класс F04D17/00 Нагнетатели с радиальным потоком, например центробежные вентиляторы; спирально-центробежные нагнетатели

центробежный компрессор для разделения влажной газовой смеси и способ его изготовления -  патент 2521942 (10.07.2014)
двухсекционный центробежный компрессор -  патент 2518785 (10.06.2014)
диаметральный вентилятор -  патент 2490518 (20.08.2013)
вакуумный центробежный компрессор -  патент 2480631 (27.04.2013)
агрегат с радиальным потоком -  патент 2477390 (10.03.2013)
шахтная вентиляторная установка -  патент 2473808 (27.01.2013)
радиальный вентилятор -  патент 2470193 (20.12.2012)
модульный электроприводной компрессорный агрегат -  патент 2461738 (20.09.2012)
способ изготовления рабочих колес центробежных копрессоров -  патент 2459980 (27.08.2012)
центробежный компрессорный агрегат -  патент 2458253 (10.08.2012)

Класс F01D11/08 для уплотнения зазора между концами лопаток ротора и статором

сборка обоймы турбины -  патент 2522264 (10.07.2014)
турбина низкого давления -  патент 2519656 (20.06.2014)
узел несущего элемента щеточного уплотнения и уплотнительный узел для турбинной установки -  патент 2518751 (10.06.2014)
орган блокировки для устройства крепления секторов кольца на корпусе турбомашины летательного аппарата, устройство крепления секторов кольца, турбина турбомашины и турбомашина летательного аппарата -  патент 2511821 (10.04.2014)
устройство для уплотнения радиального зазора между ротором и статором турбины -  патент 2511818 (10.04.2014)
надбандажное лабиринтное уплотнение для паровой турбины -  патент 2509896 (20.03.2014)
способ уплотнения газового тракта турбины и способ изготовления уплотнительного элемента -  патент 2508451 (27.02.2014)
способ изготовления армированного прирабатываемого уплотнения турбомашины -  патент 2507033 (20.02.2014)
конструкция уплотнения для уплотнения пространства между вращающимся элементом и неподвижным элементом (варианты) -  патент 2501955 (20.12.2013)
лабиринтное надбандажное уплотнение для паровой турбины -  патент 2499144 (20.11.2013)
Наверх