сварной барабанный ротор турбомашины

Классы МПК:F01D5/06 роторы для более чем одной осевой ступени, например барабанного или многодискового типа; их конструктивные элементы 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение "Турбоатом" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1989-12-25
публикация патента:

Изобретение относится к трубостроению, может быть использовано в конструкциях роторов паровых и газовых турбин, трубокомпрессоров и позволяет повысить надежность ротора путем преобразования растягивающих осевых напряжений от центробежных сил в корне сварных швов в сжимающие. Сварной барабанный ротор содержит соединенные между собой сварными швами 5 по сварным перемычкам в барабанные части 1 с участками а, имеющие диски 2 или пазы 3 для крепления рабочих лопаток 4, и межлопаточными перемычками б. Внутренняя расточка участков в и соседних с ними участков а выполнена диаметром, большим диаметра внутренней расточки межлопаточных перемычек б, например, за счет выполнения кольцевых выступов 6 на участках б или за счет внутренней подрезки 7 на участках а и в. При вращении ротора выступы 6 "придерживают" изнутри участки а в радиальном направлении только с одной стороны. За счет разности радиальных перемещений участки а, например, с дисками 2 поворачиваются в плоскости оси вращения ротора, изгибая сварную перемычку в выпуклостью от оси вращения ротора, преобразуя растягивающие усилия в корне 8 сварных швов 5 в сжимающие. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СВАРНОЙ БАРАБАННЫЙ РОТОР ТУРБОМАШИНЫ, содержащий барабанные части с участками крепления лопаток и межлопаточными перемычками, соединненные между собой сварными швами по сварным перемычкам, диаметр внутренней расточки которых больше диаметра внутренней расточки межлопаточных перемычек, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем преобразования растягивающих осевых напряжений в сжимающие напряжения в корне сварных швов от цетробежных сил, внутренняя расточка соседних к сварному шву участков крепления лопаток выполнена диаметром, большим диаметра внутренней расточки межлопаточных перемычек.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в конструкциях сварных роторов паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров.

Целью изобретения является повышение надежности ротора путем преобразования растягивающих осевых напряжений от центробежных сил в корне сварных швов в сжимающие напряжения.

На фиг. 1 представлен фрагмент (3-7-я ступени) сварного барабанного ротора турбомашины, продольный разрез; на фиг.2 фрагмент ротора, поясняющий его работу.

Сварной барабанный ротор содержит барабанные части 1 с внутренней расточкой, имеющие участки а с дисками 2 или пазами 3 крепления рабочих лопаток 4 и межлопаточные перемычки б. Барабанные части 1 соединены между собой сварными швами 5 по сварным перемычкам в. Внутренняя расточка участков в и а выполнена большим диаметром, чем расточка участков б, т.е. d1 и d2 > d3. При этом диаметр d2 может быть равным, большим или меньшим d1. Конструктивно увеличение диаметров d1 и d2 внутренней расточки участков в и а относительно d3 участка б может быть достигнута за счет кольцевых выступов 6 на внутренней расточке участка б или за счет кольцевой подрезки 7 внутренней расточки на участках а и в. Возможно также комбинированное выполнение: с кольцевой подрезкой 7 на участке а и в и выступами 6 на участке б.

Величину разности диаметров d1, d2 и d3 участков в, а и б выбирают расчетным путем (например, методом конечных элементов) такой, чтобы в корне 8 сварного шва 5 при вращении ротора возникали сжимающие напряжения заданной величины, а именно результирующие напряжения от весовых нагрузок и центробежных сил должны быть отрицательными, т.е. сжимать корень 8 сварного шва с заданным усилием.

Ротор работает следующим образом.

При вращении ротора, например, с дисками 2 вокруг оси Z от центробежных сил рабочих лопаток 4 и дисков 2 из-за различных по величине радиальных перемещений UrA и UrB сторон А и Б (фиг.2) возникают изгибающие моменты М в плоскости оси вращения ротора. Разность радиальных перемещений UrA и UrБ обусловлена тем, что сторона А как бы придерживается выступом 6, а сторона Б свободна в радиальном направлении. Под действием моментов А диски 2 поворачиваются, изгибая участок в со сварным швом выпуклостью от оси вращения ротора. При этом растягивающие осевые напряжения в корне 8 сварных швов 5 преобразуются в сжимающие осевые напряжения, благодаря чему повышается надежность ротора.

Класс F01D5/06 роторы для более чем одной осевой ступени, например барабанного или многодискового типа; их конструктивные элементы 

турбина низкого давления газотурбинного двигателя, диск и конусная цапфа турбины низкого давления, газотурбинный двигатель -  патент 2528751 (20.09.2014)
вкладыш для изменения сквозного отверстия в рабочем колесе ротора паровой турбины и способ его установки -  патент 2527804 (10.09.2014)
ротор газотурбинного двигателя -  патент 2525985 (20.08.2014)
ротор газотурбинного двигателя -  патент 2514820 (10.05.2014)
радиальный кольцевой фланец, турбина низкого давления для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2514462 (27.04.2014)
многоступенчатая газовая силовая турбина -  патент 2506428 (10.02.2014)
радиальный кольцевой фланец, соединение элементов рабочего колеса или статора и газотурбинный двигатель -  патент 2498080 (10.11.2013)
сегментированный ротор турбины и турбина -  патент 2496007 (20.10.2013)
ротор компрессора газотурбинного двигателя, содержащий средства центробежного забора воздуха, и газотурбинный двигатель -  патент 2492328 (10.09.2013)
ротор компрессора газогенератора турбовентиляторного двигателя -  патент 2485325 (20.06.2013)
Наверх