вещество, обладающее антиагрегантной активностью

Классы МПК:A61K31/44  не конденсированные пиридины; их гидрированные производные их
A61K31/505  пиримидины; гидрированные пиримидины, например триметоприм
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Саратовский государственный медицинский институт
Приоритеты:
подача заявки:
1993-07-07
публикация патента:

Изобретение относится к медицине, в частности к лекарственным препаратам, и может быть использовано в качестве средства специфической профилактики тромбозов при различных патологических состояниях. Динатриевая соль 2-(2,6-диметил-3,5-диэтоксикарбонил-1,4-дигидропиридин-4-карбоксамидо) глутаровой кислоты обладает антиагрегантной активностью в отношении тромбоцидов. 7 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Применение динатриевой соли 2-(2,6- диметил- 3,5 -диэтоксикарбонил-1, 4-дигидропиридин -4- карбоксиамидо)глутаровой кислоты в качестве вещества, обладающего антиагрегантной активностью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, в частности к лекарственным препаратам, и может быть использовано в качестве средства специфической профилактики тромбозов при различных патологических состояниях.

В связи с тем, что тромбоциты играют фундаментальную роль не только в образовании гемостатического тромба у места повреждения стенки сосудов, но и в патогенезе тромбозов, особенно артериальных, и атеросклероза, для профилактики тромбозов в артериальной системе, должны быть включены мероприятия, направленные на снижение адгезивности и агрегации тромбоцитов.

Из большого количества антиагрегатов, влияющих на различные фазы процесса агрегации тромбоцитов, в клинической практике используется ограниченное количество. Наибольшее распространение в профилактике тромбозов, инфаркта миокарда нашли антиагреганты, ингибирующие циклоксигеназу (аспирин), фосфодиэстеразу (дипиридамол), кальций-блокаторы (верапамил).

Впервые установлено, что препарат динатриевой соли 2-(2,6-диметил-3,5-диэтоксикарбонил-1,4-дигидропиридин-4- карбоксамидо)глутаровой кислоты, являющийся по химической структуре производным дигидропиридинового ряда, проявляет выраженные антиагрегантные свойства. Препарат был впервые синтезирован в Институте органического синтеза АН Латвии и защищен как антиаритмическое средство. По физическим свойствам представляет собой белое кристаллическое вещество, растворимое в воде, мол.м. 426,4.

Эксперименты были проведены на белых нелинейных крысах-самцах массой 220-250 г. По истечении послеоперационного периода после катетеризации брюшной аорты (2,5вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331580,3 сут) кровь забиралась у бодрствующих крыс силиконированным шприцем через катетер и стабилизировалась 130 мМ раствором цитрата натрия. Богатую тромбоцитами плазму получали центрифугированием крови при 100g в течение 100 мин. После удаления супернатанта кровь подвергали дальнейшему центрифугированию в течение 20 мин при 300g для получения плазмы, бедной тромбоцитами. Агрегацию тромбоцитов определяли методом при помощи лазерного анализатора агрегации, сопряженного с IBM-совместимым компьютером. Метод основан на статистическом анализе флуктуаций светопропускания, вызванных случайным изменением числа частиц в оптическом канале. Относительная дисперсия таких флуктуаций пропорциональна среднему размеру агрегатов и использовалась для исследования кинетики агрегации. Метод отличается высокой чувствительностью, что делает его пригодным для исследования спонтанной агрегации, агрегации под влиянием низких концентраций индукторов агрегации, что является наиболее оптимальным для клинического и лабораторного исследования. В качестве индукторов агрегации использовали АДФ в концентрациях 0,1, 0,5 и 1 мкМ, арахидоновую кислоту в концентрациях 6,5, 12,5 и 25 мМ и фактор активации тромбоцитов (ФАТ) в конечных концентрациях 10, 20 и 30 нМ. В качестве растворителя АДФ использовали изотонический раствор натрия хлорида, ФАТ и арахидоновую кислоту готовили на этаноле.

Для оценки процесса агрегации определяли следующие показатели: степень агрегации, максимальную и начальную скорости агрегации, глубину дезагрегации и вторую волну при их наличии. Эксперименты включали несколько серий: 1. серия опытов in vitro: влияние препаратов на процесс индуцированной агрегации при различных временных интервалах инкубации с ними (1,3 и 5 мин), влияние препаратов на процесс индуцированной развившейся агрегации при различных временных интервалах (10, 30, 60 и 120 с от начала агрегации), влияние препаратов на процесс спонтанной агрегации при различных временных интервалах инкубации с ними (1,3 и 5 мин), влияние растворителя на исследуемые процессы спонтанной и индуцированной агрегации тромбоцитов; 2. серия опытов ex vivo: влияние препаратов на процесс индуцированной агрегации после применения их в суточной дозе 0,3 мг/кг; влияние препаратов на процесс спонтанной агрегации после применения их в/в в суточной дозе 0,3 мг/кг, влияние растворителя на исследуемые процессы спонтанной и индуцированной агрегации тромбоцитов. Исследуемые препараты применялись в экспериментах in vitro в концентрациях 10-5-10-7 М в соответствии с рекомендациями Института органического синтеза АН Латвии. Расчет эффективности проводился с использованием четырехпольной таблицы и точного критерия Фишера. Расчет ЭД-50 проводили методом пробит-анализа по Ч. Блиесу. Статистический анализ был модифицирован при помощи IBM-совместимого компьютера. Каждая группа включала 10 наблюдений. Были проведены сравнительные аналогичные по протоколу исследования с применением ингибитора циклоксигеназы аспирина фирмы Bayer (Германия) и ингибитора фосфодиэстеразы дипиридамола фирмы Germed (Германия).

В результате проведенных экспериментов отмечен статистически достоверный выраженный эффект всех исследуемых лекарственных препаратов. Однако аспирин ингибировал агрегацию тромбоцитов, вызванную всеми применяемыми индукторами в среднем на 49вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331581,2% в то время как препарат динатриевой соли дигидропиридина глутаровой кислоты в аналогичных эффективных концентрациях 10-5-10-7 М ингибировал агрегационное действие АДФ на 36вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331580,9% а ФАТ на 41 вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 2033158 1,5% Антиагреационное действие дипиридамола проявлялось только, начиная с концентрации 10-5 М. Дипиридамол тормозил эффект АДФ на 20вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331581,6% а арахидоновой кислоты на 23вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331581,2% Другими словами, проведя анализ только влияния на величину степени агрегации при различных условиях эксперимента in vitro приходят к заключению о ряде антиагрегантной активности исследуемых препаратов: аспирин, динатриевая соль дигидропиридина глутаровой кислоты, дипиридамол.

В табл.1 представлены результаты исследования влияния лекарственных препаратов на показатели процесса агрегации в сериях опыта in vitro. Эксперименты в условиях ex vivo подтвердили заключение о ряде активности препаратов. Аспирин в суточной дозе 0,3 мг/кг тормозил спонтанную агрегацию тромбоцитов на 42вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331581,3% в то время как препарат динатриевой соли дигидропиридина глутаровой кислоты в аналогичных условиях ингибировал агрегацию на 32вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331581,1% а дипиридамол лишь на 16вещество, обладающее антиагрегантной активностью, патент № 20331583,7%

В табл. 2 представлены результаты влияния лекарственных препаратов на процесс агрегации тромбоцитов в условиях ex vivo при ЭД-50 0,3 мг/кг.

П р и м е р 1. Белая крыса-самец массой 240 г. Продолжительность послеоперационного периода после катетеризации брюшной аорты 2,5 сут, нормальное его течение. Показатели процесса агрегации тромбоцитов при действии лекарственных препаратов даны в табл.3.

П р и м е р 2. Белая крыса-самец массой 230 г. Продолжительность послеоперационного периода после катетеризации брюшной аорты 2,8 сут, нормальное его течение. Показатели процесса агрегации тромбоцитов при действии лекарственных препаратов даны в табл.4.

Следующая серия экспериментов проводилась в условиях in vitro на богатой тромбоцитами плазме, полученной от относительно здоровых доноров (контроль) и от больных ишемической болезнью сердца (ИБС) со стабильной стенокардией напряжения II-IV функциональных классов с нарушением ритма согласно классификации Канадской Ассоциации кардиологов. Контрольная группа относительно здоровые доноры и больные отбирались из одной возрастной группы от 30 до 44 лет. Исследования проведены на 12 больных. Перед началом исследования препаратов больных наблюдали в течение 3-10 дней (измеряли артериальное давление, проводили ЭКГ и ФКГ исследования, оценивали тяжесть состояния) при индифферентной терапии в амбулаторных условиях. Длительность заболевания колебалась от 1 года до 10 лет. Кровь забиралась из кубитальной вены натощак исследованию процесса агрегации тромбоцитов аналогичным способом, согласно рекомендациям КНЦ АН РФ (1980 г.). Сравнительный анализ влияния исследуемых препаратов на процесс агрегации тромбоцитов проводился согласно предыдущему протоколу. В табл.5 представлены результаты влияния лекарственных препаратов на процесс агрегации тромбоцитов у больных ИБС с нарушением ритма в условиях опыта in vitro.

П р и м е р 3. Больной Г. 33 года, болен ИБС. Стенокардия напряжения II ф. класса. Нарушение ритма сердца в течение 2 лет. В настоящее время предъявляет жалобы на приступы загрудинных болей, ощущение перебоев в работе сердца. Объективно: сердечные тоны приглушены, систолическое АД 140 мм рт. ст. диастолическое 110 мм рт.ст. ЧСС 84 в 1 мин. Показатели процесса агрегации тромбоцитов при действии лекарственных препаратов in vitro даны в табл.6.

П р и м е р 4. Больной М. 42 года, диагноз: ИБС. Стенокардия напряжения IV ф. класса. Мерцательная аритмия. Болен в течение 4 лет. В настоящее время предъявляет жалобы на загрудинные боли, чувство нехватки воздуха, ощущение перебоев в работе сердца. Объективно: сердечные тоны приглушены, систолическое АД 150 мм рт.ст. диастолическое 115 мм рт.ст. ЧСС 80 в 1 мин. Показатели процесса агрегации тромбоцитов при действии препаратов in vitro даны в табл.7.

Резюмируя полученные данные, необходимо отметить, что динатриевая соль дигидропиридина глутаровой кислоты оказывает выраженный антиагрегантный эффект даже в присутствии малых концентраций индукторов агрегации и при действии на спонтанную агрегацию тромбоцитов в низких милимолярных концентрациях препарата, что существенно подчеркивает его превосходство в сравнении с применяемым ингибитором фосфодиэстеразы-дипиридамолом. Наиболее эффективной концентрацией по влиянию на ингибирование процесса агрегации тромбоцитов была 10-5 М. В сравнительном анализе исследуемых препаратов необходимо отметить, что при применении аспирина в качестве антитромботического (антиагрегантного) средства следует учитывать, что одновременно с торможением биосинтеза тромбоксана (протромботического фактора) ингибируется биосинтез другого производного арахидоновой кислоты простациклина, являющегося одним из наиболее мощных эндогенных антитромботических факторов. Данный эффект не отмечается при действии динатриевой соли дигидропиридина глутаровой кислоты, что подтверждается его выраженным антиагрегантным влиянием, индуцированным ФАТ. Необходимо учитывать и то, что обладая более выраженным влиянием на процессы агрегации тромбоцитов, аспирин в сравнении с исследуемыми препаратами, как противовоспалительное средство, обладает ульцерогенным действием, при применении аспирина также как и при приеме дипиридамола могут наблюдаться аллергические реакции: бронхоспазм, ангиневротический отек, кожные реакции и др. что вызывает применение их с большой осторожностью.

Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что динатриевая соль 2-(2,6-диметил-3,5-диэтоксикарбонил-1,4-дигидропиридин-4- карбоксамидо)глутаровой кислоты проявляет выраженный антиагрегантный эффект в отношении тромбоцитов.

Класс A61K31/44  не конденсированные пиридины; их гидрированные производные их

глазные капли на основе композиции фармацевтически приемлемой аддитивной соли кислоты и метилэтилпиридинола, содержащие композицию витаминов группы в -  патент 2528912 (20.09.2014)
новый агонист бета рецептора тиреоидного гормона -  патент 2527948 (10.09.2014)
производное бензола или тиофена и его применение в качестве ингибитора vap-1 -  патент 2526256 (20.08.2014)
системное лечение кровососущих паразитов и паразитов-консументов крови посредством перорального введения антипаразитного средства -  патент 2526169 (20.08.2014)
соединения, ингибирующие (блокирующие) горький вкус, способы их применения и получения -  патент 2522456 (10.07.2014)
офтальмологическое фармацевтические композиции для неоангиогенных патологий глаза -  патент 2519739 (20.06.2014)
средство наружной терапии для больных атопическим дерматитом -  патент 2517520 (27.05.2014)
содержащее конденсированную кольцевую структуру производное и его применение в медицине -  патент 2512547 (10.04.2014)
пролекарства нестероидных противовоспалительных средств (nsaia) c очень высокой скоростью проникновения через кожу и мембраны и новые медицинские применения указанных пролекарств -  патент 2509076 (10.03.2014)
конъюгаты гидрокодона с бензойной кислотой, производными бензойной кислоты и гетероарилкарбоновой кислотой, пролекарства, способы их получения и их применение -  патент 2505541 (27.01.2014)

Класс A61K31/505  пиримидины; гидрированные пиримидины, например триметоприм

ингибиторы поли(адф-рибозо)полимеразы-1 человека на основе производных урацила -  патент 2527457 (27.08.2014)
производное бензола или тиофена и его применение в качестве ингибитора vap-1 -  патент 2526256 (20.08.2014)
способ лечения больных облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей с сочетанной ибс -  патент 2525157 (10.08.2014)
ингибиторы кинуренин-3-монооксигеназы -  патент 2523448 (20.07.2014)
производные фенилпиримидона, фармацевтические композиции, способы их получения и применения -  патент 2522578 (20.07.2014)
производное 5-оксипиримидина, обладающее противоопухолевой активностью -  патент 2518889 (10.06.2014)
способ лечения больных с местно-распространенными формами рака матки -  патент 2514342 (27.04.2014)
фармацевтическая композиция для лечения нарушений липидного обмена -  патент 2508109 (27.02.2014)
способы и композиции для лечения шизофрении с использованием атипичной нейролептической комбинированной терапии -  патент 2508106 (27.02.2014)
способы и композиции для лечения шизофрении с использованием нейролептической комбинированной терапии -  патент 2508096 (27.02.2014)
Наверх