водометное подруливающее устройство

Классы МПК:B63H25/42 управление судном или динамическая постановка на якорь с помощью движителей; управление или динамическая постановка на якорь только с помощью гребных винтов; управление или динамическая постановка на якорь с помощью рулей, снабженных гребными винтами
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение "Винт"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-09-03
публикация патента:

Использование: судостроение. Сущность изобретения: водометное подруливающее устройство содержит гребной винт 2 в Г-образном канале 4, имеющем неподвижные направляющие лопатки 5, установленные за гребным винтом 2. Входящая кромка по крайней мере одной из направляющих лопаток 5 изогнута навстречу вращению гребного винта 2 на угол, определяемый угловым положением каждой расчетной точки входящей кромки относительно оси Г-образного канала 4 и углом закрутки потока за гребным винтом 2 в этой точке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. ВОДОМЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, содержащее гребной винт, установленный в Г-образном канале, имеющем неподвижные направляющие лопатки, отличающееся тем, что входящая кромка по крайней мере одной направляющей лопатки изогнута навстречу направлению вращения гребного винта.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для каждой точки входящей кромки направляющей лопатки угол между касательной к контуру сечения лопатки плоскостью поворота потока и проекцией на последнюю ось гребного винта определяется соотношением

водометное подруливающее устройство, патент № 2032594вх= arctg(cosводометное подруливающее устройство, патент № 2032594водометное подруливающее устройство, патент № 2032594tgводометное подруливающее устройство, патент № 2032594) водометное подруливающее устройство, патент № 2032594 5водометное подруливающее устройство, патент № 2032594,

где водометное подруливающее устройство, патент № 2032594 угол между направлением радиуса к расчетной точке и перпендикуляром к плоскости поворота потока;

v угол закрутки потока за гребным винтом на радиусе расчетной точки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам активного управления судов.

Известно водометное подруливающее устройство (ВПУ), выполненное в виде Г-образного водопроточного канала с размещенными внутри него неподвижными направляющими лопатками. Лопатки устанавливаются для снижения гидравлического сопротивления изогнутого канала и имеют кривизну в одной плоскости. Данная конструкция лопаток приводит к постоянству угла между касательной к входящей кромке лопатки и осью гребного винта по размаху лопатки.

Недостатком данного устройства является низкая эффективность (тяга) из-за повышенного сопротивления лопаток в Г-образном канале, связанная с обтеканием их закрученным потоком, выходящим от гребного винта и приводящая к работе лопаток с ударными углами натекания.

Устранение указанного недостатка возможно за счет установки за гребным винтом спрямляющего аппарата, однако это приводит к значительному увеличению габарита, массы, стоимости ВПУ, и применения в реальных конструкциях не находит.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности ВПУ. Технический результат, получаемый при использовании изобретения улучшение управляемости и увеличение скорости движения судна при работе ВПУ.

Для этого в ВПУ, содержащем гребной винт, установленный в Г-образном канале, имеющем неподвижные направляющие лопатки, входящая кромка по крайней мере одной из них изогнута навстречу направлению вращения гребного винта. Кроме того, для каждой точки входящей кромки угол между касательной к контуру сечения лопатки плоскостью поворота потока и проекцией на последнюю оси гребного винта определяется по формуле

водометное подруливающее устройство, патент № 2032594bx=arctg(cosводометное подруливающее устройство, патент № 2032594водометное подруливающее устройство, патент № 2032594 tg водометное подруливающее устройство, патент № 2032594 ) водометное подруливающее устройство, патент № 20325945o, где водометное подруливающее устройство, патент № 2032594 угол между направлением радиуса к расчетной точке и перпендикуляром к плоскости поворота потока;

водометное подруливающее устройство, патент № 2032594 угол закрутки потока за гребным винтом на радиусе расчетной точки.

Направляющие лопатки с изгибом входящей кромки, обеспечивающие безударные углы натекания потока, заменяют в этом отношении действие спрямляющего аппарата после гребного винта.

На фиг. 1 изображена конструктивная схема ВПУ; на фиг. 2 то же, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 то же, при засасывании воды снизу; на фиг. 4 то же, при засасывании воды сверху.

ВПУ содержит водозаборник 1, в котором размещен гребной винт (или рабочее колесо осевого насоса) 2 с гребным валом 3. За гребным винтом начинается Г-образный канал 4, содержащий одну или несколько направляющих лопаток 5.

Входящая кромка по крайней мере одной из направляющих лопаток подкручена в сторону, противоположную направлению вращения гребного винта (показано на фиг. 1 и 2 стрелкой).

При этом лопатки становятся изогнутыми в двух плоскостях.

Изогнутая часть Г-образного канала (или весь он) может быть выполнена поворотной с помощью отдельного привода 6.

При работе ВПУ вода засасывается гребным винтом 2 (снизу для схемы на фиг. 3 или сверху для схем на фиг. 1, 4), проходит через диск винта и при этом закручивается по направлению его вращения на угол между векторами абсолютной и осевой скорости потока.

Далее поток попадает в Г-образный канал с направляющими лопатками 5, на которых происходит утилизация энергии закрученного гребным винтом потока и его поворот на максимальный относительно вертикали угол для создания наибольшей возможной тяги устройства.

Направление этой тяги регулируется поворотом сопловой части Г-образного канала 4 или всего устройства относительно оси вращения гребного винта 2.

Класс B63H25/42 управление судном или динамическая постановка на якорь с помощью движителей; управление или динамическая постановка на якорь только с помощью гребных винтов; управление или динамическая постановка на якорь с помощью рулей, снабженных гребными винтами

подруливающее устройство судна -  патент 2487817 (20.07.2013)
способ прогнозирования движения объекта швартовки -  патент 2459742 (27.08.2012)
система активного управления движением судна -  патент 2440277 (20.01.2012)
судовой движитель -  патент 2381953 (20.02.2010)
способ и устройство для управления судном -  патент 2342282 (27.12.2008)
поворотно-откидная колонка -  патент 2219101 (20.12.2003)
водометный движительно-двигательный комплекс -  патент 2204502 (20.05.2003)
система размагничивания плавучего ферромагнитного объекта при береговом и плавучем базировании -  патент 2185305 (20.07.2002)
способ создания тяги любого направления на транспортном средстве -  патент 2127692 (20.03.1999)
судовой движительно-реверсивно-рулевой комплекс -  патент 2088474 (27.08.1997)
Наверх