устройство ручного управления механизмами прямой и реверсивной тяги двигателя

Классы МПК:B64D31/04 ручные 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Авиационный научно-технический комплекс им.А.Н.Туполева
Приоритеты:
подача заявки:
1989-10-30
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов. Целью изобретения является повышение эксплуатационных свойств устройства путем обеспечения возможности улучшения условий эксплуатации двигателя. Устройство содержит рычаг 1 управления прямой тягой, рычаг 2 ренерса, качалку 4, соединенную тягой 5 с управляющим роликом 6, кинематически связанным с рычагом 9 двигателя 10. Сектор 26, неподвижно закрепленный на управляющем ролике 6, имеет торцовую поверхность с лункой 27, которая контактирует с роликом 28 на режиме "Малый реверс". Управление прямой тягой и реверсом при посадке осуществляется следующим образом. При посадке летчик устанавливает рычаг 1 управления прямой тягой в положение "Малый газ". При касании самолетом взлетной полосы летчик устанавливает рычаг 2 реверса в положение "Максимальный реверс". После торможения самолета до скорости чуть больше той, при которой двигатели начинают поднос посторонних предметов со взлетной полосы, рычаг 2 реверса переводится в положение "Малый реверс". Устройство обеспечивает надежную постановку рычага 2 реверса на этот режим. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ ПРЯМОЙ И РЕВЕРСИВНОЙ ТЯГИ ДВИГАТЕЛЯ, содержащее рычаг управления прямой тягой с шарнирно закрепленным на нем рычагом реверса, качалку, шарнирно установленную на оси рычага управления прямой тягой и соединенную тягой с рычагом реверса и дополнительной тягой, шарнирно связанной с управляющим роликом, установленным на оси кронштейна и кинематически связанным с двигателем, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных свойств устройства путем обеспечения возможности улучшения условий эксплуатации двигателя, оно снабжено дополнительной подпружиненной качалкой с роликом на одном ее конце и регулируемым дополнительным упором на другом конце, управляющий ролик снабжен сектором с профилированной торцевой поверхностью, а кронштейн снабжен дополнительной осью, при этом дополнительная качалка шарнирно установлена на дополнительной оси кронштейна, а ролик дополнительной качалки контактирует с профилированной торцевой поверхностью сектора, причем сектор выполнен регулируемым относительно боковой поверхности управляющего ролика.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, в частности к механизмам ручного управления режимами работы двигателей самолетов.

Известно устройство ручного управления механизмами прямой и реверсивной тяги двигателя, содержащее рычаг управления прямой тягой, рычаг реверса, шарнирно закрепленный на рычаге управления прямой тягой, на оси которого шарнирно закреплена качалка, соединенная тягой с рычагом реверса и дополнительной тягой, другой конец которой шарнирно связан с управляющим роликом, который установлен на оси кронштейна и кинематически связан с двигателем (Руководство по технической эксплуатации ТУ-154 М, 1983, раздел 071, 076.00.00, с.3-4, рис.1, 076.11.00, с.5-6, рис.2).

Недостатком устройства является то, что оно не дает возможности точного включения режима "Малый реверс". Установка малого реверса по прибору отвлекает внимание летчика и требует времени. Торможение, производимое на режиме "Максимальный реверс", при уменьшении скорости приводит к забросу посторонних предметов с полосы в двигатель на малых тормозных скоростях. Включение реверса до скорости заброса приводит к увеличению времени и дальности пробега самолета, износу колес и тормозов.

Цель изобретения - повышение эксплуатационных свойств устройства путем обеспечения возможности улучшения условий эксплуатации двигателя.

На фиг.1 изображено устройство ручного управления механизмами прямой и реверсивной тяги двигателя, ; на фиг.2 - то же, в изометрии; на фиг.3 - узел I на фиг.2; на фиг.4 - узел II на фиг.2.

Устройство ручного управления механизмами прямой и реверсивной тяги двигателя содержит рычаг 1 управления прямой тягой, рычаг 2 реверса, шарнирно закрепленный на рычаге 1 управления прямой тягой, ось 3, на которой шарнирно закреплена качалка 4, шарнирно соединенная с тягой 5, другой конец которой шарнирно связан с управляющим роликом 6, установленным на оси 7, и кронштейн 8, кинематически связанный с рычагом 9 управления двигателя 10. Кинематическая связь содержит тросы 11, ролики 12 и 13, тягу 14, качалки 15. Рычаг 1 управления прямой тягой имеет упор 16 максимального реверса и два паза 17, в которых расположен штырь 18, неподвижно закрепленный на серьге 19, шарнирно связанной с тягой 20. Скоба 21 имеет упор 22 малого газа, паз 23 и ограничитель 24 реверса.

На управляющем ролике 6 болтами 25 неподвижно крепится сектор 26, торцовая поверхность которого профилирована лункой 27 и контактирует с роликом 28, шарнирно закрепленным на конце дополнительной качалки 29, подвижно установленной на дополнительной оси 30 кронштейна 8.

Конец дополнительной качалки 29 с роликом 28 шарнирно связан с подвижным штоком 31, проходящим внутри полого регулируемого упора 32. Между выступом штока 31 и регулируемым упором 32 установлена пружина 33. Противоположный конец дополнительной качалки 29 снабжен дополнительным регулируемым упором 34, контактирующим с обжимным элементом рабочего органа 35 (выключателя).

Сектор 26 имеет сквозные продолговатые отверстия 36, через которые проходят болты 25. Двигатель 10 снабжен лимбом 37.

Устройство ручного управления механизмами прямой и реверсивной тяги двигателя регулируется и работает следующим образом.

После того как отрегулирована система управления двигателями, производится регулировка устройства. Для этого рычаг 1 управления прямой тягой устанавливается на упор 22 малого газа. При этом штырь 18 останавливается напротив паза 23 скобы 21. Рычаг 2 реверса устанавливается по лимбу 37 на двигателе 10 в положение "Малый реверс" на определенный угол. При этом штырь 18 заходит в паз 23 скобы 21 и блокирует рычаг 1 управления от перемещения при работе рычагом 2 реверса. После этого ослабляются болты 25 крепления сектора 26 и он сдвигается до момента, когда ролик 28 полностью западает в лунку 27. В этом положении сектор 26 стопорится болтами 25 на ролике 6.

Одновременно регулируется упор 34 до момента срабатывания рабочего органа 35, т.е. до момента выдачи электрического сигнала о включении "Малого реверса" в смежные системы. Вращением регулируемого упора 32 регулируется усилие поджатия пружины 38, так чтобы при выходе ролика 28 из лунки 27 на рычаге 2 реверса возникло дополнительное усилие.

Величина этого усилия может колебаться от 1 до 2 кгс в зависимости от количества рычагов, т.е. двигателей, усилия в самой проводке, усилия перемещения исполнительного органа и других условий. Кроме того, дополнительное усилие не должно заметно мешать переводу рычага реверса из положения "Реверс выключен" в положение "Максимальный реверс" и обратно, минуя "Малый реверс".

Предлагаемое устройство дает следующий положительный эффект. При поднятии рычага 2 реверса он сам устанавливается в положение "Малый реверс" и фиксируется в нем. Объясняется это тем, что ролик 28, поджатый пружиной, чуть перейдя за кромку лунки 27, под действием пружины 33 помогает развернуть сектор 26 с роликом 6, чтобы занять крайнее нижнее положение в лунке.

Управление прямой тягой и реверсом при посадке осуществляется следующим образом.

При посадке самолета летчик устанавливает рычаг 1 управления прямой тягой в положение "Малый газ". При касании самолетом взлетной полосы летчик устанавливает рычаг 2 реверса в положение "Максимальный реверс" и при достижении самолетом скорости торможения чуть больше скорости, при которой двигатели начинают подсос посторонних предметов со взлетной полосы, переводит рычаг 2 реверса в положение "Малый реверс". Далее летчик выдерживает "Малый реверс" до скорости руления.

Класс B64D31/04 ручные 

устройство для определения положения рычага газа в летательном аппарате -  патент 2494928 (10.10.2013)
устройство для управления двигателем самолета -  патент 2188780 (10.09.2002)
ручка управления транспортным средством -  патент 2175290 (27.10.2001)
легкий самолет -  патент 2114768 (10.07.1998)
рукоятка управления двигателем -  патент 2100255 (27.12.1997)
устройство для управления двигателями -  патент 2091274 (27.09.1997)
устройство для ручного управления тягой двигателя -  патент 2031815 (27.03.1995)
Наверх