театральный занавес

Классы МПК:A63J1/02 кулисы, занавесы и прочие декорации, средства для их передвижения 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Институт "Челябинскгражданпроект"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-08
публикация патента:

Сущность: направляющая имеет рабочие полки для перемещения кареток и дополнительные полки для перемещения роликов. Каретки и ролики связаны между собой шарнирно соединенными парами рычагов и тяг, установленными на осях кареток и роликов на расстоянии друг от друга. Держатели занавеса расположены между рычагами и тягами. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАНАВЕС, содержащий направляющую с горизонтальными рабочими полками, установленные на полках каретки, связанные между собой парами шарнирно соединенных рычагов, расположенный между каждыми двумя каретками ролик, шарнирно соединенный с парой рычагов посредством пары тяг, привод с канатной тягой, связанной с передними каретками, и держатели занавеса, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств за счет повышения нагрузочной способности устройства путем распределения веса занавеса между каретками и роликами, направляющая имеет дополнительные рабочие полки для установки на них роликов, каретки и ролики оснащены допонлительными парами рычагов и тяг, установленными на осях кареток и роликов на расстоянии между основными и дополнительными парами для размещения держателей занавеса, при этом ось шарнира для соединения тяги с рычагом расположена от оси каретки на расстоянии

l = h + H,

где h - длина хорды дуги, описанной из оси ролика радиусом, равным длине тяги;

H - расстояние от оси каретки до хорды, проведенной через ось, соединяющую тягу с рычагом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к оборудованию сцен, в частности к конструкции театрального занавеса.

Известен театральный занавес, содержащий направляющую с горизонтальными рабочими полками, установленные на полках каретки, связанные между собой парой шарнирно соединенных рычагов, расположенные между каретками ролики, шарнирно соединенные с парой рычагов парой тяг, держатели занавеса и привод с канатной тягой, связанной с передними каретками [1].

Недостатком данной конструкции занавеса является низкая нагрузочная способность, так как вес занавеса приходится на каретки, а ролики воспринимают нагрузку частично только при взаимодействии с рабочими полками кареток.

При складировании рычагов ролики перемещаются вверх. При этом часть веса занавеса поднимается и передается на тяги, рычаги и соединяющие их между собой оси, что также снижает нагрузочную способность, надежность работы.

Нагрузка от веса полотнищ занавеса требует усиления рабочих полок с тем, чтобы предотвратить их отгибание. Из-за опирания роликов на рабочие полки кареток рычаги не могут раскрыться полностью, что увеличивает количество рычагов, тяг, кареток и роликов и требует большего участка дороги для размещения собранного в складку занавеса.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности за счет равномерного распределения веса занавеса на каретки и ролики.

Указанная цель достигается тем, что в театральном занавесе, содержащем направляющую с горизонтальными рабочими полками, установленные на полках каретки, связанные между собой парой шарнирно соединенных рычагов, расположенный между каретками ролик, шарнирно соединенный с парой рычагов посредством пары тяг, держатели занавеса и привод с канатной тягой, связанной с передними каретками, направляющая выполнена с дополнительными рабочими полками для перемещения по ним роликов, каретки и ролики оснащены дополнительными парами рычагов и тяг, установленными на осях кареток и роликов с некоторым расстоянием между основными и дополнительными парами для размещения держателей занавеса, при этом ось для соединения тяги с рычагом расположена на рычаге от оси каретки на расстоянии, определяемом из соотношения l=h+H, где h - высота хорды дуги, описанной из оси ролика длиной тяги; Н - высота от оси каретки до хорды, проведенной через ось, соединяющую тягу с рычагом.

Выполнение направляющей с дополнительными рабочими полками для перемещения по ним роликов позволяет разгрузить основные рабочие полки для перемещения кареток, предотвратить их отгибание и тем самым повысить нагрузочную способность направляющей.

Несущие держатели занавеса установлены на осях кареток и на осях роликов. В результате этого вес полотнища распределяется на каретки и ролики одинаково.

Дополнительные пары рычагов и тяг, установленные на осях кареток и роликов на некотором расстоянии от основных пар, повышают устойчивость кареток и роликов, уменьшают возможность отклонения рычагов при распрямлении и образовании складок занавеса, уменьшают разворот кареток и роликов, так как держатели с прикрепленной верхней кромкой полотнища размещаются между рычагами, рычаги при складировании опускаются, не упираясь в полотнище. Дополнительные пары увеличивают прочность, уменьшают возможность искривления и заклинивания рычагов между кромками рабочих полок для перемещения кареток.

За счет неизменного положения кареток по высоте при складировании рычагов исключается перегрузка веса полотнища с роликов на каретки или с кареток на ролики, что повышает нагрузочную способность средств перемещения занавеса. Перемещение кареток по основным, а роликов по дополнительным рабочим полкам обеспечивает возможность раскрыться рычагам полностью, что делает возможным раскрытие занавеса на всю ширину сцены без увеличения участка дороги для сбора занавеса в складку.

На фиг. 1 изображен театральный занавес, общий вид; на фиг.2 - поперечный разрез; на фиг.3 - схема определения на рычаге оси для соединения с ним тяги геометрическим построением.

Театральный занавес содержит направляющую 1 с горизонтальными рабочими полками 2, установленные на полках 2 каретки 3, связанные между собой парой шарнирно соединенных рычагов 4, расположенный между каретками 3 ролик 5 с парой тяг 6, шарнирно соединенных с парой рычагов 4 при помощи осей 7, держатель 8, установленный на оси каретки 3, и держатель 9, установленный на оси ролика 5, служащие для прикрепления к ним полотнища 10 и привод 11 с канатной тягой 12, связанной с передними каретками 13 и проложенной по верху осей кареток 3.

Направляющая 1 выполнена с дополнительными рабочими полками 14 для перемещения по ним роликов 5. Каретки 3 оснащены дополнительными парами рычагов 15, а ролики 5 - дополнительными парами тяг 16, основные пары рычагов 4 и тяг 6 и дополнительные пары рычагов 15 и тяг 16 установлены соответственно на осях кареток 3 и роликов 5 на некотором расстоянии друг от друга для размещения между ними держателей 8 и 9.

Ось 7, соединяющая тягу с рычагом 4, расположена на последнем от оси каретки 3 на расстоянии, определяемом из соотношения

l= h+H, где h - высота хорды дуги, описанной из оси ролика 5 (точка А фиг.3) длиной тяги 6;

Н - высота от оси каретки 3 (т.D) до хорды, проведенной через ось 7 (т. О), соединяющую тягу с рычагом.

Театральный занавес работает следующим образом.

В раскрытом положении полотнище занавеса собрано в складку, каретки собраны на рабочих полках почти вплотную, ролики над каретками собраны на дополнительных рабочих полках, пары рычагов опущены, концы парных тяг сближены, рычаги и тяги разгружены от веса полотнища, каретки и ролики одинаково нагружены весом полотнища, прикрепленного к держателям кареток и роликов.

Для закрывания занавеса 10 вращают барабан привода 11. При этом канатная тяга 12 и связанная с ней передняя каретка 13 приводятся в движение. По мере передвижения передней каретки 13 первые от нее основная и дополнительная рычажные пары 4 и 15 распрямляются полностью, распрямляют первую складку занавеса и приводят в движение первую ведомую каретку 3 и первый ролик 5. Затем последовательно распрямляются следующие пары рычагов и тяг, приходят в движение связанные ими каретки 3 и ролики 5, тем самым осуществляется закрывание занавеса. При перемещении передней каретки 13 в обратном направлении пары рычагов и тяг складываются, начиная от каретки 13, при этом собственный вес рычагов принуждает складываться вниз.

За счет распределения веса полотнища на каретки и на ролики давление передается на полки основные и дополнительные. Рычаги, тяги и соединяющие их оси разгружаются от веса полотнища и испытывают усиление на канатной тяге, когда занавес закрывается. При раскрытии занавеса натянутость рычагов ослабляется и рычаги под собственным весом опускаются. Складывание рычагов вверх и подъем роликов исключаются, поскольку ось для соединения тяги с рычагом расположена на последнем от оси каретки на расстоянии, определяемом из соотношения l=h+H и обеспечивающем неизменность каретки и ролика по высоте во время движения по полкам направляющей.

Длина рычага, расположение на рычаге оси для соединения с ним тяги, оси каретки и оси для соединения концов рычагов определяется следующим геометрическим построением (фиг.3).

Из т.А (ось ролика) радиусом, равным длине тяги, описываем дугу. Из т.А опускаем вертикаль М. От вертикали М на расстоянии максимального сближения с ней конца тяги задаем на дуге т.О (ось ролика для соединения тяги с рычагом). Через т.О проводим хорду дуги и параллельно ей на высоте Н проводим горизонталь Р. Из т.О радиусом, равным высоте хорды h+Н, делаем засечку на горизонтали Р в т.D (ось каретки). Через т.D и т.О проводим прямую до пересечения с вертикалью М в т.В (ось соединения концов рычагов).

Продолжим построение.

Зададимся двумя дополнительными точками О1 и О2 на прямой ВD по обе стороны от т.О, соединив их пунктирной линией с т.А. С центром в т.А радиусом АО1 и радиусом АО2 описываем дуги и проводим их хорды до вертикали М. Опустим из точки D дополнительную вертикаль N и проводим до нее все хорды дуг.

Образованные прямой ВD, вертикалью N и продолжением хорд треугольники С11, СDО и С22 являются подобными, так как у них все углы равны. Гипотенузы треугольников соответственно равны DО1=d1+H1, DO=d+H и DO2=d2+H2.

Из подобия треугольников видно, что величины d1<d <d возрастают, величины h1>h>h2 убывают.

Величина d1 с величиной h1, а также величина d2 с величиной h2 не совпадают по размеру.

Величина d с величиной h имеют одинаковый размер.

Следовательно при d1<h т.D опускается вниз от горизонтали Р, при d2>h2 т. D поднимается вверх относительно горизонтали Р, при d=h т.D остается на горизонтали Р. То есть неизменность т.D по высоте обеспечена равенством d= h. Расстояние от т.D до т.О определяется из соотношения l=h+H.

Таким образом, полученные геометрическим построением длина рычага (ВD), расположение оси для соединения тяги с рычагом от оси каретки на расстоянии DO обеспечивают перемещение кареток по рабочим полкам неизменное по высоте и соответственно одинаковое распределение веса полотнища занавеса на каретки и ролики.

При расположении оси для соединения тяги с рычагом от т.О в сторону т.D каретка стремится опуститься, но поскольку он опирается на полку, он будет вынуждать ролик подниматься. В этом случае вес полотнища будут нести каретки.

При расположении оси для соединения тяги с рычагом от т.О в сторону т.В каретка будет отрываться от рабочей полки. В этом случае вес полотнища будут нести ролики, установленные на дополнительные рабочие полки направляющей.

Технико-экономическая эффективность заявляемого изобретения по сравнению с прототипом заключается в повышении нагрузочной способности за счет распределения веса полотнища занавеса на каретки и ролики одинаково, а также в обеспечении компактности за счет полного раскрытия рычагов.

Класс A63J1/02 кулисы, занавесы и прочие декорации, средства для их передвижения 

системы подъемного узла и способы -  патент 2492904 (20.09.2013)
устройство для подъема и опускания декораций -  патент 2470692 (27.12.2012)
устройство управления модельным занавесом -  патент 2372128 (10.11.2009)
противовес для театральной сцены -  патент 2278715 (27.06.2006)
устройство киноэкрана -  патент 2202394 (20.04.2003)
способ формирования сценического образа театрализованного действия, система для осуществления театрализованного действия и сцена для театрализованного действия -  патент 2151623 (27.06.2000)
сцена -  патент 2099124 (20.12.1997)
устройство для свертывания декорации -  патент 2091113 (27.09.1997)
попланный занавес -  патент 2069581 (27.11.1996)
трансформируемый киноэкран -  патент 2067489 (10.10.1996)
Наверх