устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона

Классы МПК:B61D7/26 механические 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Великолукский локомотиворемонтный завод
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-24
публикация патента:

Использование: для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерных вагонов типа хоппер. Сущность изобретения: устройство состоит из вала 4, имеющего шарнирную опору 5, и на одном конце имеет червяк 3, который с сектором, укрепленным на приводном валу 1, образует самотормозящую пару. Этот же червяк может и не находиться в зацеплении с сектором, если повернуть вал 4 на некоторую величину вокруг оси опоры 5. На другом конце вала 4 находятся кронштейн 6, прикрепленный к продольной балке рамы вагона, ручка-фиксатор 7, штурвал 8, бурт 9 вала. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ КРЫШЕК РАЗГРУЗОЧНЫХ ЛЮКОВ БУНКЕРНОГО ВАГОНА, содержащее смонтированный под вагоном приводной вал, кинематически связанный с крышками люков, и ручной привод его поворота, включающий в себя червячную передачу, образованную смонтированным на раме посредством кронштейна червячным валом с рукояткой на конце, зацепленным с червячным сектором, отличающееся тем, что указанный сектор закреплен на приводном валу, а в указанном кронштейне выполнена прорезь с круглыми уширениями на концах, в которой с возможностью перемещения и поворота для расцепления с сектором при нерабочем положении установлена рукоятка червячного вала, имеющая выступ по диаметру вала с двумя параллельными срезами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к подвижному составу, и касается устройства для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона.

Известен механизм привода и блокировки крышек разгрузочных люков бункерного вагона. (Железнодорожный транспорт, 11Б. Локомотивостроение и вагоностроение. РЖ ВИНИТИ, 1987, N 5, с. 24), согласно которому открывание и закрывание крышек производится вручную путем поворота специальным ломиком вала, выступающего по обе стороны люка, устройство имеет сложную рычажную систему для открытия крышек люка.

Известно устройство для открывания и закрывания разгрузочных люков бункерного вагона (Железнодорожный транспорт 11Б. Локомотивостроение и вагоностроение, РЖ ВИНИТИ, 1987, N 5), согласно которому предусматривается открытие крышек разгрузочных люков при помощи пневмоцилиндра, через сложную систему рычагов.

Известно устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержащее смонтированные под вагоном приводной вал и силовой цилиндр, кинематически связанные с крышками люков и соединенные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на указанном валу шестерней. С целью повышения надежности и эксплуатации путем обеспечения закрывания крышек от ручного усилия устройство снабжено червячным приводом, включающим в себя червячный сектор, который связан с зубчатым сектором тягой, состоящей из двух шарнирно связанных между собой частей, при этом каждая часть шарнирно соединена с соответствующим сектором.

За прототип принято устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержащее червячную передачу с ручкой-фиксатором, кинематически связанную с пневмоприводом разгрузки, при этом этот привод смонтирован с возможностью отключения от пневмопривода.

Однако в известных устройствах имеются существенные недостатки: наличие устройства механизма только ручного привода крышек люков для ручной разгрузки и ручного закрывания крышек не позволяет вести механизированную разгрузку вагона; наличие устройства только для механизированного (с помощью пневмоцилиндра) открытия крышек для выгрузки груза создает большие трудности у получателя груза при отсутствии сжатого воздуха на месте разгрузки или при неисправности пневмосистемы. У прототипа одновременно применено устройство, позволяющее производить или механизированную (пневмоцилиндром), или ручную разгрузку бункерного вагона. Однако в устройстве имеется промежуточный вал, многочисленные рычаги и тяги, которые усложняют устройство и снижают его надежность в работе.

Цель изобретения - создать надежный в работе и простой по конструкции механизм отключения ручного привода открывания и закрывания крышек люков от приводного вала, имеющего пневмопривод.

Достигается это тем, что предлагаемое устройство для открывания и закрывания крышек люков бункерного вагона, состоящее из червячной самотормозящейся пары: червяка и червячного сектора, которые имеют одно из двух положений: могут находиться в зацеплении друг с другом или не находиться в зацеплении в зависимости от положения, которое занимает червячный вал механизма ручного привода открытия разгрузочных люков.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг. 2 - кронштейн; на фиг. 3 - рукоятка червячного вала; на фиг. 4 - то же, в положении А.

Приводной вал 1 является основным, так как он имеет постоянное соединение с рычажной системой открытия крышек разгрузочных люков. Поворот приводного вала для открытия (закрытия) крышек можно произвести либо пневмоцилиндром при наличии сжатого воздуха на месте разгрузки, при этом червяк 3 должен быть выведен из зацепления со своим сектором 2. При отсутствии сжатого воздуха поворот приводного вала, а следовательно, и открывание крышек для разгрузки, можно произвести вручную только при зацепленном состоянии червяка с сектором путем вращения штурвала 8 на червячном валу.

Сущность устройства для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков заключается в следующем. На приводном валу 1 механизма открытия и закрытия крышек люков закреплен червячный сектор 2, в зацеплении с которым может находиться червяк 3, который вместе с сектором образует самотормозящую пару. Этот же червяк может и не находиться в зацеплении с червячным сектором, о чем будет сказано ниже.

Червяк 3 закреплен на червячном валу 4, имеющем ось опоры 5 червячного вала, кронштейн 6, укрепленный к одному из элементов 9 рамы вагона, рукоятка червячного вала 7, штурвал 8; опора 5 оси поворота крепится к хребтовой балке вагона при помощи листового кронштейна. Червячный вал 4 может поворачиваться на оси 5 на величину прорези в кронштейне 6.

Рукоятка червячного вала расположена на червячном валу 4, находится в зацеплении с неподвижным жестко закрепленным на раме кронштейном 6, в котором имеется прорезь, имеющая по концам круглообразные уширения для фиксирования червячного вала 4 в верхнем или нижнем положении.

Рукоятка 7 устроена так, что червячный вал 4 проходит через ее отверстие, а сама рукоятка имеет выступ по диаметру с отфрезерованными параллельными плоскостями В (фиг. 3). При горизонтальном положении рукоятки ее выступ свободно входит в прорезь кронштейна 6 (фиг. 2) и червячный вал можно переместить в верхнее или нижнее положение и, повернув рукоятку вниз, можно зафиксировать червячный вал: в нижнем положении А (фиг. 1 и 4), при котором червяк 3 будет находиться в зацеплении с сектором 2, или приводной вал будет находиться в верхнем положении Б (фиг. 1), при котором червяк 3 не будет находиться в зацеплении с сектором 2 на главном валу и механизм ручного привода будет отключен от пневмопривода.

Предложенное устройство отличается от известных тем, что механизм отключения ручного привода от пневмопривода образован жестко закрепленным на раме кронштейном, в котором выполнена прорезь с круглыми уширениями на концах, в которой установлена рукоятка червячного вала, имеющая выступ по диаметру с двумя параллельными срезами.

Класс B61D7/26 механические 

устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков вагона-хоппера -  патент 2251506 (10.05.2005)
механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона -  патент 2244649 (20.01.2005)
механизм открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона -  патент 2231461 (27.06.2004)
Наверх