Использование: в судостроении и вертолетостроении. Сущность изобретения: поворотное устройство выполнено в виде диска 1, который установлен на валу 4, закрепленном на корпусе 5 судна. Диск 1 кинематически связан с приводным двигателем 8. На диске 1 установлены электромоторы с вращающимися роторами 11. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО преимущественно судна, содержащее двигатель, кинематически связанный с элементом для поворота судна, отличающееся тем, что элемент для поворота судна выполнен в виде диска, установленного горизонтально на корпусе судна с возможностью вращения вокруг своей вертикальной оси симметрии. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено электромоторами с вращающимися роторами, установленными на диске.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и вертолетостроению и может использоваться в качестве рулевого устройства судов, а также для компенсации вращающего момента в вертолетах. Известно поворотное устройство, преимущественно судна, содержащее двигатель, кинематически связанный с элементом для поворота судна. Данное устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога. Недостатком известного устройства является то, что рабочий орган расположен в агрессивной среде, с которой он взаимодействует, и подвержен обрастанию водорослями и моллюсками, что затрудняет его эксплуатацию. Технический результат изобретения достигается тем, что элемент для поворота суд- на выполнен в виде диска, установленного горизонтально на корпусе судна с возможностью вращения вокруг его вертикальной оси симметрии. Кроме того, оно снабжено электромоторами с вращающимися роторами, установленными на диске. На фиг. 1 изображено поворотное устройство, вид сверху; на фиг. 2 - то же, вертикальный разрез. Поворотное устройство содержит диск 1 с установленными на нем четырьмя электромоторами 2. Ступица 3 диска 1 надета посредством подшипника (не обозначен) на вал 4, который установлен на корпусе 5 судна и соединен с ним неподвижно нижним концом. На ступице 3 (в ее нижней части) имеется зубчатое колесо 6, соединенное с помощью другого зубчатого колеса 7 с двигателем 8. Сверху на ступице 3 вдоль вертикальной оси установлено токосъемное устройство 9, с помощью которого подводится электроэнергия к электромоторам 2, корпусы 10 которых установлены на диске 1. Внутри корпусов 10 электромоторов 2 имеются их роторы 11. Двигатель 8 закреплен на корпусе 5 судна. Поворотное устройство работает следующим образом. Через токосъемное устройство 9 подается напряжение на электромоторы 2, и их роторы 11 начинают вращаться. Приводится в действие двигатель 8, отчего диск 1 начинает вращаться. В результате гироскопического эффекта возникает вращающий момент и корпус 5 судна поворачивается. Направление поворота изменяют, изменяя направление вращения вала двигателя 8, а величину вращающего момента изменяют путем уменьшения с помощью реостатов (не показаны) количества оборотов роторов 11 электромоторов 2.