антенный провод
| Классы МПК: | H01Q1/00 Элементы конструкции антенн и связанные с ними устройства |
| Автор(ы): | Жикулин В.И., Розов В.А. |
| Патентообладатель(и): | Российский институт мощного радиостроения |
| Приоритеты: |
подача заявки:
1991-03-25 публикация патента:
27.02.1995 |
Использование: в качестве излучателя в тросовой сверхдлинноволновой антенне. Сущность изобретения: токопроводящая оплетка выполнена из алюминиевых проводников, которые уложены по поверхности грузонесущего троса, выполненного из прочных, легких и сильнорастяжимых синтетических нитей, под углом
. Дано математическое выражение для определения
. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
. Дано математическое выражение для определения
. 2 ил.
Формула изобретения
АНТЕННЫЙ ПРОВОД, содержащий грузонесущий трос из синтетических нитей и токопроводящую оплетку, отличающийся тем, что, с целью облегчения и упрочнения, токопроводящая оплетка выполнена из алюминиевых проводников, уложенных по поверхности грузонесущего троса под углом
- коэффициент Пуассона материала синтетических нитей.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в качестве излучателя в составе тросовой сверхдлинноволновой (СДВ) антенны, поддерживаемой в вертикальном положении летательным аппаратом. В качестве прототипа выбран антенный провод, состоящий из высокопрочного, легкого синтетического кабель-троса и токопроводящей оплетки. К недостаткам прототипа можно отнести малый модуль упругости синтетических волокон, приводящий к тому, что при механическом нагружении кабель-троса механическая нагрузка ложится вначале на медную оплетку, начинающую вытягиваться до тех пор, пока нагрузка не ляжет на синтетический канат. При снятии нагрузки происходит сминание оплетки. При повторном нагружении кабель-троса процесс повторяется. Благодаря этим деформациям оплетка быстро разрушается (через 2-3 подъема антенны). Целью изобретения является замена медной оплетки на алюминиевую (алюминий в 3 раза легче меди) и наложение при этом проволок оплетки под таким углом, который обеспечивает передачу растягивающих усилий на синтетический канат. На фиг.1 представлен продольный разрез кабель-троса; на фиг.2 - в виде треугольника развертка поверхности синтетического троса. На фиг.1, 2 условно обозначены: 1 - грузонесущий синтетический трос; 2 - токонесущая оплетка, выполненная из двух слоев переплетающейся проволоки, уложенной под углом
к образующей грузонесущего троса. Гипотенуза треугольника (фиг.2) соответствует одному обороту проволоки оплетки вокруг элемента троса lт. Длина окружности троса равна
dт, где dт - диаметр троса. При продольном растяжении троса происходит его удлинение на величину
lт=l
, (1) где
- напряжение в тросе;Еn - модуль Юнга троса. Одновременно при растяжении троса происходит сокращение длины поперечной окружности на величину
lc=
d
, (2) где
- коэффициент Пуассона материала троса.
=0,35. За счет продольного растяжения проволока оплетки должна растянуться на величину
lp=
lт
sin
=l
sin
. (3) а за счет поперечного сужения сократиться на величину:
lсж=
d
cos
. (4)При условии
lр=
lсж оба процесса будут компенсировать друг друга и растяжения (и сжатия тоже) проволок оплетки не произойдет. Это явления будет соответствовать условиюl
sin
=
d
cos
. (5)Отсюда:
tg
=
;
=tg
;tg2
=
;
=arctg
. (6) При
= 0,35
=31о. В случае увеличения угла
от соотношения (6) нагрузки в проволоках оплетки будет резко (пропорционально tg2
) возрастать. Построение кабель-троса с оплеткой, выполненной с условием (6), позволяет полностью перенести механическую нагрузку на очень прочный, легкий, но сильнорастяжимый синтетический трос и применить в оплетке легкий, но недостаточно прочный для несения механической нагрузки, алюминий. Это позволяет создать кабель-трос для СДВ-передатчика мощностью 130 кВт с погонной массой 40 г/м, разместить аэростатную антенну на одной автомашине (вместо 12) и сократить время развертывания антенны с 8 ч до 0,5 ч.
Класс H01Q1/00 Элементы конструкции антенн и связанные с ними устройства
