пьезоэлектрический двигатель

Классы МПК:H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции
H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики
Приоритеты:
подача заявки:
1990-04-09
публикация патента:

Использование: в устройствах точной механики, в робототехнике, станкостроении, оптике. Сущность: в пьезоэлектрическом двигателе, содержащем пьезопакет, состоящий из набора пьезоэлектрических пластин, поляризованных по толщине, соединенных механически последовательно, и зажатый между опорными элементами с конической боковой поверхностью, сопряженными с осевым отверстием в пьезопакете. Опорные элементы выполнены из материала с температурным коэффициентом расширения, удовлетворяющим соотношению: пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715оп= пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п-(Lпьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п+lпьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715к)tgпьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715/Do, где L,lк -длина пьезопакета и выступающих за него частей пьезоэлектрического двигателя соответственно, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п,пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715к - температурные коэффициенты расширения материала пьезопакета и выступающих за него частей пьезодвигателя соответственно, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 - угол наклона боковых поверхностей опорных элементов, Do - диаметр отверстия в пьезопакете. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий пьезопакет, состоящий из набора пьезокерамических пластин, поляризованных то толщине, и зажатый в корпусе между опорными элементами с конической боковой поверхностью, сопряженными с осевым отверстием, выполненным в пьезопакете, и элемент стыковки с объектом перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения температурной стабильности, опорные элементы выполнены из материала, температурный коэффициент расширения которого удовлетворяет соотношению

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715

где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715к - температурные коэффициенты расширения материала соответственно пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;

L, l - соответственно длина пьезопакета и выступающих за него частей корпуса и элемента стыковки с объектом перемещения;

D0 - диаметр отверстия пьезопакета;

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 - угол наклона боковых поверхностей опорных элементов к оси устройства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам точной механики и может быть использовано в робототехнике, станкостроении, оптике.

Известен пьезоэлектрический двигатель в виде пьезопакета из соединенных механически последовательно, а электрически параллельно, поляризованных по толщине пьезоэлектрических пластин.

Недостатками устройства являются малая чувствительность и диапазон перемещений, температурная нестабильность.

Наиболее близким по технической сути к предлагаемому является выбранный в качестве прототипа пьезоэлектрический двигатель, содержащий пьезопакет из соединенных механически последовательно, а электрически параллельно - поляризованных по толщине пьезоэлектрических пластин, зажатый между коническими опорными элементами с конической внешней поверхностью, сопряженными с осевым отверстием, выполненным в пьезопакете. Недостатком устройства является температурная нестабильность.

Целью изобретения является повышение температурной стабильности.

На чертеже показан вариант конструкции пьезоэлектрического двигателя. Он состоит из пьезопакета 1 с осевым отверстием 2, с которым сопряжены опорные элементы 3 и 4, с коническими внешними поверхностями. Опорный элемент 3 связан с упругим корпусом 5, а опорный элемент 4 - с винтом 6, обеспечивающим зажатие пьезопакета 1 между опорными элементами 3 и 4.

Устройство работает следующим образом. На пьезопакет 1 подается управляющее напряжение, в результате чего он удлиняется по оси и сжимается по диаметру. Уменьшение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1 приводит при этом к выжиманию опорных элементов 3 и 4 из отверстия 2 благодаря конической форме их поверхностей. При изменении знака управляющего напряжения пьезопакет 1 уменьшается в длину и расширяется по диаметру. Увеличение при этом диаметра отверстия 2 приводит к тому, что опорные элементы 3 и 4 входят в него под действием упругости корпуса 5. Величина дополнительного смещения пьезодвигателя определяется простым соотношением пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 z = пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 d/tg пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 d - изменение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 - угол наклона боковых поверхностей опорных элементов 3 и 4. При изменении температуры, например при увеличении, увеличивается как длина пьезопакета 1, так и диаметр отверстия 2. При этом опорные элементы 3 и 4 втягиваются в отверстие 2 под действием упругости корпуса 5, так как их ТКР меньше, чем у материала пьезопакета 1, что приводит к компенсации линейного температурного расширения пьезодвигателя. При снижении температуры процесс идет в обратном направлении.

Изменение диаметра отверстия 2 в пьезопакете 1 при изменении температуры на пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 t

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Dпт = Do пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п - пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 t, где Do - исходный диаметр отверстия 2, пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п - ТКР материала пьезопакета 1.

Изменение диаметра опорных элементов 3 и 4

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 D = Do пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715oп - пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 t, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715oп - ТКР материала опорных элементов 3 и 4.

Начальные диаметры отверстия 2 и опорных элементов 3 и 4 считаем одинаковыми.

Изменение длины устройства за счет изменения диаметров пьезопакета 1 и опорных элементов 3 и 4

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Lo = - (пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Dпт - пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Dот)/tg пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 =

= - Do пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 t (пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п-пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715оп)/tg пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715, где пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 - угол при вершине конических опорных элементов 3 и 4.

Изменение длины устройства за счет продольного расширения пьезопакета 1 при нагреве

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Lп = L пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 t.

Изменение длины устройства за счет выступающих справа и слева от пьезопакета 1 частей пьезодвигателя суммарной длиной l и с ТКР пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715к

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Lк = lпьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715к пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 t.

При полной компенсации температурной деформации устройства

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Lo + пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Lп + пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 Lк = 0, следовательно,

пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 = arctgпьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 ., (1)

Пьезопакет 1 может быть изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23, а опорные элементы 3 и 4 - из инвара или плавленного кварца.

П р и м е р. Пусть пьезопакет 1 изготовлен из пьезокерамики ЦТС-23 (пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715п = 3пьезоэлектрический двигатель, патент № 202871510-6 град-1), имеет длину L = 3пьезоэлектрический двигатель, патент № 202871510-2 м и диаметр отверстия 2 Do= 1,6пьезоэлектрический двигатель, патент № 202871510-2 м. Опорные элементы 3 и 4 изготовлены из плавленного кварца (пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715оп = 0,5пьезоэлектрический двигатель, патент № 202871510-6 град-1), а выступающие вправо и влево от пьезопакета 1 части корпуса 5 и гайки 6 изготовлены из инвара и имеют суммарную длину l = 0,02 м (пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715к = =0,9пьезоэлектрический двигатель, патент № 202871510-6 град.-1).

Тогда в соответствии с выражением (1) полная компенсация температурных деформаций пьезодвигателя достигается при пьезоэлектрический двигатель, патент № 2028715 = 20,3о.

Таким образом, заявляемое устройство позволяет резко снизить температурные погрешности пьезодвигателя, вызванные температурной деформацией как пьезопакета, так и выступающих частей корпуса, а также элементов, подключенных к пьезодвигателю.

Класс H02N2/00 Электрические машины вообще с использованием пьезоэлектрического эффекта, электрострикции или магнитострикции

пьезоустройство пошагового перемещения -  патент 2516258 (20.05.2014)
система генерирования электрической энергии и способ с использованием указанной системы -  патент 2507672 (20.02.2014)
пьезоэлектрический генератор постоянного тока на основе эффекта казимира -  патент 2499350 (20.11.2013)
способ получения электроэнергии от проезжающих транспортных средств -  патент 2491704 (27.08.2013)
устройство для точного позиционирования -  патент 2475354 (20.02.2013)
генератор для пьезоэлектрического преобразователя -  патент 2473154 (20.01.2013)
устройство для получения электрической энергии путем деформирования пьезоэлектрического материала под действием внешнего гидростатического давления -  патент 2470452 (20.12.2012)
инерционный шаговый двигатель -  патент 2465712 (27.10.2012)
способ реализации пошагового перемещения и устройство для его реализации (варианты) -  патент 2457608 (27.07.2012)
пьезоэлектрический генератор -  патент 2446551 (27.03.2012)

Класс H01L41/09 с электрическим вводом и механическим выводом

Наверх