способ транспортирования высоковязких нефтей
Классы МПК: | F17D1/16 облегчение перемещения жидкостей или воздействие на перемещение вязких продуктов изменением их вязкости |
Автор(ы): | Поладов А.Р., Скарлат И.И., Мамедова Э.А. |
Патентообладатель(и): | Поладов Алисахиб Рза оглы |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-25 публикация патента:
09.02.1995 |
Сущность изобретения: создают периферийный кольцевой поток в трубопроводе. В трубопровод закачивают азот с температурой более 50°С, затем 5-10% -ную эмульсию серного ангидрида с азотом с последующей обработкой полости труб активированной водой с значением pH 10-11,5.
Формула изобретения
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ВЫСОКОВЯЗКИХ НЕФТЕЙ с созданием периферийного кольцевого потока в трубопроводе, отличающийся тем, что в трубопровод закачивают азот с температурой более 50oС, затем 5 - 10%-ную эмульсию серного ангидрида с азотом с последующей обработкой полости труб активированной водой со значением рН 10 - 11,5.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к трубопроводному транспорту нефти и нефтепродуктов, более конкретно, к транспортировке высоковязких нефтей по трубам, где откладывается парафин. Известен способ транспортирования высоковязких нефтей с пристенным (периферийным) слоем, предусматривающим введение поверхностно-активного вещества (ПАВ), обеспечивающим гидрофилизацию стенок труб. Действие ПАВ сводится к понижению поверхностного натяжения на границе раздела нефть - вода. При этом известно, что гидрофильная часть молекулы ПАВ может содержать сульфатную группу (SO3), группы, содержащие азот. Недостатком данного способа является непрерывный ввод в трубопровод дорогостоящего ПАВ и средств (дозаторный насос) для осуществления операции, которые питаются от пожароопасного электрического источника. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ транспортирования высоковязкой нефти путем создания в трубопроводе периферийного кольцевого потока из воды, охватывающей поток транспортируемой высоковязкой нефти. В данном способе в зоне контакта периферийного кольцевого слоя и транспортируемой нефти образуется высоковязкая эмульсия типа "вода в масле" снижающая устойчивость периферийного кольцевого потока и увеличивающая потери напора на трение, что снижает эффективность транспортирования. Целью настоящего изобретения является повышение эффективности способа предотвращения откладывания парафина в трубах. Эта цель достигается тем, что в известном способе транспортирования высоковязких нефтей с созданием периферийного кольцевого потока в трубопроводе, в него закачивают азот с температурой более 50оС, затем 5-10% эмульсию серного ангидрида с азотом с последующей обработкой полости труб активированной водой со значением рН = 10-11,5. При закачке в трубы 5-10% эмульсии серного ангидрида с азотом в полости труб создается несмываемая гидрофильная поверхность, благодаря химической активности серного ангидрида. Сильно гидрофильная поверхность, благодаря химической активности серного ангидрида создает барьер между металлической поверхностью и кристаллами парафина. На такой поверхности снижается адгезия отлагаемого парафина. Это обусловлено тем, что ввиду гидрофильности поверхности она всегда остается влажной, если в потоке имеется даже незначительное количество воды. Этим предотвращается значительное скопление парафина. Парафин, который все же откладывается, остается очень рыхлым и легко удаляется под воздействием вибрации или потока флюида. При закачке в полость труб жидкости с высоким значением рН нейтрализуются любые побочные продукты и пассивируют металлическую поверхность. Предлагаемый способ транспортировки высоковязких нефтей при добыче нефти и ее транспортировке по магистральным трубопроводам позволяет значительно сократить средства на вынужденный ремонт скважин от отложения парафина в трубах, а также восстановления пропускаемой способности трубопроводной магистрали.Класс F17D1/16 облегчение перемещения жидкостей или воздействие на перемещение вязких продуктов изменением их вязкости