гибкая борона н.и.бездольного

Классы МПК:A01B19/02 закрепленными на рамах жестко или эластично 
Патентообладатель(и):Бездольный Николай Иванович[UA]
Приоритеты:
подача заявки:
1989-09-04
публикация патента:

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Цель изобретения - повышение качества обработки почвы при работе на повышенных скоростях. Гибкая борона содержит поперечный брус с цепным шлейфом 3 и жестко закрепленной на нем стойкой. Цепной шлейф 3 выполнен из двух частей 29 и имеет звенья с рыхлящими зубьями. На стойке шарнирно установлена телескопическая штанга с дисковым ножом. Сквозной конец каждой из частей 29 цепного шлейфа 3 шарнирно связан с осью дискового ножа. Последний связан со штангой посредством фиксатора, а элементы последней подпружинены относительно друг друга. При движении гибкой бороны зубья шлейфа 3 осуществляют разрушение комков и глыб почвы, при этом дисковой нож создает притормаживание перемещения цепного шлейфа 3, что повышает степень измельчения комков почвы. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8

Формула изобретения

ГИБКАЯ БОРОНА Н И БЕЗДОЛЬНОГО.

1. Гибкая борона, содержащая поперечный брус с закрепленным на нем цепным шлейфом, выполненным в виде звеньев с рыхлящими зубьями, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества обработки почвы при работе на повышенных скоростях, борона снабжена жестко закрепленной на поперечном брусе стойкой и дисковым ножом, который шарнирно связан со стойкой посредством телескопической штанги, при этом элементы последней подпружинены относительно друг друга, а цепной шлейф выполнен из нескольких частей, свободный конец каждой из которых шарнирно соединен с осью дискового ножа, причем последний связан с телескопической штангой посредством фиксатора.

2. Борона по п.1, отличающаяся тем, что телескопическая штанга подпружинена относительно поперечного бруса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к гибким боронам для поверхностной обработки почвы.

Цель изобретения - повышение качества обработки почвы при работе на повышенных скоростях.

На фиг.1 изображена гибкая борона, вид сбоку; на фиг.2 - гибкая борона, вид сверху; на фиг.3 - узел I на фиг.2; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.3; на фиг.5 - узел II на фиг.1; на фиг.6 - вид по стрелке В на фиг.5; на фиг. 7 - разрез Б-Б на фиг.6; на фиг.8 - узел III на фиг.2.

Гибкая борона содержит поперечный брус 1 и соединенный с ним посредством тормозных фрикционных муфт 2 цепной шлейф 3 с промежуточной тормозной муфтой 4 и телескопической штангой 5.

Поперечный брус 1 выполнен в виде швеллера 6, на котором посредством пальцев 7 установлены с возможностью поворота в вертикальной плоскости телескопические балки 8 с неподвижными 9 и подвижными 10 звеньями, имеющими совпадающие отверстия 11 и 12 для фиксации звеньев 9 и 10 между собой в заданном положении при установке ширины захвата бороны.

На швеллере 6 в его средней части жестко закреплена стойка 13. На краях звеньев 9 и 10 на вертикальных осях 14 шарнирно установлены обводные колеса 15 для отклонения ветвей растений в рядке при междурядной обработке почвы. В нижней части звеньев 9 и 10 установлены тормозные фрикционные муфты 2, каждая из которых выполнена в виде серьги 16 с отверстиями 17 для установки ее на оси 14 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Серьга 16 имеет тормозную поверхность 18, на которой выполнены отверстия 19 с подшипниковой втулкой 20. В последней установлена ось 21, между головкой 22 которой и тормозной поверхностью 18 размещена тормозная шайба 23. На свободном конце оси 21 имеется квадратный хвостовик 24, на котором установлена втулка 25, жестко соединенная с полузвеном 26. Втулка 25 зафиксирована на хвостовике 24 болтом 27, а каждое полузвено 26 соединено с крайним звеном 28 одной из частей 29 шлейфа 3.

На звеньях шлейфа 3 во взаимно перпендикулярных плоскостях жестко закреплены рыхлящие зубья 30 и 31.

Части 29 шлейфа 3 соединены полузвеньями 32 посредством болтов 33 и промежуточной горизонтальной осью 34, в средней части которой на подшипниковых втулках 35 установлен неподвижный дисковый нож 26, на боковых поверхностях которого образованы тормозные поверхности 37, с которыми взаимодействуют тормозные шайбы 38, поджимаемые к поверхностям 37 пружиной сжатия 39. Дисковый нож 36 является промежуточной тормозной муфтой 4.

По обеим сторонам ножа 36 на оси 34 во взаимно перпендикулярных плоскостях установлены рыхлящие зубья 40, зафиксированные посредством шплинтов 41. Длина зубьев 40 превышает длину зубьев 30 и 31 для повышения сцепления с почвой центральной части шлейфа 3.

На дисковом ноже 36 выполнены отверстия 42, к двум из которых присоединена нажимная штанга 5. При затуплении одной стороны ножа 36 его поворачивают относительно оси 34, а штангу 5 фиксируют в других отверстиях 42.

Штанга 5 выполнена телескопической, при этом ее неподвижное звено 43 шарнирно связано с обоймой 44, имеющей упор 45 для ограничения перемещения вниз неподвижного звена 43 штанги 5 при подъеме бороны в транспортное положение. Обойма 44 закреплена на стойке 13.

Подвижное звено 46 штанги 5 связано с ножом 36. Внутри звеньев 43, 46 штанги 5 размещена пружина сжатия 47, при этом звенья 43, 46 имеют совпадающие отверстия 48, 49 для их фиксации относительно друг друга (при необходимости) в данном положении. Пружина 47 одним концом упирается в верхний торец звена 46, а другим соединена с пробкой 50, в которой расположен нажимной болт 51, который резьбой соединен с бобышкой 52 звена 43. Звенья 43, 46 имеют квадратное сечение для предотвращения поворота ножа 36 относительно оси штанги 5 и заваливания его на бок. Звено 43 штанги 53 растяжения связано со швеллером 6. На стойке 13 закреплен кожух 54, соединенный с навесной системой транспортного средства (не показано).

Гибкая борона работает следующим образом.

Перед началом движения опускают хомут 54. При этом части 29 шлейфа опускаются на землю, а нож 36 под действием пружин 53 заглубляются в почву. Зубья 30 и 31 шлейфа 3 и зубья 40 оси 34 перекрываются по полю, обеспечивая крошение глыб почвы. Пружина 39, а также усилие от перемещения шлейфа 3 по полю и пружины 47 создают притормаживание шлейфа 3, вследствие чего он при перекатывании создает разность линейной скорости бороны и окружной скорости зубьев 30, 31 и 40, что способствует улучшению дробления и крошения комьев почвы. Этому способствует также то, что под действием пружин 47 и 53 борона работает в режиме автоколебаний, при этом амплитуды перемещения зубьев 30, 31 и 40 в продольном и поперечном направлениях тем больше, чем больше глыбистость почвы.

Обводные колеса 15 отклоняют ветви растений в рядок. После окончания работы при транспортных переездах балки 8 поворачивают относительно пальцев 7 и фиксируют их в вертикальном положении. После этого поднимают борону в транспортное положение, при этом упор 45 не позволяет штанге 5 опускаться вниз.

Наверх