координатное устройство для исследования поля скоростей в турбомашине

Классы МПК:G01M9/06 измерительные приспособления, специально предназначенные для аэродинамических испытаний
G01P5/14 путем измерения разности давлений в текучей среде 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Комсомольский-на-Амуре политехнический институт
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-31
публикация патента:

Изобретение относится к стендовому оборудованию, предназначенному для экспериментального исследования течения рабочего тела в турбомашинах. Цель изобретения - снижение трудоемкости проведения исследований. Для этого координатное устройство для исследования поля скоростей в турбомашине снабжается подпружиненным дополнительным диском 8, оснащенным дополнительными электромагнитным тормозом и датчиком 13 углового положения. Дополнительный диск 8 установлен с возможностью вращения и подпружинен цилиндрической пружиной 20 относительно диска 2. Державка 5 закреплена на стойке 3, расположенной на диске 2, и пропущена через толкатель 9, смонтированный на дополнительном диске 8. На конце державки 5 закреплен малоинерционный зонд 6. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

КООРДИНАТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛЯ СКОРОСТЕЙ В ТУРБОМАШИНЕ, содержащее корпус, ротор, установленный с возможностью вращения и подпружиненный относительно ротора диск с малоинерционным зондом, электромагнитный тормоз, выполненный в виде двух взаимодействующих магнитов, размещенных на диске и корпусе, установленные в корпусе в зоне ротора и диска датчики углового положения и подключенный к датчикам фазометр, отличающееся тем, что оно снабжено установленным с возможностью вращения и подпружиненным относительно диска дополнительным диском с толкателем и дополнительными электромагнитным тормозом и датчиком углового положения и державкой, закрепленной на диске с возможностью угловых отклонений и пропущенной через толкатель, при этом малоинерционный зонд установлен на державке.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к стендовому оборудованию, предназначенного для экспериментального исследования поля скоростей в турбомашинах.

Известно координатное устройство для исследования поля скоростей в турбомашине, содержащее корпус, диск с малоинерционным зондом, подпружиненный с возможностью вращения относительно ротора, электромагнитный тормоз, выполненный в виде двух взаимодействующих магнитов, размещенных на диске и корпусе, датчики углового положения, установленные в корпусе в зоне ротора и диска, и подключенный к датчикам фазометр.

Устройство дополнительно содержит микрометрический винт, установленный в корпусе. Во время работы турбомашины осевое перемещение малоинерционного зонда осуществляется с помощью микрометрического винта, а в окружном направлении с помощью электромагнитного тормоза, поворачивающего диск относительно ротора.

Недостатком указанного устройства является повышенная трудоемкость обслуживания, обусловленная наличием операций, выполняемых вручную с помощью микрометрического винта.

Задачей изобретения является снижение трудоемкости проведения исследований.

Техническая задача достигается тем, что координатное устройство, содержащее корпус, ротор, установленный с возможностью вращения и подпружиненной относительно ротора диск с малоинерционным зондом, электромагнитный тормоз, выполненный в виде двух взаимодействующих магнитов, размещенных на диске и корпусе, установленные в корпусе в зоне ротора и диска датчики углового положения и подключенный к датчикам фазометр, снабжено установленным с возможностью вращения и подпружиненным относительно диска дополнительным диском с толкателем и дополнительными электромагнитным тормозом и датчиком углового положения и державкой, закрепленной на диске с возможностью угловых отклонений и пропущенной через толкатель, при этом малоинерционный зонд установлен на державке.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где: фиг.1 - представлен продольный разрез координатного устройства; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - вид по стрелке Б на фиг.2.

Координатное устройство содержит установленный соосно ротору 1 с возможностью вращения диск 2, на котором расположена стойка 3. На стойке 3 посредством упругого шарнира 4, допускающего угловые отклонения, закреплена державка 5, к которой прикреплен малоинерционный зонд 6. На диске 2, соосно ему, с помощью шариков 7 установлен с возможностью вращения дополнительный диск 8. На дополнительном диске 8 смонтирован толкатель 9 в виде планки с У-образным пазом, сквозь который проходит державка 5. В зоне ротора 1, диска 2 и дополнительного диска 8 в корпусе 10 размещены, соответственно, датчики 11, 12, углового положения диска 2 и дополнительный датчик 13 углового положения дополнительного диска 8. Координатное устройство также содержит подключенный к датчикам 11, 12 и 13 фазометр 14, электромагнитный тормоз диска 2, выполненный в виде двух взаимодействующих постоянного 15 и электрического 16 магнитов, установленных, соответственно, на диске 2 и корпусе 10, а также дополнительный тормоз диска 8, состоящий из постоянного 17 и электрического 18 магнитов, размещенных, соответственно, на дополнительном диске 8 и в корпусе 10. Диск 2 подпружинен цилиндрической пружиной 19 относительно ротора 1, а дополнительный диск 8 подпружиненной цилиндрической пружиной 20 относительно диска 2. Зонд 6 размещен над ротором 1 между рабочими лопатками 21, несущим 22 и покрывным 2 дисками ротора 1. Диск 2 установлен на валу 24 ротора 1 при помощи подшипника 25.

Координатное устройство работает следующим образом.

Во время работы турбомашины крутящий момент от ротора 1 передается на диск 2 через пружину 19, а от диска 2 на дополнительный диск 8 через пружину 2. Координаты зонда 6 в окружном и осевом направлениях регистрируются датчиками 11, 12, 13 сигнал от которых поступает в фазометр 14. При этом, координаты зонда 6 в осевом направлении определяются расчетным путем на основе предварительно найденной зависимости между угловым смещением дополнительного диска 8 относительно диска 2 и осевым перемещением зонда 6. При необходимости перемещения зонда 6 в другую точку над ротором 1 в электрическую цепь сначала включают магнит 18, который создает на дополнительном диске 8 момент сопротивления. Этот момент сопротивления воспринимает на себя пружина 20, скручиваясь на некоторый угол и обеспечивая поворот дополнительного диска 8 на шариках 7 относительно диска 2. При этом толкатель 9, отклоняя на некоторый угол державку 5, обеспечивает осевое перемещение зонда 6 на заданное расстояние. Затем в электрическую цепь включают магнит 16, который создает на диске 2 момент сопротивления. Этот момент воспринимает на себя пружина 19, которая скручиваясь на некоторый угол, обеспечивает поворот диска 2 на подшипнике 25 относительно ротора 1. Тем самым зонд 6 перемещается относительно ротора 1 в окружном направлении в заданную точку. После замера давления, повторяя последовательность действий, описанных выше, осуществляют перевод малоинерционного зонда 6 в точку с новыми координатами.

Оснащение координатного устройства дополнительным диском 8 с соответствующими дополнительными элементами позволяет автоматизировать процесс проведения экспериментальных исследований, а также повысить уровень техники безопасности проведения работ путем удаления обслуживающего персонала на безопасное расстояние от быстровращающегося ротора.

Повышается степень унификации элементов конструкции из-за применения приводных устройств одного типа. Обеспечивается свобода компоновки вала ротора благодаря отсутствию микрометрического винта, расположенного на одной оси с валом. Уменьшаются осевые габариты устройства, увеличивается надежность ее работы из-за ликвидации осевого перемещения диска.

Класс G01M9/06 измерительные приспособления, специально предназначенные для аэродинамических испытаний

устройство для оценки аэродинамического коэффициента и устройство для обнаружения отказа/повреждения управляющей поверхности -  патент 2515947 (20.05.2014)
устройство и способ анализа измерений в аэродинамической трубе -  патент 2407998 (27.12.2010)
способ и устройство для повышения точности измерений в аэродинамической трубе, которые обеспечивают учет влияния подвесного устройства модели -  патент 2399895 (20.09.2010)
динамометрический элемент -  патент 2396533 (10.08.2010)
измерительная система для контроля технологических систем аэродинамической трубы -  патент 2374612 (27.11.2009)
устройство и способ для автоматического изготовления ленты с нитями визуализации воздушных потоков на аэродинамических поверхностях -  патент 2344398 (20.01.2009)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности объекта при ограниченном разрешении приемника изображений -  патент 2319970 (20.03.2008)
способ визуализации предельных линий тока и распределения напряжения трения на поверхности объекта в газе или жидкости -  патент 2306570 (20.09.2007)
способ определения аэродинамических сил в дозвуковых аэродинамических трубах -  патент 2300748 (10.06.2007)
способ визуализации течения газа или жидкости на поверхности объекта -  патент 2297636 (20.04.2007)

Класс G01P5/14 путем измерения разности давлений в текучей среде 

меточный датчик аэродинамического угла и воздушной скорости -  патент 2445634 (20.03.2012)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2427844 (27.08.2011)
способ определения скорости и направления потока теплоносителя -  патент 2422837 (27.06.2011)
способ определения величины и направления скорости теплоносителя -  патент 2360257 (27.06.2009)
аэромеханический способ измерения воздушно-скоростных параметров траектории полета и устройство для его осуществления -  патент 2336533 (20.10.2008)
способ определения расхода газа или жидкости и устройства для его реализации (варианты) -  патент 2327956 (27.06.2008)
устройство для измерения параметров газового потока -  патент 2305288 (27.08.2007)
система измерения воздушных параметров полета -  патент 2290646 (27.12.2006)
устройство для определения параметров пульсирующего потока -  патент 2285244 (10.10.2006)
приемник воздушных давлений -  патент 2260780 (20.09.2005)
Наверх