эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего зацепления

Классы МПК:F16H1/10 с внутренними зубьями на одном из колес 
F16H3/40 только для реверсирования 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Производственное объединение "Электростальтяжмаш"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-01-02
публикация патента:

Изобретение предназначено для механизмов бесшпиндельного привода сближающихся между собой по мере переточки рабочих валков прокатных станов, в особенности мелкосортных и проволочных. Предлагаемая передача содержит шестерню и колесо с равными числами внешних и внутренних зубьев. В такой передаче полюс зацепления уходит в бесконечность, угол зацепления равен 90°, линия зацепления параллельна линии центров, а межосевое расстояние равно половине бокового зазора, измеренного по нормали к эвольвентному профилю. При обработке зубьев каждого колеса стандартным зуборезным инструментом предложено в дополнение к радиальному ввести тангенциальное смещение исходного контура, что позволяет увеличить глубину захода зубьев и оптимизировать передачу по критериям плавности и/или нагрузочной способности. В частности предложены варианты передачи с гарантированным двухпарным зацеплением и с минимальными для заданного межосевого расстояния габаритами. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. ЭВОЛЬВЕНТНАЯ ЗУБЧАТАЯ КОРРИГИРОВАННАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ, содержащая шестерню и колесо с равными между собой числами соответственно внешних и внутренних зубьев, отличающаяся тем, что параметры колес определяют по зависимостям:

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141 - эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142 - inv [эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1]+ inv [эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2] ,

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614,

где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - относительный эксцентриситет;

aw - межосевое расстояние;

rb - радиус основной окружности;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - половина углового шага зубьев;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1 ; эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2 - углы профиля на окружности вершин соответственно шестерни и колеса;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 0,1эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 , эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 0,06эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - половина угловых толщин зубьев на поверхностях вершин соответственно шестерни и колеса;

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 ; rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - радиусы окружностей вершин шестерни и колеса;

sa1 ; sa2 - толщина зубьев на поверхностях вершин шестерни и колеса;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - торцовый коэффициент перекрытия.

2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что величина радиального смещения исходного контура зубьев шестерни и колеса определяется соответственно из соотношений

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614m = 1,05m+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-aw-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614m = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+aw-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-1,05эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614m

где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - угол исходного контура,

а зубья шестерни и колеса выполнены с дополнительным тангенциальным смещением исходного контура и величина этого смещения выбрана соответственно равной

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141 = 0,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - 2xn1эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-z1[эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141-inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)+

+inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1)] ,

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142 = 0,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 + 2xn2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+z2[эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142-inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)+

+inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2)] .

3. Передача по п.1, отличающаяся тем, что радиус основной окружности выполнен равным rв = awэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614ctg(0,84эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - inv (эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)) ,

радиус окружности вершин шестерни выполнен равным

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 .

4. Передача по пп. 1 - 3, отличающаяся тем, что коэффициент перекрытия принят равным 2,0 - 2,1, а число зубьев шестерни и колеса - в пределах 23 - 27.

5. Передача по пп.1 - 3, отличающаяся тем, что коэффициент перекрытия принят равным 1,0 - 1,1, а число зубьев шестерни и колеса - в пределах 7 - 9.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах бесшпиндельного привода рабочих валков мелкосортных и проволочных станов.

Известна эвольвентная корригированная зубчатая передача внутреннего зацепления, содержащая шестерню с внешними зубьями и колесо с внутренними зубьями.

Недостатком этой передачи является ограниченная нагрузочная способность, которая определяется крутящими моментами на колесе, допустимыми контактной выносливостью поверхностей зубьев и изгибной прочностью зубьев. Увеличение моментов, допускаемых как контактной выносливостью, так и изгибной прочностью зубьев, возможно при уменьшении разности чисел зубьев. Эта разность при стандартном исходном контуре и оптимально выбранных коэффициентах смещения не может быть меньше четырех. При этом для высоконагруженных приводов малогабаритных клетей мелкосортных и проволочных станов нагрузочная способность передачи остается недостаточной.

В таких станах межосевое расстояние передачи, обеспечивающее возможность регулировки межвалкового расстояния после переточки валков, может быть достаточно малым и составлять 3-5% диаметра валка и равного ему габаритного диаметра пояса внутреннего зацепления. При таком межосевом расстоянии модуль зацепления, равный его отношению к разности чисел зубьев, получается мелким и не обеспечивает изгибную прочность зубьев с другой стороны, увеличение межосевого расстояния сверх необходимого по условиям переточки валков приводит к уменьшению приведенного радиуса кривизны профиля зубьев и соответственно к снижению их контактной выносливости.

Из известных эвольвентных передач внутреннего зацепления наиболее близкой по технической сущности является передача, содержащая шестерню и колесо с коррегированными и равными между собой числами зубьев.

Недостаток этой передачи состоит в том, что ее геометрические параметры жестко связаны со способом образования сопряженных профилей зубьев путем огибания их стандартным исходным контуром при различных по величине и знаку, но только радиальных смещениях. При этом требуемая для заданного межосевого расстояния алгебраическая разность величин смещения втрое превышает величину, достаточную для обеспечения радиального зазора. Неоправданное уменьшение рабочей глубины захода зубьев по отношению к их полной высоте снижает, во-первых, изгибочную прочность зубьев (за счет удаления геометрического места точек приложения усилий от корня зуба) и, во-вторых, контактную выносливость (за счет уменьшения длины рабочего участка линии зацепления и смещения его в зону неблагоприятного сочетания радиусов кривизны профилей).

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи при заданном межосевом расстоянии.

Это достигается тем, что в эвольвентной зубчатой корригированной передаче внутреннего зацепления, содержащей шестерню и колесо с равными между собой числами соответственно внешних и внутренних зубьев, параметры колес определяют по зависимостям

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142-invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 , где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - относительный эксцентриситет;

aw - межосевое расстояние;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614- половина углового шага зубьев;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2 - углы профиля на окружностях вершин соответственно шестерни и колеса;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 0,1эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 ; эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 0,06эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 половина угловых толщин зубьев на поверхностях вершин соответственно шестерни и колеса;

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 ; rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 радиусы окружностей вершин шестерни и колеса;

Sa1;Sa2- толщина зубьев на поверхностях вершин шестерни и колеса;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - торцевой коэффициент перекрытия.

Величина радиального смещения исходного контура зубьев шестерни и колеса определяется соответственно из соотношения

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614m = 1,05m+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-aw-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614m = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+aw-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-1,05эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614m, где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - угол исходного контура, а зубья шестерни и колеса выполнены с дополнительным тангенциальным смещением исходного контура и величина этого смещения выбрана соответственно равной

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= 0,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+2xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-zэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)+invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= 0,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-2xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+zэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)+invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

Радиус основной окружности выполнен равным

rb = aw эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614ctg[0,84 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-inv(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)]

Радиус окружности вершин колеса выполнен равным

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

Радиус окружности вершин шестерни выполнен равным

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

Коэффициент перекрытия может быть принят равным 2,0...2,1, а числа зубьев шестерни и колеса выполнены в пределах 23...27 или коэффициент перекрытия может быть принят равным 1,0...1,1, а числа зубьев шестерни и колеса выполнены в пределах 7...9.

На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая передача, общий вид; на фиг. 2 - конкретный пример выполнения передачи согласно п.4 формулы изобретения; на фиг.3 - то же, согласно п.5 формулы изобретения; на фиг.4 изображен зуб шестерни и схема его образования при использовании стандартного исходного контура; на фиг.5 - зуб колеса и схема его образования при использовании стандартного исходного контура.

Передача внутреннего эвольвентного зацепления состоит из шестерни 1 и колеса 2. Центр шестерни 01 смещен относительно центра колеса 02 на межосевое расстояние aw. Шестерня 1 снабжена внешними корригированными эвольвентными зубьями 3, колесо 2 - внутренними корригированными эвольвентными зубьями 4. Число зубьев шестерни равно числу зубьев колеса (Z1 = Z2 = =Z). Рабочие участки боковых профилей зубьев шестерни очерчены эвольвентами 5 основной окружности 6 радиуса rb1. Рабочие участки боковых профилей зубьев колеса очерчены эвольвентами 7 основной окружности 8 того же радиуса rb2= rb1 = rb. Зубья 3 шестерни 1 ограничены окружностью вершин 9 радиуса ra1. Зубья 4 колеса 2 ограничены окружностью вершин 10 радиуса ra2. Со стороны тела зуба шестерни и колеса эвольвентные рабочие участки профиля ограничены радиусами соответственно rl1иrl2. Впадины зубьев ограничены радиусами rf1иrf2.

Условием сопряженности эвольвентной передачи является равенство основных шагов (шагов зацепления) шестерни и колеса Pb1=Pb2=Pb=эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 rb/Z.

Линия зацепления - общая касательная к основным окружностям, параллельная линии центров.

Рабочий участок линии зацепления К1К2 определяется точками ее пересечения с окружностями вершин колеса К2 и шестерни К1. Длина этого участка определяется как K1K2= K1N1+N1N2-K2N2= rbэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+aw-rbtgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (1) где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1 - угол профиля на окружности вершин шестерни;

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2 - угол профиля на окружности вершин колеса;

N1N2 - точки касания линии зацепления с основными окружностями шестерни и колеса.

Отношение длины рабочего участка линии зацепления к шагу зацепления представляет собой коэффициент перекрытия эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = К1К2/Pb. Если обозначить относительный эксцентриситет aw/rb = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 и угловой шаг колеса Pb/rb = 2 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614, то из уравнения (1)

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (2)

Половину угловой толщины зубьев на окружности вершин шестерни обозначим эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141, а колеса эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142.

Тогда на основной окружности половина угловой толщины зуба шестерни равняется (см. фиг.1):

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614, (3) где

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614- эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

Аналогично для колеса

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614, (4) где

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614- эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

Величина rb[ эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-(эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614b1+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614b2)] определяет собой нормальный зазор между зубьями в том случае, если центры шестерни и колеса совмещены между собой, т.е. максимальное межосевое расстояние aw, на которое могут быть смещены эти центры до того, как нерабочие профили зубьев соприкоснутся друг с другом, будет равно

aw= rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (5)

Разделив обе части выражения (3) на rb и раскрыв эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614b1 и эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614b2, получим значение относительного эксцентриситета

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141-эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142-invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (6)

Уравнения (2) и (6) должны соблюдаться в любой передаче, изготовленной в соответствии с изобретением. Но в эти уравнения входят шесть конструктивных параметров (эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614,эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614,эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141,эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142,эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1,эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2) и коэффициент перекрытия эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 , следовательно, пять параметров остаются свободными. Если задаться значениями эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141иэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142 , то свободными остаются еще три параметра, которыми можно варьировать, обеспечивая оптимизацию передачи. В частности, для быстроходных передач необходимо стремиться к максимальному коэффициенту перекрытия, в других случаях при минимальном коэффициенте перекрытия добиваться минимизации габаритов передачи и т.д.

При заданной высоте зуба коэффициент перекрытия эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 увеличивается с уменьшением угла эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2. Минимальное значение этого угла, а следовательно максимальный коэффициент перекрытия имеют место при совпадении границ К2и N1 рабочего и теоретического участков линии зацепления. В этом случае tg эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a2= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614, тогда из уравнения (2) tg эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614a1=2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614

Подставив эти два выражения в уравнение (6) и принимая значения эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141= 0,1 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 и эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142 =0,06эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 , получим

arctgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614=0,84эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-invarctg2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (7)

Отсюда по заданному межосевому расстоянию находим требуемый радиус основной окружности

rb=awctg[arctg2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-(2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-0,84)эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614] (8)

Радиус окружности вершин зубьев колеса в этом случае следует выполнить равным

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= rb/cosэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (9)

Радиус окружности вершин зубьев шестерни

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= rb/cosэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= rb/cosarctg2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (10)

При заданном aw передача будет иметь минимальные габариты в том случае, когда относительный эксцентриситет эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 имеет возможно большое значение. Согласно выражению (7) эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 зависит от двух параметров: эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614и эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 . Для того, чтобы при выбранном эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 определить то значение эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 , при котором эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 достигает максимума, необходимо продифференцировать выражение (10) по эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 и приравнять производную нулю. После преобразований получим

2эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 /(1 + 4эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142) = 2 эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 - 0,84

Откуда: эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (11)

Выбор желательного значения коэффициента перекрытия определяется условиями работы передачи. Для быстроходных передач важнейшим требованием является плавность работы передачи и в этом случае число одновременно работающих зубьев должно быть не меньше двух. Приняв эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = =2,02 из выражения (11) находим эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 0,1268, чему соответствует Z =эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 /эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= 24,77. Исследование функции эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (Z) показало, что ее оптимум является весьма пологим и целочисленные значения Z могут выбираться в пределах 23 и 27 зубьев. При этом относительный эксцентриситет эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 0,067, т.е. межосевое расстояние, составляет 1/30 диаметра основной окружности или эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141,25 основного модуля.

Для тихоходных высоконагруженных передач достаточно, чтобы коэффициент перекрытия превышал единицу. Приняв эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 1,02, из выражения (11) находим эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 0,4101 и Z = 7,66.

Отсюда целочисленные значения Z, обеспечивающие минимальные габариты передачи, могут выбираться в пределах 7...9 зубьев. При этом относительный эксцентриситет эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 0,2, т.е. aw составляет 0,1 диаметра основной окружности или 0,8 модуля. Уменьшение числа зубьев по сравнению с рассмотренным случаем резко увеличивает модуль и вместе с ним изгибную прочность зуба в тех же габаритах передачи.

Наиболее технологичным способом получения зубьев шестерни 1 является нарезание их реечным инструментом, например червячной фрезой со стандартным исходным контуром. Однако для обеспечения требуемых по изобретению размеров зуба исходный контур при обработке должен быть смещен от своего номинального положения, причем не только в радиальном, как это имеет место в известных корригированных передачах, но и в тангенциальном по отношению к шестерне направлении.

Определим требуемые коэффициенты радиального Хn1 и тангенциального Xr1 смещений исходного контура при обработке шестерни.

Из условия обеспечения в собранной передаче радиального зазора С = 0,2m, где m - модуль зацепления, радиус впадин шестерни определяем как

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-aw-c (12)

С другой стороны

rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= r1-(1,25-xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614)m , (13) где r1 = 0,5mZ1 - делительный радиус;

1,25m - высота делительной шестерни головки зуба исходного контура.

Учитывая, что делительный радиус шестерни связан с радиусом ее основной окружности зависимостью

r1 = rb/cos эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 , (14) где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 = 20о - делительный угол профиля зуба, приравняем выражения (12) и (13) и после преобразований получим

xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= 1,05+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-aw-rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614cosэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614/m (15)

Коэффициент Xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141 тангенциального смещения исходного контура определяет изменение делительной толщины S1 зуба шестерни

s1= mэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256140,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+2xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (16)

Выразив через S1 половину угловой толщины зуба шестерни по основной окружности

эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= s1/2r1+эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141, (17) где эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614, и приравняв между собой выражения (3) и (17) с учетом выражения (16), после преобразований найдем требуемое значение Xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256141 xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= 0,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+2xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-zэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (18)

Внутренние зубья колеса 2 могут быть нарезаны зуборезным долбяком или получены протягиванием, но в любом случае размеры этих зубьев вполне определяются параметрами исходного контура и коэффициентами его нормального Хn2 и тангенциального Xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 20256142 смещения.

Повторив для зуба колеса математические выкладки, приведенные для зуба шестерни, требуемые значения коэффициентов смещения получим в виде xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614rэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+aw-rb/cosэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614/m-1,05 (19) xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614= 0,5эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+2xэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614tgэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+zэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614+invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614-invэвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 (20) Устройство работает следующим образом.

При сборке передачи внутреннего эвольвентного зацепления шестерня 1 с внешними зубьями 3 вводится в зацепление с внутренними зубьями 4 колеса 2, передавая вращение с ведущего вала на ведомый путем взаимодействия зубьев колеса и шестерни.

Передаточное число равно единице. Мгновенная точка контакта профилей эвольвентная зубчатая корригированная передача внутреннего   зацепления, патент № 2025614 перемещается по линиям зацепления, общей касательной к основным окружностям, параллельной линии центров. Угол зацепления составляет 90о. Полюс зацепления, который должен лежать на пересечении линии зацепления с межосевой линией передачи, уходит в бесконечность. Рабочий участок линии зацепления определяется точками ее пересечения с окружностями вершин колеса и шестерни.

В передаче, представленной на фиг.2, в контакте одновременно находятся два или три зуба, в варианте, представленном на фиг.3, - один или два зуба.

Нагрузочная способность передачи определяется крутящим моментом на колесе, допускаемым контактной выносливостью поверхностей зубьев и их изгибной прочностью. При этом расчет на изгибную прочность вполне аналогичен расчету обычных передач внутреннего зацепления, но требует определения коэффициентов формы зуба с учетом величины тангенциального смещения. При расчете на контактную выносливость в качестве опасной точки вместо полюса зацепления следует рассматривать ближайшую к основным окружностям границу одно- или двухпарного зацепления.

Наверх