система регистрации полетной информации
Классы МПК: | G01D9/28 обеспечение однократной или многократной записи, фиксирующей значения двух и более различных переменных величин |
Автор(ы): | Мамулин А.В., Панов Н.Н., Зобков П.П., Титаренко Г.Н. |
Патентообладатель(и): | Панов Николай Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-01 публикация патента:
15.11.1994 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам регистрации полетных данных. Цель: увеличение точности регистрации полетной информации в маловысотном полете путем автоматического подключения датчиков высоты и скорости повышенной точности. Сущность изобретения: в известную систему регистрации полетной информации дополнительно введены маркерный радиоприемник, три элемента И, два элемента НЕ, элемент выдержки, четыре реле, два концевых выключателя выпущенного положения закрылков и шасси, датчик скорости повышенной точности, датчик высоты повышенной точности, датчик давления гидросистемы, радиовысотомер малых высот, задатчик высоты, которые обеспечивают увеличение точности регистрации полетной информации в маловысотном полете, что в итоге повышает безопасность полетов. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, содержащая штатные датчики скорости и высоты и последовательно соединенные блок электроники, блок усилителей записи, воспроизведения и контроля, магнитный накопитель, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены маркерный радиоприемник, три элемента И, два элемента ИЛИ, элемент ИЛИ - НЕ, два элемента НЕ, элемент задержки, четыре реле, два концевых выключателя выпущенного положения соответственно закрылков и шасси, датчик скорости повышенной точности, датчик высоты повышенной точности, датчик давления гидросистемы, радиовысотомер малых высот, задатчик высоты, причем выход маркерного радиоприемника соединен с первым входом первого элемента И, второй вход которого взаимосвязан с первыми входами элемента ИЛИ - НЕ и второго элемента И и с выходом концевого выключателя выпущенного положения шасси, а выход - с первым входом первого элемента ИЛИ, соединенного своим вторым входом с взаимосвязанными первым входом второго элемента "ИЛИ", вторым входом упомянутого элемента ИЛИ - НЕ и выходом концевого выключателя выпущенного положения закрылков, а выходом - с входом первого реле, выход элемента ИЛИ - НЕ соединен с входом второго реле, выход датчика давления гидросистемы соединен с вторым входом второго элемента И, выход которого соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ, соединенного своим третьим входом с выходом элемента задержки, а выходом - с первым входом третьего элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго элемента НЕ, а выход - с входом четвертого реле, выход радиовысотомера малых высот соединен с входом первого элемента НЕ, выход которого соединен с входом указанного элемента задержки, выход задатчика высоты соединен с входом второго элемента НЕ, выход штатного датчика скорости через второй размыкающий контакт третьего реле и выход датчика скорости повышенной точности через третий замыкающий контакт этого реле взаимосвязаны с первым входом блока электроники, с вторым его входом соединены через первый и второй контакты четвертого реле выходы соответственно штатного датчика высоты и датчика высоты повышенной точности, вход третьего реле через замыкающий контакт первого реле в одной цепи и через последовательно соединенные первый размыкающий контакт третьего реле и замыкающий контакт второго реле в другой цепи соединен с плюсовой клеммой бортсети, выходы указанных первого - четвертого реле соединены с минусовой шиной бортсети.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам регистрации полетных данных. Известны системы регистрации полетных данных "Тестер УЗ серии Л" самолета изд. 26-29, которые обеспечивают регистрацию основной, служебной и вспомогательной информации. Основными недостатками данных систем являютсябольшая относительная погрешность на малых высотах и скоростях полета, например для высоты 500 м скорости 250 км/ч, она находится для высоты в пределах - 250-230 м и для скорости - 264-130 км/ч, кроме того, отсутствует возможность точной оценки действий летчика на высоте и скорости на важнейших этапах полета: взлете, посадке, маловысотном полете. Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой системе регистрации полетной информации является выбранная в качестве прототипа система "Тестер-УЗ сер. Л.". В этой системе для повышения точностных характеристик канала высоты имеются датчик "большой" барометрической высоты (диапазон измерения 9000 - 20000 м) и датчик "малой" барометрической высоты (200 - 9800 м). Упрощенная структурная схема каналов датчиков высоты показана на фиг. 1б. Для этой системы диапазон измерения "большой" высоты 190 мм рт.ст., а диапазон измерения "малой" высоты - 575 мм рт.ст. Максимально допустимая относительная погрешность "малой" высоты
Hм=


Д - диапазон измерения параметра. Для той же Нб = 500 м согласно вышеприведенных расчетов это составляет
-

+

Полученные значения существенно точнее, чем у предыдущей системы, однако разброс в определении точного значения параметра по-прежнему остается очень большим, что неудовлетворительно сказывается при решении задач объективного контpоля полетов. К тому же некоторые повышение точности в определении параметра повлекло ряд недостатков: "перекрытие" записей в диапазоне 9000 - 10000 м в регистрации высоты, что снижает качество распознавания параметров оператором; количество каналов измерения параметра высоты возросло до четырех (кадр записи информации длительностью в 1 с разбит на 255 каналов измерения). Это равноценно потере информации от 1-2 датчиков аналоговых сигналов. В настоящее время актуальными задачами объективного контроля полетов являются контроль качества и полноты выполнения полетного задания летными экипажами, контроль работоспособности авиатехники, установление истинных причин летных происшествий и предпосылок к ним. Решение этих задач невозможно без точного определения скорости взлета и посадки, а также высоты полета. Применяемые в современных системах САРПП, МСРП, Тестер для регистрации высоты и скорости полета потенциометрические датчики типа МДД не обеспечивают необходимую точность и достоверность записи указанных параметров из-за ступенчатости, гистерезиса, повышенной вибрации. На фиг.2 проиллюстрирована характеристика ступенчатости датчика высоты в зависимости от разрежения Рсм; на фиг.3 - аналогичная характеристика для датчика скорости в зависимости от давления Рдин. Анализ характеристик показывает, что цена одной ступеньки датчика высоты для первых 20 витков составляет по барометрической высоте 110 м. Наибольшую цену 180 км/ч имеет первая ступенька датчика скорости при переходе с нулевого витка на первый виток, для малых скоростей цена ступенек колеблется от 50 до 30 км/ч. На обратном ходе у датчика высоты переход щетки потенциометра происходит при больших значениях высоты. Для датчика скорости цена ступенек на 10 - 15 км/ч больше, чем при прямом ходе. Наибольшее приращение происходит на первой ступеньке, на которой при обратном ходе скорость становится равной 250 км/ч вместо 180 км/ч. Ступенчатость линий записи высоты и скорости полета объясняется тем, что потенциометрические датчики типа МДД выполнены в виде однослойной катушки. При переходе щетки потенциометра с витка на виток напряжение на ней изменяется скачком, что приводит к дискретному изменению ординаты линии записи высоты и скорости полета. В этом случае весь диапазон регистрируемых высот и скоростей полета будет развит на число ступенек, равное числу рабочих витков потенциометра. Таким образом, чем меньшей диапазон регистрируемого параметра приходится на витки потенциометра, тем выше точность регистрации параметра. Переключение диапазонов регистрации параметров высоты и скорости должно проводиться в строго фиксированный момент времени, определяемый в зависимости от задач, решаемых боевым авиационным комплексом. С точки зрения безопасности полетов для всех без исключения типов самолетов наиболее опасными являются полеты на предельно малых (до 200 м) и малых высотах (выше 200 м до 1000 м), а также этапы взлета и посадки. В современных бортовых устройствах регистрации параметров полета типа Тестер, МСРП, САРПП отсутствует устройство подключения датчиков высоты и скорости повышенной точности при выполнении взлета, посадки, а также полетов на малых и предельно малых высотах. Применение такого устройства, позволяющего подключать датчики повышенной точности, аналогичные вертолетным датчикам (с диапазонами измерения по высоте - 50-6000 м, по скорости 60-400 км/ч) позволяет свести абсолютные погрешности до следующих значений:
-


+


Целью изобретения является увеличение точности регистрации полетной информации в маловысотном полете путем автоматического подключения датчиков высоты к скорости повышенной точности. Это достигается тем, что в известную систему регистрации полетной информации, содержащую штатные датчики скорости и высоты и последовательно соединенные блок электроники, блок усилителей записи, воспроизведения и контроля, магнитный накопитель, дополнительно введены маркерный радиоприемник, три логических элемента И, два логических элемента ИЛИ, логический элемент ИЛИ-НЕ, два логических элемента НЕ, элемент задержки, четыре реле, два концевых выключателя, выпущенного положения соответственно закрылков и шасси, датчик скорости повышенной точности, датчик высоты повышенной точности, датчик давления гидросистемы, радиовысотомер малых высот, задатчик высоты, причем выход маркерного радиоприемника соединен с первым входом первого логического элемента И, второй вход которого взаимосвязан с первыми входами логического элемента ИЛИ-НЕ и второго логического элемента И и с выходом концевого выключателя выпущенного положения шасси, а выход - с первым входом первого логического элемента ИЛИ, соединенного вторым входом со взаимосвязанными первым входом второго логического элемента ИЛИ, вторым входом упомянутого логического элемента ИЛИ-НЕ и выходом концевого выключателя выпущенного положения закрылков, а выходом - с входом первого реле, выход логического элемента ИЛИ-НЕ соединен с входом второго реле, выход датчика давления гидросистемы соединен с вторым входом второго логического элемента И, выход которого соединен с вторым входом второго логического элемента ИЛИ, соединенного третьим входом с выходом элемента задержки, а выходом - с первым входом третьего логического элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго логического элемента НЕ, а выход - с входом четвертого реле, выход радиовысотомера малых высот соединен с входом первого логического элемента НЕ, выход которого соединен с входом указанного элемента задержки, выход задатчика высоты соединен с входом второго логического элемента НЕ, выход штатного датчика скорости через второй размыкающий контакт третьего реле и выход датчика скорости повышенной точности через третий замыкающий контакт этого реле взаимосвязаны с первым входом блока электроники, с вторым его входом соединены через первый и второй контакты четвертого реле выходы соответственно штатного датчика высоты и датчика высоты повышенной точности, вход третьего реле через замыкающий контакт первого реле в одной цепи и через первый замыкающий контакт третьего реле и размыкающий контакт второго реле в другой цепи соединен с плюсовой клеммой бортсети, выходы указанных первого - четвертого реле соединены с минусовой шиной бортсети. На фиг.1 показаны упрощенные структурные схемы каналов скорости и высоты в системе "Тестер-УЗ сер.Л" самолета МиГ-29; на фиг.2 - характеристика ступенчатости датчика высоты в зависимости от разрежения рст; на фиг.3 - характеристика ступенчатости датчика скорости в зависимости от давления Рдин; на фиг.4 - функциональная схема предлагаемого устройства. Предлагаемое устройство содержит штатный датчик 1 скорости, штатный датчик 2 высоты, блок 3 электроники, блок 4 усилителей записи, воспроизведения и контроля, магнитный накопитель 5, маркерный радиоприемник 6, первый 7, второй 8, и третий 9 логические элементы И, первый 10 и второй 11 логические элементы ИЛИ, логический элемент ИЛИ-НЕ 12, первый логический элемент НЕ 13, второй логический элемент НЕ 14, элемент 15 выдержки, первое 16, второе 17, третье 18 и четвертое 19 реле, концевой выключатель выпущенного положения закрылков (КВЗ) 20, концевой выключатель выпущенного положения шасси (КВШ) 21, датчик 22 скорости повышенной точности, датчик 23 высоты повышенной точности, датчик 24 давления гидросистемы, радиовысотомер 25 малых высот, задатчик 26 высоты. В предлагаемом устройстве используется радиовысотомер малых высот, который предназначен для измерения истинной высоты полета самолета с автоматической выдачей ее на указатель. Диапазон измерения высот 0 - 1000 м. Точность измерения в диапазоне 0-10 м


Класс G01D9/28 обеспечение однократной или многократной записи, фиксирующей значения двух и более различных переменных величин