ведущее литое колесо гусеничного движителя

Классы МПК:B62D55/12 размещение, крепление и приспосабливание ведущих звездочек 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Уралтрак"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-17
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству гусеничных тракторов промышленного назначения. Сущность изобретения: колесо содержит ступицу и зубчатый венец, на каждом из боковых профилей зубьев которого выполнен эвольвентный участок 3 и 4, сопряженный с участком в виде радиусной галтели 5 и 6 при вершине. Рабочая поверхность зубьев колеса имеет упрочненный пластической деформацией слой 8 с продольной направленностью волокон. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ВЕДУЩЕЕ ЛИТОЕ КОЛЕСО ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ, содержащее ступицу и зубчатый венец, на каждом из боковых профилей зубьев которого выполнен эвольвентный участок, сопряженный с участком в виде радиусной галтели при вершине, отличающийся тем, что рабочая поверхность зубьев содержит упрочненный пластической деформацией слой с продольной направленностью волокон металла по периметру их сечения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к производству гусеничных тракторов промышленного назначения.

Известна конструкция ведущих колес (Миникаталог по гусеничным цепям фирмы Италтрактор, с.110), содержащая ступицу колеса, служащую для крепления колеса на выходном валу бортового редуктора, и зубья, обеспечивающие зацепление со втулками, запрессованными в звенья гусеницы. Зубья содержат прямолинейные участки при вершине, что является конструктивным недостатком, так как этим значительно ухудшаются условия входа и выхода втулки гусеницы из зацепления с зубьями.

Известна также конструкция ведущих колес, принятая за прототип, содержащая ступицу и зубчатый венец, каждый из боковых профилей зубьев которого содержит эвольвентный участок, сопряженный с участком в виде радиусной галтели при вершине.

Рабочая поверхность зубьев этих ведущих колес содержит пригары и другие дефекты, присущие литью, что увеличивает износ зацепления. Металл в отливке имеет достаточно равновесную структуру, но из-за рыхлости имеет меньшие механические характеристики, чем металл заготовки, выполненной методом поковки.

Использование данного изобретения позволит увеличить ресурс зацепления за счет пластического упрочнения рабочей поверхности зубьев.

Ведущее литое колесо гусеничного движителя содержит ступицу и зубчатый венец, на каждом из боковых профилей зубьев которого выполнен эвольвентный участок, сопряженный с участком в виде радиусной галтели при вершине, согласно изобретению, рабочая поверхность зубьев содержит упрочненный пластической деформацией слой с продольной направленностью волокон металла по периметру их сечения. Сравнение предлагаемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признак, отличающий данное изобретение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии данного изобретения критерию патентоспособности - изобретательский уровень.

На фиг.1 представлено предлагаемое ведущее колесо; на фиг.2 - конструкция зуба в разрезе.

Колесо содержит ступицу 1 и зубья 2, на которых выполнены эвольвентные участки 3 и 4 и радиусные галтели 5 и 6 при вершине, способствующие улучшению условий входа и выхода втулки 7 из зацепления, на рабочих поверхностях зуба выполнен упрочненный слой 8 с продольной направленностью волокон металла по периметру сечения зуба.

При работе трактора ведущее колесо, закрепленное своей ступичной частью на выходной ступице бортового редуктора, своими зубьями входит в зацепление с цилиндрическими втулками гусеничной цепи, преобразуя вращательное движение колеса в поступательное движение трактора.

Так как на зубьях выполнены эвольвентные участки и радиусные галтели при вершине, то зацепление со втулками гусеницы происходит плавно, без динамических нагрузок, что способствует нормальной работе зацепления в начальный момент работы. Кроме того, выполненный на рабочей поверхности пластически упрочненный слой способствует надежной работе зацепления при прощелкивании (отсутствие сколов зубьев) в случае попадания в ходовой аппарат посторонних предметов: бревен, камней, а также при длительной работе в условиях абразива из-за повышенной его износостойкости; более мелкое зерно - на порядок и более по величине меньше, чем подкладка с продольной направленностью волокон по периметру сечения зуба, повышенные характеристики металла (в упрочненной зоне).

Наверх