безопасное сиденье транспортного средства

Классы МПК:B60N2/02 с подвижными сиденьями или подвижными элементами сидений, например регулируемыми (регулируемые опоры для них (подлокотники)  2/46; регулируемые опоры для головы  2/48)
Патентообладатель(и):Волков Александр Германович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-29
публикация патента:

Использование: устройства для обеспечения пассивной безопасности пользователя транспортного средства. Сущность изобретения: безопасное сиденье транспортного средства содержит установленные на основании кронштейны 3, связанные посредством двух соосных шарниров с подушкой 5 сиденья, причем центр приведенной массы "человек-подушка" /т. O1/ расположен позади и ниже оси шарниров, а основание 4 соединено с корпусом транспортного средства с помощью вертикальной поворотной оси 7, при этом центр приведенной массы системы "человек-сиденье" /т. O2/ смещен относительно упомянутой оси в вертикальной плоскости. Кроме того, сиденье снабжено приспособлением для фиксации подушки, включающим в себя храповые колеса 10 и подпружиненные собачки 11. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленные на основании кронштейны, связанные посредством двух соосных шарниров с подушкой сиденья, при этом центр приведенной массы человек-подушка расположен позади оси шарниров, отличающееся тем, что центр приведенной массы человек-подушка расположен ниже оси шарниров, а основание соединено с корпусом транспортного средства с помощью поворотной вертикальной оси, при этом центр приведенной массы системы человек-сиденье смещен в вертикальной плоскости относительно упомянутой оси.

2. Сиденье по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено приспособлением для фиксации подушки, включающим в себя храповые колеса, закрепленные на осях шарниров, и подпружиненные собачки, установленные на кронштейнах и взаимодействующие с храповыми колесами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно - к устройствам пассивной безопасности пользователя транспортным средством, преимущественно автомобилем, и может быть использовано для обеспечения безопасности пользователя автомобилем в случае аварии при дорожно-транспортном происшествии, проведении испытаний, спортивных соревнований, выполнении каскадерских трюков и т.п.

Известно безопасное сиденье транспортного средства, содержащее установленные на основании кронштейны, связанные посредством двух соосных шарниров с подушкой сиденья, при этом центр приведенной массы "человек-подушка" расположен позади оси шарниров.

Недостатком известного безопасного сиденья является его недостаточная надежность и эффективность при боковом столкновении транспортного средства с препятствием, общим случаем которого является любой не лобовой удар транспортного средства и то или иное встретившееся на пути его движения препятствие. Поскольку возникающая при таком ударе инерционная сила, перпендикулярная направлению движения транспортного средства, может привести к травмированию пользователя, а известная конструкция безопасного сиденья не предусматривает какой-либо защиты от нее. Кроме того, известное сиденье недостаточно надежно в случае восприятия чисто лобового удара, так как использование для фиксации сиденья пружинных фиксаторов в виду характерных для них поломок: заклинивания, износа рабочей поверхности, изгиба стержня и др. снижает надежность всей конструкции сиденья в целом. Существенным недостатком является и то, что необходимые для стремительного поворота сиденья энергия и время расходуются на работу по предварительной расфиксации сиденья, что опять таки снижает его надежность и безопасность для пользователя транспортным средством.

Целью изобретения является повышение надежности и безопасности пользователя транспортным средством.

Указанная цель достигается тем, что сиденье, центр массы которого вместе с находящимся в нем пользователем расположен ниже оси его цилиндрических шарниров, установлено в кабине транспортного средства с возможностью его поворота вокруг вертикальной оси и последующей фиксацией его в новом положении. При этом центр приведенной массы всех элементов конструкции сиденья с находящимся в нем человеком смещен относительно оси его вертикального вращения, а для фиксации сиденья при его повороте относительно горизонтальной оси используется храповое зацепление.

На фиг. 1 изображено предлагаемое сиденье в момент до столкновения транспортного средства с препятствием; на фиг. 2 - то же, сиденье после столкновения транспортного средства с препятствием; на фиг. 3 - схематичное изображение сил, действующих на систему: "человек-сиденье" при не лобовом ударе транспортного средства о препятствие.

Безопасное сиденье транспортного средства содержит собственно сиденье 1, снабженное ремнем безопасности (не показан) и посредством двух соосных цилиндрических шарниров 2 установленное на двух кронштейнах 3, которые в свою очередь крепятся к основанию 4. Подушка 5 сиденья 1 шарнирно связана с демпфером 6, другой конец котоpого шарнирно связан с основанием 4. Центр приведенной массы системы "человек-подушка" (т.О1) расположен ниже оси А-А шарниров 2. Основание 4 крепится к оси 7, вертикально установленной с возможностью вращения в кабине транспортного средства. На оси 7 установлен диск 8 с выполненным в нем конусным гнездом, в которое входит ось подпружиненного фиксатора 9, неподвижно закрепленного относительно кабины транспортного средства. Ось 7 посредством системы рычагов кинематически связана с демпфером (рычаги и демпфер не показаны). На цилиндрических шарнирах 2 установлены храповые колеса 10, входящие в зацепление с подпружиненными на кронштейнах 3 собачками 11. Центр приведенной массы всех элементов системы "человек-сиденье" (т.О2) смещен вперед (в направлении движения транспортного средства) относительно оси вращения Б-Б сиденья в горизонтальной плоскости.

Устройство работает следующим образом.

Водитель (пассажир) связан с сиденьем 1 посредством ремня безопасности. При столкновении транспортного средства с препятствием (столкновение не лобовое) на транспортное средство действует сила удара безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829, а на систему "человек-сиденье" соответственно действует сила инерции безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829,безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829= -безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829, которую можно разложить на две составляющие: параллельную вектору безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 скорости движения транспортного средства - силу безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829, и перпендикулярно вектору безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 - силу безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 (см. фиг. 3). Сила безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 приложена к т. О1, а сила безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 - к т. О2. Возникающий от силы безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 крутящий (инерционный) момент поворачивает сиденье вместе с находящимся в нем человеком вокруг оси А-А шарниров 2 на угол порядка 90о. Связанный с сиденьем 1 демпфер 6 поглощает излишек кинетической энергии вращающейся системы "человек-сиденье" и тормозит сиденье в новом его положении. Возникающий при остановке сиденья 1 обратный коммулятивный толчок не приводит к его повороту ввиду фиксации сиденья 1 в новом положении храповым зацеплением.

Момент от силы безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 поворачивает всю конструкцию сиденья 1 с находящимся в нем человеком вокруг вертикальной оси Б-Б. Этот момент будет действовать на сиденье 1 и человека до тех пор, пока плоскость, проходящая через ось Б-Б и т. О2, не совместится с плоскостью, в которой лежит инерционная сила безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829. При этом расфиксация сиденья при его повороте вокруг оси Б-Б происходит автоматически отжатием подпружиненного штыря фиксатора 9, при инерционном повороте связанного с осью 7 диска 8. Торможение и остановка сиденья 1 в новом положении происходят благодаря действию связанного с осью 7 рычагами демпфера, который также, как и демпфер 6, поглощает излишек кинетической энергии и смягчает действующую на человека инерционную нагрузку.

Таким образом, под действием инерционной силы безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 сиденье с находящимся в нем человеком совершает сложное движение: поворот вокруг горизонтальной оси А-А на угол 90о и поворот вокруг оси Б-Б на некоторый угол безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829 так, что плоскость, проходящая через центр масс системы "человек-сиденье" и вертикальную ось Б-Б вращения, переходит в плоскость действия инерционной силы безопасное сиденье транспортного средства, патент № 2022829. Благодаря такому перемещению тело человека принимает положение, наиболее благоприятное для восприятия инерционной нагрузки от удара и удаляется из зоны наибольшей деформации кабины транспортного средства.

Предлагаемое изобретение по сравнению с базовым объектом (прототипом) позволяет повысить надежность и безопасность конструкции сиденья транспортного средства.

Класс B60N2/02 с подвижными сиденьями или подвижными элементами сидений, например регулируемыми (регулируемые опоры для них (подлокотники)  2/46; регулируемые опоры для головы  2/48)

регулирующее устройство с механизмом привода шпинделя -  патент 2526543 (27.08.2014)
сиденье, система управления и контролирования сидений, способ управления и контролирования сидений -  патент 2514308 (27.04.2014)
усовершенствованная кабина экипажа самолета -  патент 2499731 (27.11.2013)
погрузочно-разгрузочная машина и способ снижения нагрузки -  патент 2453449 (20.06.2012)
моторедуктор -  патент 2387553 (27.04.2010)
виброзащитная подвеска сиденья транспортного средства -  патент 2360806 (10.07.2009)
способ фиксации верхней части спинки заднего сиденья и устройство для его реализации -  патент 2274558 (20.04.2006)
устройство для регулирования угла наклона сиденья транспортного средства -  патент 2182087 (10.05.2002)
сиденье оператора подъемно-транспортных машин -  патент 2180623 (20.03.2002)
виброзащитная подвеска сиденья -  патент 2159188 (20.11.2000)
Наверх