двухтактный двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B17/00 Двигатели со средствами для распределения топливного заряда в цилиндрах слоями
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Горловский филиал Донецкого политехнического института
Приоритеты:
подача заявки:
1989-05-31
публикация патента:

Сущность изобретения: в двигателе аккумулятор давления имеет гнездо, в котором размещены совпадающий по форме с гнездом золотниковый орган инерционного типа, подключенный к выпускному отверстию с возможностью сообщения аккумулятора давления с камерой сгорания после закрытия выпускных окон и два ограничителя перемещения золотникового органа. Золотниковый орган выполнен с возможностью перемещения между ограничителями при ускорении ступенчатого поршня. Гнездо расположено в верхней части аккумулятора давления и имеет форму цилиндра, расположенного параллельно оси ступенчатого поршня. Золотниковый орган выполнен в виде цилиндрической втулки с возможностью возвратно-поступательного перемещения. Высота цилиндрической втулки составляет 1,2 - 1,5 высоты выпускного отверстия. Цилиндрическая втулка выполнена в виде разрезного упругого кольца. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11

Формула изобретения

1. ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий по меньшей мере один ступенчатый цилиндр с впускным, продувочным и выпускным окнами и продувочным каналом, ступенчатый поршень, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения и кинематически связанный с коленчатым валом, установленным в кривошипной камере, соединенной с камерой сгорания посредством продувочного канала и с главным карбюратором, кольцевую камеру, образованную частью цилиндра большего диаметра и частью поршня меньшего диаметра и сообщенную с вспомогательным карбюратором, и аккумулятор давления, выполненный с возможностью поочередного его соединения с камерой сгорания и с кольцевой камерой, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и снижения токсичности отработавших газов, цилиндр снабжен С-образным перепускным каналом, расположенным в нижней части цилиндра меньшего диаметра, С-образным нагнетательным каналом, расположенным в верхней части цилиндра большего диаметра, аккумулятор давления выполнен в виде полости в поршне с размещенным в ней гнездом, снабженным ограничителями перемещения и золотником инерционного типа с возможностью его перемещения в гнезде между ограничителями и сообщения аккумулятора давления с камерой сгорания через перепускной и нагнетательный каналы после закрытия выпускного окна цилиндра.

2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что гнездо выполнено в верхней части аккумулятора давления в виде цилиндрического отверстия с осью, параллельной оси поршня, а золотник выполнен в виде цилиндрической втулки.

3. Двигатель по п.2, отличающийся тем, что втулка выполнена в виде разрезного упругого кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двухтактных двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с расслоенным зарядом.

Известна конструкция двухтактного карбюраторного ДВС, в котором продувка цилиндра производится обедненной смесью, а его наполнение - обогащенной смесью, т. е. обеспечивается расслоение рабочего заряда. Такой двигатель содержит камеру сгорания с выпускным и продувочными окнами, предкамеру со свечой зажигания, поршневой нагнетатель на каждый цилиндр, связанный с коленчатым валом при помощи кривошипно-шатунного механизма, главный и вспомогательный карбюраторы. Главный карбюратор, подающий обедненную смесь, соединен с камерой сгорания, а вспомогательный карбюратор, подающий обогащенную смесь, - с предкамерой. Наполнение предкамеры обогащенной смесью производится с помощью поршневого нагнетателя под избыточным давлением.

Наличие отдельного поршневого нагнетателя с кривошипно-шатунным механизмом на каждый цилиндр усложняет конструкцию двигателя, увеличивает его габариты и массу, снижает надежность и долговечность. Кроме того, такой двигатель имеет плохую топливную экономичность и повышенную токсичность отработавших газов вследствие увеличенных потерь тепла через стенки предкамеры, а также потерь энергии при перетекании газов в предкамеру и обратно.

Известен также двухтактный бензиновый ДВС, содержащий цилиндр с поршнем, кривошипную камеру, впускное и выпускное окна в цилиндре, продувочный и перепускной каналы, сообщающие кривошиную камеру с цилиндром, главный и вспомогательный карбюраторы, предназначенные для подачи соответственно обедненной и обогащенной смеси. Главный карбюратор сообщен через пластинчатый обратный клапан с нижней частью кривошипной камеры, а вспомогательный карбюратор - через такой же клапан с перепускным каналом. Такая конструкция двигателя позволяет при движении поршня к нижней мертвой точке обеспечить вытеснение в цилиндр вначале из кривошипной камеры обедненной смеси, а затем из перепускного канала - обогащенной смеси с образованием расслоенного заряда.

Этот двигатель по сравнению с вышеописанным двухтактным ДВС проще по конструкции компактнее и имеет меньшее количество узлов и деталей. Однако в таком двигателе наполнение цилиндра обогащенной смесью происходит одновременно с продувкой обедненной смесью при открытом выпускном окне, что приводит к неизбежному выбросу части обогащенной смеси из цилиндра с отработавшими газами. Это снижает топливную экономичность двигателя и повышает содержание токсичных веществ в отработавших газах. Кроме того, в таком двигателе не обеспечивается оптимальное расслоение заряда в цилиндре при различных режимах работы вследствие неуправляемого смешения части обогащенной смеси с обедненной смесью.

Наиболее близким по технической сущности является двухтактный ДВС, содержащий по меньшей мере один ступенчатый цилиндр с впускным, продувочным и выпускным окнами, продувочным каналом и перепускным окном, расположенным в нижней части цилиндра меньше диаметра, ступенчатый поршень, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения и кинетически связанный с коленчатым валом, установленным в кривошипной камере, соединенной с камерой сгорания посредством продувочного канала и с главным карбюратором, подающим обедненную смесь, кольцевую камеру, образованную частью цилиндра большего диаметра и частью поршня меньшего диаметра, соединенную с вспомогательным карбюратором, подающим обогащенную смесь, и снабженную нагнетательным окном, расположенным в верхней части цилиндра большего диаметра, и аккумулятор давления, выполненный в виде размещенной в теле ступенчатого цилиндра замкнутой полости и имеющий возможность поочередного сообщения с камерой сгорания при помощи перепускного окна и с кольцевой камерой через нагнетательное окно, снабженное пластинчатым обратным клапаном. Кривошипная и кольцевая камеры отделены друг от друга, что позволяет осуществить требуемое расслоение рабочего заряда при различных режимах работы двигателя. Однако в таком двигателе, так же как и в вышеописанном, обогащенная смесь поступает в камеру сгорания во время продувки ее обедненной смесью. При этом теряется часть обогащенной смеси, в результате чего снижается топливная экономичность и повышается токсичность отработавших газов.

Цель изобретения - повышение экономичности и снижение токсичности отработавших газов. Ожидаемые экономия топлива составляет 20-30% и уменьшение вредних выбросов - 50-60%.

Поставленная цель достигается тем, что в известном двухтактном двигателе внутреннего сгорания, содержащем по меньшей мере один ступенчатый цилиндр с впускным, продувочным и выпускным окнами и продувочным каналом, ступенчатый поршень, размещенный в цилиндре с возможностью возвратно-поступательного движения и кинематически связанный с коленчатым валом, установленным в кривошипной камере, соединенной с камерой сгорания посредством продувочного канала и с главным карбюратором, подающим обедненную смесь, кольцевую камеру, образованную частью цилиндра большего диаметра и частью поршня меньшего диаметра, подключенную к вспомагательному карбюратору,подающему обогащенную смесь, и аккумулятор давления, выполненный с возможностью поочередного соединения его с камерой сгорания и с кольцевой камерой, цилиндр снабжен С-образным перепускным каналом, расположенным в нижней части цилиндра меньшего диаметра и С-образным нагнетательным каналом, расположенным в верхней части цилиндра большего диаметра. Аккумулятор давления выполнен в виде полости в поршне с размещенным в ней гнездом, снабженным ограничителями перемещения и золотником инерционного типа с возможностью его перемещения в гнезде между ограничителями и сообщения аккумулятора давления с камерой сгорания через С-образный перепускной канал после закрытия выпускного окна цилиндра. Аккумулятор давления имеет возможность соединения с кольцевой камерой при помощи С-образного нагнетательного канала. Гнездо выполнено в верхней части аккумулятора давления в виде цилиндрического отверстия с осью, параллельной оси поршня. Золотник выполнен в виде цилиндрической втулки, а втулка - в виде разрезного упругого кольца.

На фиг. 1 схематически показан двухтактный двигатель внутреннего сгорания при положении поршня в нижней мертвой точке (н.м.т.); на фиг. 2 - то же, при положении поршня, соответствующем наполнению камеры сгорания обогащенной смесью; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4, 5, 6 и 7 - варианты формы замка разрезного цилиндрического кольца соответственно прямой, зубчатой, наклонной к плоскости кольца и винтовой, а на фиг. 8 - вариант замка ступенчатой формы (внахлестку); на фиг. 9 - разрез Б-Б на фиг. 8; на фиг. 10 - кривые с условными обозначениями зависимости пути и скорости поршня и силы инерции возвратно-поступательно движущегося золотника инерционного типа от угла поворота коленчатого вала; на фиг. 11 - разрезное упругое кольцо с обозначениями приложенных к нему сил.

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания содержит ступенчатый цилиндр 1 со ступенчатым поршнем 2, карбюраторы 3 и 4, соответственно главный и вспомогательный, аккумулятор 5 давления, размещенный в теле поршня 2, и коленчатый вал 6. Поверхности цилиндра 1 и поршня 2 образуют камеру 7 сгорания и камеры 8 и 9 соответственно кривошипную и кольцевую. Камера 7 сгорания снабжена свечой 10 зажигания, окнами 11 и 12, соответственно продувочным и выпускным, и С-образным перепускным каналом 13, расположенным в нижней части цилиндра 1 меньшего диаметра. Кривошипная камера 8 имеет впускное окна 14 для соединения с главным карбюратором 3 и сообщена с камерой 7 сгорания посредством продувочного канала 15. Кольцевая камера 9 имеет впускное окно 16 для соединения с вспомогательным карбюратором 4 и снабжена С-образным нагнетательным каналом 17, выполненным в верхней части цилиндра 1 большего диаметра. Аккумулятор 5 давления имеет возможность сообщения с камерой 7 сгорания при помощи выпускного отверстия 18, выполненного в верхней части боковой стенки поршня 2 и С-образного перепускного канала 13, а с кольцевой камерой 9 - посредством впускного отверстия 19, выполненного в нижней части боковой стенки поршня 2, и С-образного нагнетательного канала 17. Аккумулятор 5 давления имеет гнездо 20 в виде цилиндрического отверстия, в котором размещен между верхним 21 и нижним 22 ограничителями перемещения золотник 23 инерционного типа, выполненный в виде цилиндрической втулки, которая подключена к выпускному отверстию 18 и имеет возможность возвратно-поступательного движения при ускорении поршня 2.

Работает двухтактный двигатель внутреннего сгорания следующим образом.

Во время вращения коленчатого вала 6 поршень 2 совершает возвратно-поступательное движение в цилиндре 1. При движении поршня 2 от верхней мертвой точки (в.м.т.) к н.м.т. в кривошипной камере 8 сжимается обедненная смесь, поступившая из главного карбюратора 3, а в камере 7 сгорания происходит процесс сгорания и расширения. В момент соединения С-образного перепускного канала 13 с выпускным отверстием 18 газообмена между аккумулятором 5 давления и камерой 7 сгорания не происходит, т.к. золотник 23 инерционного типа прижат к верхнему ограничителю 21 силой инерции своей массы и перекрывает выпускное отверстие 18. При положении поршня 2 вблизи н.м.т. в кольцевую камеру 9 поступает обогащенная смесь из вспомогательного карбюратора 4 через впускное окно 16. В этом же время в камере 7 сгорания происходит процесс выпуска отработавших газов через выпускное окно 12 и продувка и наполнение ее обедненной смесью, поступающей из кривошипной камеры 8 через продувочное окно 11. В аккумуляторе 5 давления золотник 23 под действием силы инерции своей массы перемещается в сторону н.м.т. до упора нижнего ограничителя 22 и открывает выпускное отверстие 18.При обратном движении поршня 2 от н.м.т. к в.м.т. вначале закрывается продувочное окно 11, а затем в момент закрытия выпускного окна 12 (или несколько раньше) совмещается выпускное отверстие 18 с С-образным перепускным каналом 13, и обогащенная смесь под действием избыточного давления поступает из аккумулятора 5 давления в камеру 7 сгорания, производя ее дополнительное наполнение с образованием расслоенного заряда. Во время дальнейшего движения поршня 2 к в.м. т. в кольцевой камере 9 происходит сжатие обогащенной смеси, поступившей из вспомогательного карбюратора 4, в камере 7 сгорания - сжатие расслоенного заряда, а в аккумуляторе 5 давления закрывается выпускное отверстие 18 с помощью золотника 19, который перемещается в это время под действием силы инерции собственной массы в сторону в.м.т. до упора верхнего ограничителя 21. Когда поршень 2 находится вблизи в.м.т. происходит заполнение аккумулятора 5 давления сжатой в кольцевой камере 9 обогащенной смесью через С-образный нагнетательный канал 17 и впускное отверстие 19. При этом же положении поршня 2 в нужный момент времени между электродами свечи 10 зажигания проскакивает электрическая искра и в камере 7 сгорания происходит воспламенение обогащенной смеси с последующим поджиганием обедненной смеси. Продукты сгорания расширяются и давят на поршень 2, который, двигаясь к н.м.т., совершает рабочий ход.

Работа золотника 23 инерционного типа заключается в следующем.

Будем считать, что при отсутствии относительного перемещения путь, скорость и ускорение золотника 23 равны пути, скорости и ускорению поршня 2. Тогда рассмотрим работу золотника 23 для двух случаев его выполнения.

1. Золотник 23 выполнен в виде цилиндрической втулки.

В начале движения поршня 2 от в.м.т. к н.м.т. его скорость Vn (фиг.10) увеличивается и золотник 23 прижат к верхнему ограничителю 21, перекрывая выпускное отверстие 18, силой инерции Рj собственной массы, которая в это время направлена от оси коленчатого вала. Перед достижением поршнем 2 максимальной скорости, когда сила инерции Pj становится равной весу золотника 23, последний как бы зависает и при дальнейшем уменьшении силы Pj начинает под действием своего веса и инерции своей массы перемещаться вниз (к оси коленчатого вала). Во время сообщения С-образного перепускного канала 13 с выпускным отверстием 18 (участок А-В) последнее остается на этом участке перекрытым золотником 23, хотя последний в это время уже начал движение к оси коленчатого вала 6, что достигается определенной его высотой. При положении поршня 2 в н.м.т. скорость Vn становится равной нулю, золотник 23 занимает положение вблизи нижнего ограничителя 22 открывая выпускное отверстие 18.

При обратном движении поршня 2 от н.м.т. к в.м.т. скорость Vn начинает возрастать в противоположном направлении, золотник 23 прижимается силой Pj к нижнему ограничителю 22 и при совмещении С-образного перепускного канала 13 с выпускным отверстием 18 (участок С-D) последнее остается открытым, обеспечивая тем самым перетекание обогащенной смеси из аккумулятора 5 давления в камеру 7 сгорания. При подходе поршня 2 к в.м.т. золотник 23 прижимается к верхнему ограничителю 21 силой инерции Pj, которая в этот момент направлена от оси коленчатого вала 6.

При обратном движении поршня 2 от в.м.т. к н.м.т. процесс повторяется.

С повышением частоты вращения коленчатого вала 6 двигателя сила инерции Pj увеличивается и возрастает при этом скорость перемещения золотника 23 к нижнему ограничителю 22. Однако при этом сокращается и время, отводимое на рабочие процессы в двигателе. Поэтому золотник 23 будет надежно работать при различных скоростных режимах работы двигателя.

2. Золотник 23 выполнен в виде упругого разрезного кольца.

В этом случае к золотнику 23 приложены активные силы: его вес Q и сила Pj инерции, нормальная реакция N со стороны стенок гнезда 20 в виде цилиндрического отверстия и сила F трения (фиг.11). Предельное равновесие золотник 23 выражается уравнением Pj - Q - F = 0. Здесь Pj = -mj, где m - масса золотника 23; j - ускорение поршня 2. F = fхN, где f - коэффициент трения между золотником 23 и стенками гнезда 20; N = PR + Pсм, где PR - сила радиального давления золотника 23 на стенки гнезда 20 от сил упругости; Рсм - сила, вызванная давлением смеси в аккумуляторе давления.

Если величина силы Pj инерции станет больше значения (Q + F), то золотник 23 в соответствии с приведенным уравнением начнет перемещаться в направлении этой силы.

При движении поршня 2 от в.м.т. к н.м.т. на участке О-А (фиг.10), где сила инерции Pj > (Q + F) и направлена от оси коленчатого вала 6, золотник 23 прижат к верхнему ограничителю 21. В момент соединения выпускного отверстия 18 с С-образным перепускным каналом 13 (участок А-В) сила инерции Pj направлена к оси коленчатого вала 6 (участок A"-B"), однако золотник 23 удерживается силой F трения вблизи верхнего ограничителя 21, т.к. при этом Pj < (-Q + F) и выпускное отверстие 18 перекрыто, в результате чего предотвращается заброс продуктов сгорания в аккумулятор 5 давления или выброс обогащенной смеси в камеру 7 сгорания. После разобщения выпускного отверстия 18 с С-образным перепускным каналом 13 (точка В) сила Pj инерции становится больше величины (-Q + F) и золотник 23, перемещаясь в сторону силы Pj инерции (т.е. к оси коленчатого вала 6), прижимается к нижнему ограничителю 22, открывая тем самым выпускное отверстие 18. В начале движения поршня 2 от н.м.т. к в.м.т. сила Pj инерции направлена к оси коленчатого вала 6 и золотник 23 находится вблизи нижнего ограничителя 22, в результате чего выпускное отверстие 18 остается открытым и при совмещении его с С-образным перепускным каналом 13 обогащенная смесь из аккумулятора 5 давления перетекает в камеру сгорания (участок C-D). Когда сила Pj инерции изменится по направлению и станет больше значения (Q + F), золотник 23 начнет перемещаться от оси коленчатого вала и при положении поршня 2 в в.м.т. будет прижат этой силой к верхнему ограничителю 21, занимая первоначальное положение.

Класс F02B17/00 Двигатели со средствами для распределения топливного заряда в цилиндрах слоями

способ подачи топлива в поршневом двс -  патент 2500904 (10.12.2013)
способ повышения кпд двигателя увеличением степени сжатия и сокращением угла опережения зажигания -  патент 2468221 (27.11.2012)
способ организации сгорания в двигателе с искровым зажиганием -  патент 2425232 (27.07.2011)
двухтактный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2398117 (27.08.2010)
способ управления работой двигателя внутреннего сгорания -  патент 2266417 (20.12.2005)
способ организации рабочего процесса с расслоенным зарядом поршневого двигателя и поршневой двигатель внутреннего сгорания -  патент 2258817 (20.08.2005)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2235212 (27.08.2004)
способ перемешивания заданного количества жидкого или газообразного топлива с воздухом -  патент 2185518 (20.07.2002)
устройство для расслоения топливовоздушной смеси двигателя внутреннего сгорания -  патент 2166108 (27.04.2001)
способ организации рабочего процесса карбюраторного двигателя внутреннего сгорания -  патент 2158372 (27.10.2000)
Наверх