волноход

Классы МПК:B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов 
B63H1/36 с колебательным движением, например движители в форме рыбьего хвоста
F03B13/10 гидроагрегаты с электрическими генераторами или двигателями, погруженные в воду 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Васильев Валентин Юрьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-04-08
публикация патента:

Использование: в качестве плавучего средства, использующего энергию морских волн. Сущность изобретения: корпус 1 волнохода имеет шаровую форму, разделен горизонтальной перегородкой 6 на отсек 7, заполненный жидкостью, и 8, снабженный гнездом, в котором закреплена с возможностью вертикального перемещения воздушная цистерна 10. Волновые движители 2 прикреплены к корпусу 1 посредством поворотных кронштейнов, выполненных в виде шарнирно-параллелограммных механизмов. Путем изменения положения цистерны и движителей регулируют частоту и амплитуду качки волнохода и обеспечивают тем самым получение максимальной тяги при различном волнении. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. ВОЛНОХОД, содержащий плавучий корпус, снабженный волновыми движителями в виде крыльев с механизмом формирования заданного угла атаки, отличающийся тем, что корпус выполнен в форме тела вращения относительно вертикальной оси и разделен герметичной горизонтальной перегородкой на два отсека, из которых нижний заполнен жидкостью и соединен с вертикальным цилиндром, внутри которого с зазором размещена с возможностью продольного перемещения воздушная цистерна.

2. Волноход по п. 1, отличающийся тем, что каждый волновой движитель соединен с корпусом посредством кронштейна, выполненного в виде шарнирно-параллелограммного механизма с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, а именно к плавучим средствам, использующим энергию морских волн.

Известен волноход в виде шарнирно соединенных между собой плавучих модулей, каждый из которых содержит плавучий корпус и волновые движители, выполненные в виде поворотных крыльев с устройствами формирования заданного угла атаки. Каждый плавучий модуль обладает малой осадкой и большой остойчивостью. Его качка не сопровождается заметными перемещениями относительно воды, которые определяют тягу волновых движителей.

Цель изобретения - повышение тяги волнохода путем увеличения амплитуды качки при любой интенсивности и курсовом угле волнения.

Известно, что амплитуда качки плавучего средства и, соответственно, тяга волновых движителей достигают максимума при резонансе, т.е. при равенстве периода качки Тк периоду свободных колебаний плавучего средства относительно оси качки Tсв = 2волноход, патент № 2021947 , где I - момент инерции плавучего средства относительно оси качки, волноход, патент № 2021947- момент инерции присоединенных масс воды, D - вес плавсредства, ho - начальная метацентрическая высота (Мирохин В.В. и др. Теория корабля. Л.: Судостроение, 1989, с.54 и 264).

На фиг. 1 представлен волноход с малым периодом собственных колебаний, сечение диаметральной плоскостью; на фиг. 2 - то же, с большим периодом свободных колебаний; на фиг. 3 - волновой движитель, прикрепленный к корпусу волнохода, общий вид; на фиг. 4 - схемы расположения движителей относительно корпуса волнохода при различных параметрах волнения.

Волноход содержит корпус 1 в форме тела вращения относительно вертикальной оси, волновые движители 2 и буксирное устройство, выполненное в виде вилки 3, шарнирно закрепленной на горизонтальных цапфах 4 корпуса 1 и снабженной поворотным устройством 5. Корпус 1 разделен герметичной горизонтальной перегородкой 6 на два отсека, из которых нижний 7 заполнен жидким грузом или водяным балластом, а в верхнем 8 выполнено цилиндрическое гнездо 9, в котором с радиальным зазором помещена воздушная цистерна 10, соединенная с подъемным механизмом 11.

К борту корпуса 1 прикреплен кронштейн, выполненный в виде шарнирно-параллелограммного механизма, содержащего штанги 12 и 13, закрепленные на шарнирах 14 с вертикальными осями вращения. Свободные концы штанг шарнирно соединены с опорой 15 баллера 16, на котором подвижно закреплено поворотное крыло 2 с устройством формирования заданного угла атаки. При повороте кронштейна относительно корпуса 1 в горизонтальной плоскости баллер 16 остается перпендикулярным диаметральной плоскости волнохода. Для увеличения предельных углов поворота кронштейна штанги 12 и 13 находятся в разных горизонтальных плоскостях. Каждый кронштейн снабжен независимым приводом поворота.

При слабом волнении (и малом периоде качки) цистерна 10 находится в крайнем верхнем положении, весь жидкий груз сосредоточен в нижнем отсеке 7, кронштейны расположены по курсу волнохода (фиг. 4а) в случае лагового волнения (курсовой угол волнения 90 или 270о) либо поперек курса при встречном или попутном волнении (фиг. 4б), т.е. так, чтобы расстояние между движителями и осью качки было минимальным. В этом случае центр тяжести G находится в нижнем положении, значение ho максимально, значения I и волноход, патент № 2021947 минимальны, период свободных колебаний Тсв минимален и равен или близок периоду качки Тк, т. е. имеет место резонансная качка с максимальной амплитудой и максимальной тягой волнохода.

При усилении волнения (и увеличения периода качки) цистерну 10 опускают, часть жидкости из отсека 7 через радиальный зазор перетекает в гнездо 9. Кронштейны движителей поворачивают так, чтобы расстояние между движителями и осью качки увеличилось (фиг. 4а - при встречном или попутном волнении, фиг. 4б - при лаговом волнении). Это приводит к перемещению центра тяжести G вверх и уменьшению величины ho, а также к возрастанию моментов инерции I и волноход, патент № 2021947 .

Одновременное действие трех указанных факторов приводит к значительному возрастанию периода свободных колебаний волнохода. Для представленной на чертеже конструктивной схемы - примерно в 3 раза. Поскольку период качки Tволноход, патент № 2021947 волноход, патент № 2021947, где волноход, патент № 2021947в - средняя высота волны, резонансная качка с максимальной амплитудой и максимальная тяга волнохода достигаются при параметрах волнения, изменяющихся в волноход, патент № 2021947 9 раз, например от 2 до 7 баллов.

Класс B63H19/02 с использованием энергии, образуемой от перемещения окружающей воды, например при бортовой или килевой качке судов 

судовой волнодвижитель -  патент 2528449 (20.09.2014)
судовой волновой движитель -  патент 2488518 (27.07.2013)
спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода -  патент 2479462 (20.04.2013)
судно, использующее энергию качки корпуса -  патент 2472669 (20.01.2013)
устройство для использования энергии морских волн -  патент 2446984 (10.04.2012)
устройство для преобразования энергии морских течений в силу, движущую судно -  патент 2415772 (10.04.2011)
спасательная шлюпка с устройством для обеспечения ее хода и ее непрямое применение -  патент 2397104 (20.08.2010)
качеход и качеприводной движитель -  патент 2392177 (20.06.2010)
судно, питаемое и движимое энергией качки своего корпуса -  патент 2365520 (27.08.2009)
секционное упругосгибаемое судно, его качеприводной движитель и способ доставки грузов морем с использованием энергии волн -  патент 2356783 (27.05.2009)

Класс B63H1/36 с колебательным движением, например движители в форме рыбьего хвоста

Класс F03B13/10 гидроагрегаты с электрическими генераторами или двигателями, погруженные в воду 

передвижная проточная гидроэлектростанция -  патент 2523082 (20.07.2014)
бесплотинная погружная модульная универсальная береговая гидроэлектростанция и энергетический комплекс, состоящий из нескольких модульных гидроэлектростанций, объединенных общей платформой -  патент 2520336 (20.06.2014)
эжекторная гидроэнергетическая установка -  патент 2511798 (10.04.2014)
погружная моноблочная микрогидроэлектростанция -  патент 2508467 (27.02.2014)
энергоустановка -  патент 2502891 (27.12.2013)
турбинная установка и электростанция -  патент 2502890 (27.12.2013)
проточный электрогенератор и подводная электростанция на стационарной платформе -  патент 2499910 (27.11.2013)
энергосистема -  патент 2499156 (20.11.2013)
ортогональный энергетический агрегат для преобразования энергии потоков воды или воздуха -  патент 2462612 (27.09.2012)
система автономного освещения моста -  патент 2459973 (27.08.2012)
Наверх