транспортная шина

Классы МПК:A61F5/04 устройства для вытяжения и установки в правильное положение сломанных конечностей; устройства для вытяжения; шины
Патентообладатель(и):Сергеев Сергей Сергеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-03
публикация патента:

Использование: в медицине для иммобилизации таза. Сущность: транспортная шина содержит основание, включающее бедренный, голенный и подошвенный участки и туловищный ложемент, выполненный из параллельно расположенных и скрепленных между собой лестничных шин, из которых крайние имеют изгибы вокруг их продольных осей в сторону средних. Основание снабжено туловищным ложементом с амортизатором с зацепами, соединенными между собой демпферными тягами и пяточным опорным элементом. Пяточный опорный элемент в сечении имеет форму незамкнутого кольца или треугольника. Пяточный опорный элемент связан с туловищным ложементом демпферными тягами. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

ТРАНСПОРТНАЯ ШИНА, содержащая основание, включающее бедренный голенный и подошвенный участки и выполненное из параллельно расположенных и скрепленных между собой лестничных шин, из которых крайние имеют изгибы вокруг их продольных осей в сторону средних лестничных шин, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения надежной и атравматичной фиксации при сочетанных повреждениях костей таза и позвоночника путем исключения вибрационных нагрузок, в основание введены туловищный ложемент с амортизатором и пяточный опорный элемент, причем туловищный ложемент выполнен из параллельно расположенных и скрепленных между собой не менее трех фигурно изогнутых лестничных шин, амортизатор выполнен в виде симметричных отогнутых вниз концов лестничных шин туловищного ложемента, заканчивающихся зацепами, связанными между собой демпферными тягами, пяточный опорный элемент в сечении имеет форму незамкнутого кольца или треугольника и связан с туловищным ложементом демпферными тягами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и военно-полевой хирургии, в частности к транспортным шинам для иммобилизации таза.

Известна транспортная шина для иммобилизации таза, содержащая основание, включающее параллельно скрепленные лестничные шины с выполненными на них бедренным и голенным участками, причем последний снабжен подошвенными отгибами, при этом на концах крайних шин, образующих бедренный и голенный участки, выполнены изгибы вокруг их продольной оси в сторону средних шин.

Известная шина обладает рядом существенных недостатков, а именно следующими:

- известная шина не в состоянии обеспечить стабильную и атравматичную фиксацию при сочетанных повреждениях костей таза и позвоночника, так как конструктивное выполнение шины не предполагает иммобилизации позвоночника, а ненадежное закрепление таза на шине при транспортировке может не только ухудшить положение отломков тазового кольца, но и значительно при этом дополнительно травмировать поврежденный позвоночник;

- данная шина не обеспечивает атравматичную иммобилизацию, так как она, являясь жесткой конструкцией, не может противостоять неизбежным вибрационным колебаниям, возникающим при длительной транспортировке как авто-, так и авиатранспортом. Перманентные вибрационные нагрузки на поврежденный таз и позвоночник не только приводят к вторичному смещению отломков, возникновению и отягощению шока и кровотечения, но и могут обусловить дополнительную травму спинного мозга, зачастую неизбежно приводящую к инвалидизации раненых и пострадавших.

Целью изобретения является обеспечение надежной и атравматичной фиксации при сочетанных повреждениях костей таза и позвоночника путем исключения вибрационных нагрузок.

Поставленная цель достигается тем, что на транспортной шине, содержащей основание, выполненное из параллельно скрепленных лестничных шин, с бедренным и голенным участками на нем, последний из которых снабжен подошвенными отгибами, при этом на концах крайних шин, образующих бедренный и голенный участки, выполнены изгибы вокруг их продольной оси в сторону средних шин, согласно изобретению, дополнительно установлен ложемент для туловища, который соединен с ее бедренным участком и снабжен амортизатором.

Заявляемая транспортная шина отличается от известной тем, что туловищный ложемент, состоящий не менее чем из трех лестничных шин, выполнен желобообразным и профилированным согласно изгибам позвоночника.

Установка на шине ложемента для туловища, соединенного с ее бедренным участком и снабженного амортизатором, обеспечивает прежде всего создание надежной опоры для поврежденных грудного и поясничного отделов позвоночника, а также таза, что приводит как к стабильной фиксации зоны повреждения, так и ведет к стабилизации поврежденных отделов относительно друг друга, что в конечном счете предупреждает развитие осложнений - возникновения и усугубления шока и кровотечения, вторичного смещения отломков и многих других. А снабжение ложемента амортизатором приводит к гашению и полному исключению вибрационных нагрузок, неизбежных при транспортировке авиа- и автотранспортом, на поврежденные кости позвоночника и таза, что также обеспечивает предупреждение указанных осложнений, а также предупреждает развитие болевого синдрома.

Выполнение туловищного ложемента не менее чем из трех лестничных шин, при этом выполнение его желобообразным и профилированным согласно изгибам позвоночника служит целям прежде всего создания достаточно протяженного ложемента для охвата всего туловища с большой площадью контакта, благодаря желобообразной форме выполнения обеспечивается его полная адаптация к иммобилизируемым отделам, а выполнение ложемента профилированным относительно изгибов позвоночника обеспечивает сохранение физиологических кривизн позвоночника при транспортировке, что является принципиально важным и необходимым для длительной и щадящей транспортировки. Все сказанное в конечном счете ведет к предупреждению многих грозных осложнений как со стороны позвоночника, так и таза раненого или пострадавшего.

Скрепление лестничных шин, образующих туловищный ложемент, параллельно и закрепление их перпендикулярно к осям лестничных шин, образующих основание шины, преследует цели создания механически устойчивого ложемента, который при возникающих гравитационных и вибрационных нагрузках не будет деформироваться вдоль его оси и соответственно оси тела раненого или пострадавшего, а только при этом будет более плотнее и теснее охватывать поврежденные таз и позвоночник. К тому же подобное выполнение ложемента обеспечивает сохранение и поддержание изгибов позвоночника, а также поддержание изгибов бедренного участка основания вокруг продольной оси, что дает возможность надежного закрепления на шине нижних конечностей, в частности бедер, что также обеспечивает стабильную и атравматичную иммобилизацию костей таза.

Выполнение амортизатора в виде отогнутых вниз симметричных концов лестничных шин туловищного ложемента с зацепами, соединенными между собой несколькими демпферными тягами, обеспечивает гашение колебательных и вибрационных нагрузок на раненого или пострадавшего, возникающих при транспортировке за счет включения в полузамкнутую систему ложемента демпферов, преобразующих направление возникающих переменных нагрузок, способствующих только более плотному охвату ложементом туловища и таза раненого или пострадавшего.

Выполнение на изгибе между голенным участком и подошвенным отгибом средних лестничных шин основания пяточного опорного элемента в виде незамкнутого кольца или треугольника служит также целям гашения вибрационных нагрузок на ножном конце шины, при этом пяточный опорный элемент, выполненный в виде незамкнутого кольца или треугольника, является сам по себе своеобразным демпфером. К тому же, незамкнутый промежуток в их конструктивном выполнении служит для более удобного размещения стоп раненого или пострадавшего, каблук обуви которого очень удобно размещается в нем, создавая дополнительную точку фиксации нижних конечностей на шине.

Соединение ложемента и пяточного опорного элемента между собой демпферными тягами также служит целям гашения переменных вибрационных перегрузок в зоне основания шины и этим самым завершается создание сбалансированной и динамически устойчивой, а к тому же адекватной и "физиологической" шины для транспортной иммобилизации раненых и пострадавших с сочетанными повреждениями позвоночника и таза.

На фиг. 1 показан общий вид шины; на фиг.2 - профиль лестничной шины, образующей ложемент с амортизирующей подвеской; на фиг.3 - профиль опорного элемента в виде незамкнутого цилиндра; на фиг.4 - то же, в виде незамкнутой трехгранной призмы.

Транспортная шина состоит из основания 1, включающего скрепленные между собой четыре лестничные шины: крайние 2 и средние 3. На основании 1 выполнены бедренный 4 и голенный 5 участки, разделенные коленным изгибом 6. На дистальных концах голенного участка 5 крайних 2 и средних 3 шин выполнены соответственно подошвенные отгибы 7, соединенные между собой смежными углами торцов, и подошвенные отгибы 8, соединенные между собой параллельно, причем отгибы 7 расположены под отгибами 8. На изгибах средних лестничных шин 3 между голенным участком 5 и подошвенным отгибом 8 выполнен пяточный опорный элемент в виде незамкнутого цилиндра 9. На концах бедренного 4 и голенного 5 участков основания 1 крайние лестничные шины 2 имеют изгибы 10 и 11 соответственно вокруг их продольной оси в сторону средних шин 3. К проксимальным концам бедренного участка 4 крайних 2 и средних 3 шин прикреплен ложемент 12 для туловища с симметрично отогнутыми вниз концами 13 с зацепами 14, соединенными между собой посредством демпферных тяг 15, например пружины или резинового жгута. При этом пяточный опорный элемент в виде незамкнутого кольца 9 соединен посредством демпферных тяг 16 со ложементом 12.

Перед использованием шину обкладывают ватой или помещают на нее подстилочную прокладку, которые фиксируют с помощью перевязочного материала, например бинта.

Шину используют следующим образом.

Шину помещают на санитарные носилки, затем на шину укладывают раненого или пострадавшего, размещая его нижние конечности на бедренном и голенном участках основания, а туловище на ложементе. А затем может быть осуществлена дополнительная фиксация нижних конечностей между собой путем связывания их на уровне коленных суставов.

Таким образом, предлагаемая шина по сравнению с известной шиной обеспечивает надежную, атравматичную и адекватную иммобилизацию поврежденных позвоночника и таза у раненых и пострадавших на весь период транспортировки, особенно авиатранспортом и автотранспортом в условиях неподготовленных грунтовых дорог. При этом снабжение шины амортизатором, преобразовывающим вибрационные нагрузки, приводит к повышению фиксационных характеристик шины, достигаемых за счет более плотного охвата туловища и таза раненого или пострадавшего ложементом.

Класс A61F5/04 устройства для вытяжения и установки в правильное положение сломанных конечностей; устройства для вытяжения; шины

ортопедическое устройство -  патент 2517605 (27.05.2014)
способ изготовления шины для внеротовой временной фиксации отломков при переломах верхней и нижней челюстей -  патент 2512957 (10.04.2014)
способ и устройство для лечения множественных переломов ребер и грудины -  патент 2503424 (10.01.2014)
медицинская транспортная шина для плечевого пояса -  патент 2491039 (27.08.2013)
шина транспортная иммобилизационная складная (варианты) -  патент 2482820 (27.05.2013)
способ комплексного безоперационного лечения заболеваний позвоночника -  патент 2456034 (20.07.2012)
устройство для растяжения позвоночника -  патент 2438642 (10.01.2012)
экстракорпоральный ортопедический дистрактор -  патент 2424784 (27.07.2011)
способ закрытой управляемой динамической аппаратной репозиции переломовывихов в голеностопном суставе при их внутрисуставной костной интерпозиции -  патент 2415656 (10.04.2011)
способ лечения больных с дегенеративным поражением позвоночника -  патент 2392907 (27.06.2010)
Наверх