способ координации узлов при их монтаже внутри агрегатов летательных аппаратов

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Таганрогское авиационное производственное объединение
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-28
публикация патента:

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения. Способ заключается в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме 5, установке съемной рамы 5 на фиксаторах 8 стапеля и закреплении ее на силовых элементах агрегата 11. Выставление узлов осуществляют регулировкой положения съемной рамы 5 в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали с базой, на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы 7. Съемная рама 5 имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата 11. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

СПОСОБ КООРДИНАЦИИ УЗЛОВ ПРИ ИХ МОНТАЖЕ ВНУТРИ АГРЕГАТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, заключающийся в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме, установке съемной рамы на фиксаторах стапеля и выставлении узлов регулировкой положения съемной рамы с базой на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы, отличающийся тем, что после установки съемной рамы на фиксаторах стапеля ее закрепляют на силовых элементах агрегата, а регулировку положения съемной рамы осуществляют в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали, причем съемная рама имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии самолетостроения и может быть использовано в других отраслях машиностроения.

Известен способ координации узлов самолета, заключающийся в образовании координатной системы с помощью опорных лазерных лучей, креплении узлов на съемной раме, установки съемной рамы на фиксаторы стапеля и выставлении узлов регулировкой положения съемной рамы с базой на опорные лазерные лучи с помощью целевых знаков рамы.

Известный способ имеет следующие недостатки.

Каждый монтируемый узел необходимо координировать по шести координатам, а это не исключает суммирования погрешностей их взаимного положения, что снижает степень их взаимозаменяемости. Для координирования каждого узла и для сохранения неизменности его положения после координирования во время крепления к агрегату, под узлы необходимо подвести элементы оснастки, которые выполняют указанные функции. Но металлоконструкции, на которых расположены такие элементы оснастки, занимают часть объема внутри агрегата и этим ухудшают подходы к рабочим зонам и проходы внутри агрегата.

Целью изобретения является повышение степени взаимозаменяемости узлов и улучшение условий осуществления способа.

Это достигается тем, что после установки съемной рамы на фиксаторах стапеля ее закрепляют на силовых элементах агрегата, а регулировку положения съемной рамы осуществляют в плоскости, перпендикулярной оси строительной горизонтали, причем съемная рама имеет форму и узлы крепления, соответствующие форме и узлам крепления изделия, устанавливаемого внутри агрегата.

На фиг.1 схематично изображено поперечное сечение агрегата; на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 - узел I на фиг.1; на фиг.4 - узел II на фиг.1.

Способ осуществляется следующим образом.

После включения лазерного излучателя 1, закрепленного на опоре 2, в электрическую сеть и нагрева его, регулируя положение коллиматора излучателя, вписывают ось лазерного луча в ось базового целевого знака 3, установленного на опоре 4. Таким образом формируют опорный луч лазерной центрирующей измерительной системы (ЛЦИС). На съемную раму 5, являющуюся копией изделия, размещенного на монтируемые узлы 6 по взаимному положению узлов,устанавливают узлы 6 и целевые знаки 7. Затем раму 5 с узлами 6 и целевыми знаками 7 устанавливают на фиксаторы 8, закрепленные на каркасе 9 стапеля, а прижимами 10 крепят раму 5 к силовым элементам конструкции агрегата 11. Вращением резьбовых муфт 12 регулируют положение рамы 5, вписывая ось целевых знаков 7 в ось опорного лазерного луча ЛЦИС. После этого измеряют зазор между подошвой узла 6 и агрегатом 11, заполняют зазор прокладкой соответствующей толщины и крепят узел 6 к агрегату.

В предлагаемом способе координирования погрешность взаимного положения монтируемых узлов величина постоянная и равная погрешности фиксаторов, установленных на съемной раме. При этом взаимное положение фиксаторов узлов съемной рамы отстыковано с взаимным положением фиксаторов приспособления для установки узлов навески на изделии, что обеспечивает им равные погрешности и 100%-ную взаимозаменяемость изделий и мест установки их на агрегатах.

В предлагаемом способе поддерживающее устройство выполнено в виде съемной рамы, нижней опорой опирающейся и фиксируемой на фиксаторах стапеля, а верхней стороной закрепляемой непосредственно на агрегате. Это позволяет сделать раму плоской и легкой, она практически не отнимает у исполнителя рабочее пространство внутри агрегата, обеспечивая максимум удобств в выполнении сборочных работ.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)
Наверх