способ регулирования электризации космического аппарата и устройство для его осуществления
Классы МПК: | H05F3/04 с помощью искровых разрядников или других разрядных устройств |
Автор(ы): | Бабкин Г.В., Юлдашев Э.М. |
Патентообладатель(и): | Центральный научно-исследовательский институт машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-09-06 публикация патента:
30.09.1994 |
Использование: изобретение относится к технике нейтрализации электростатических зарядов, возникающих на поверхности космического аппарата (КА) (спутников) и его фрагментов вследствие их статической электризации при полете аппарата на геостационарной и высокоэллиптических орбитах, а также на более низких орбитах, пересекающих полярные области ионосферы Земли, и при испытаниях корпусов КА и их фрагментов в моделирующих условиях вакуумных стендов на Земле. Электризация КА при полете в верхних слоях атмосферы приводит к дифференциальной зарядке отдельных фрагментов аппарата отрицательным электростатическим зарядом до уровня десятков киловольт, что вызывает последующий пробой, электростатический разряд (ЭСР) между ними. Электронные эмиттеры не позволяют эффективно регулировать электризацию КА. Целью изобретения является повышение эффективности регулирования электризации и снижение динамических и электромагнитных помех. Сущность изобретения: сущность предлагаемого способа заключается в формировании встречных ионно-плазменных потоков, торможении потоков на преградах с коэффициентом вторичной эмиссии электронов и/или ионов
1 в диапазоне скоростей ионно-плазменного потока, а также в направлении потока нормально к поверхности аппарата к его центру масс. Реализующее способ устройство содержит ионно-плазменные двигатели, ориентированные встречно или противоположно, или направленные на потокоприемники, поверхность которых активирована веществом с
> 1 , или направленные на поверхность аппарата к его центру масс. Модификации способа и устройство описаны в дополнительных пунктах формулы изобретения. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1


Формула изобретения
1. Способ регулирования электризации космического аппарата путем нейтрализации электростатического заряда фрагментов поверхности аппарата ионно-плазменными потоками с формированием его искусственной собственной внешней атмосферы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности регулирования при снижении уровня динамических и электромагнитных помех, фиксируют на поверхности аппарата уровни электризации, ионно-плазменные потоки создают в виде по крайней мере двух отдельных попарно встречно или противоположно направленных потоков с попарно взаимной компенсацией их силового воздействия на аппарат, а собственную внешнюю атмосферу аппарата формируют торможением этих потоков на нейтрализуемой поверхности. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что, с целью улучшения компенсации силового воздействия ионно-плазменных потоков при их неполной попарной компенсации, на пути нескомпенсированной части потока устанавливают преграды для его дополнительного торможения. 3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что по крайней мере часть потоков направляют на преграды с коэффициентом вторичной эмиссии более единицы. 4. Устройство регулирования электризации космического аппарата, содержащее датчики контроля уровня электризации фрагментов поверхности аппарата и нейтрализаторы в виде ионно-плазменных двигателей с системами электропитания, управления и подачи рабочего вещества в камеры двигателей, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности регулирования при снижении уровня динамических и электромагнитных помех, на нейтрализуемых фрагментах установлены по крайней мере два сопряженных датчика уровня электризации и одна пара ионно-плазменных двигателей с симметрично соосно ориентированными встречно или противоположно выходными соплами, при этом каналы подачи рабочего вещества в камеры двигателей и цепи электропитания и управления двигателей выполнены сопряженными, при этом последние соединены с общим блоком управления, выходы которого соединены с сопряженными датчиками контроля уровней нейтрализации фрагментов. 5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что выходные сопла ионно-плазменных двигателей ориентированы в направлении центра масс аппарата нормально к его поверхности.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике нейтрализации наведенного электростатического заряда на элементах и фрагментах поверхности космических аппаратов (КА) научно-исследовательского и народно-хозяйственного назначения вследствие статической электризации при полете аппаратов на высоких (в частности, геостационарной и высокоэллиптических) орбитах, а также на более низких орбитах, пересекающих полярные области ионосферы Земли, и при испытании натурных КА, их моделей, фрагментов и элементов в моделирующих условия электризации вакуумных стендах на Земле. Электризация КА при его полете в верхних слоях атмосферы приводит к дифференциальной зарядке отдельных фрагментов аппарата отрицательным электростатическим зарядом до уровня потенциала в десяток киловольт, что может привести к пробою и электростатическому разряду (ЭСР) с последующим электромагнитным помеховым (ЭМП) поражением штатной и экспериментальной бортовой аппаратуры. Поэтому нейтрализация остаточных электростатических зарядов отдельных фрагментов путем регулирования электризации КА является актуальной проблемой современной космической техники. Обзор зарубежного опыта в исследовании проблемы электризации КА дан в тематическом выпуске журнала "Аэрокосмическая техника", N 3; 1986, в котором в качестве перспективных средств рассматриваются электронные и ионные двигатели. Электронные эмиттеры практически не влияют на динамику движения КА, однако они не позволяют существенно влиять на дифференциальную зарядку и снижать уровень электромагнитных помех из-за ограниченной возможности регулирования электризации КА. Более эффективно регулируют электризацию КА ионные двигатели, которые позволяют практически исключить опасные уровни дифференциальной зарядки и снизить ЭМП. Однако они существенно влияют на динамику аппарата. Техническое решение на основе использования ионно-плазменных потоков на выходе ионных двигателей для регулирования электризации КА наиболее близко по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению и является прототипом. Работа двигателей хотя и способствует снижению электризации, но из-за реактивного воздействия либо нарушает ориентацию аппарата, либо меняет его орбиту, что в огромном большинстве случаев недопустимо. Целью изобретения является повышение эффективности регулирования электризации КА при одновременном снижении уровня динамических помех, обусловленных нарушением режима движения КА на орбите, и электромагнитных помех, вызываемых электростатическими разрядами в условиях электризации КА. Для достижения цели в способе регулирования электризации КА, основанном на нейтрализации электростатического заряда поверхности аппарата с использованием ионно-плазменного потока, при нейтрализации одновременно генерируют два или более попарно-встречно или противоположно направленных потока с взаимной компенсацией их реактивного силового воздействия на аппарат. Кроме того, ионно-плазменные потоки направляют на преграды, которые в процессе торможения потоков снижают их реактивное силовое воздействие на аппарат и одновременно эмиттируют вторичный поток электронов для дополнительной нейтрализации электростатического заряда поверхности аппарата. Особенностью является также то, что ионно-плазменные потоки направляют на фрагменты поверхности аппарата, которые используют в качестве преград для торможения потоков и гашения их реактивного воздействия на аппарат. Для достижения цели в устройстве осуществления предлагаемого способа регулирования электризации КА, содержащем используемые для нейтрализации электростатического заряда поверхности аппарата ионно-плазменные двигатели, симметрично с ориентацией навстречу выходу каждого ионно-плазменного двигателя вдоль его оси симметрии установлен второй ионно-плазменный двигатель с эквивалентным механическим импульсом. Кроме того, в устройстве регулирования электризации КА симметрично с ориентацией навстречу выходу каждого ионно-плазменного двигателя вдоль его оси симметрии установлен потокоприемник, внутренняя поверхность которого покрыта веществом с коэффициентом вторичной эмиссии электронов (ионов)





Класс H05F3/04 с помощью искровых разрядников или других разрядных устройств