устройство для импульсного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Классы МПК:
Автор(ы):
Кочергин Г.Д.
Патентообладатель(и):
Саратовский электроприборостроительный завод им.С.Орджоникидзе
Приоритеты:
подача заявки: 1991-12-09
публикация патента: 30.09.1994
Использование: может быть использовано в изделиях бытовой техники. Сущность: в данном устройстве выход усилителя мощности соединен через первый резистор и цепь запаздывания с первым входом регулятора и через второй резистор - с вторым входом регулятора. Выход датчика тока через третий резистор соединен с вторым входом регулятора. 1 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее последовательно соединенные задатчик входного сигнала, регулятор, усилитель мощности, датчик тока, отличающееся тем, что первый вход регулятора соединен с выходом задатчика входного сигнала, выход усилителя мощности соединен через первый резистор и цепь запаздывания с первым входом регулятора и через второй резистор - с вторым входом регулятора, выход датчика тока соединен через третий резистор с вторым входом регулятора.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для регулирования числа оборотов электродвигателей и может быть применено в изделиях бытовой техники. Известно устройство регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее блок задания скорости, цепи обратной связи по скорости, предвари- тельный усилитель, усилитель мощности, пассивный измерительный блок, операционный усилитель [1]. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее последовательно соединенные задатчик входного сигнала, регулятор, усилитель мощности, датчик тока [2]. Однако известное устройство использовать для управления приводом выпускаемого массажера неудобно, поскольку оно по своим габаритам в корпус массажера не встраивается. Целью изобретения является уменьшение габаритов известного устройства за счет сокращения количества использованных в нем электронных схем при одновременном сохранении его электрических характеристик. Это достигается тем, что первый вход регулятора соединен с выходом задатчика входного сигнала, выход усилителя мощности через первый резистор и цепь запаздывания - с первым входом регулятора и через второй резистор - с вторым входом регулятора, выход датчика тока соединен через третий резистор с вторым входом регулятора. На чертеже представлена блок-схема устройства. Задатчик 1 входного сигнала соединен с первым инвертирующим входом регулятора 2, выход которого соединен с входом усилителя 3 мощности, выход последнего через обмотку якоря 4 - с датчиком тока 5, через первый резистор 6 и цепь запаздывателя 7 - с первым инвертирующим входом регулятора 2, через второй резистор 8 - с вторым неинвертирующим входом регулятора 2, выход датчика тока соединен через третий резистор 9 с вторым входом регулятора. Устройство работает следующим образом. Резисторы 6 и 9 составляют тахометрическую обратную связь, причем через резистор 6 поступает составляющая отрицательной обратной связи скорости вращения якоря, которая пропорциональна напряжению на зажимах якоря, а через резистор 9 - составляющая положительной обратной связи скорости вращения. Подбор активного сопротивления резисторов 6, 9 обусловливает токовое изображение электродвижущей силы двигателя, как меры его скорости вращения. В результате сравнения напряжений положительной обратной связи, отрицательной обратной связи и напряжения с выхода задатчика входного сигнала на выходе регулятора возникает напряжение, равное ошибке регулирования. Положительная обратная связь через резистор 8, поданная на неинвертирующий вход регулятора, и запаздывающая обратная связь, через конденсатор 7 поданная на инвертирующий вход, определяют широтно-импульсный режим работы регулятора. Среднее значение импульсного напряжения на выходе регулятора, равное ошибке регулирования, подается через усилитель мощности к якорю электродвигателя. Следовательно, скорость вращения якоря двигателя пропорциональна выходному напряжению задатчика скорости. Основным техническим преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с прототипом являются его малые габариты, что позволяет расположить устройство регулирования в самом электромассажере. Уменьшение габаритов достигается за счет того, что схема имеет всего один операционный усилитель, в качестве усилителя мощности используется простой транзисторный ключ, в качестве задатчика входного сигнала - переменный резистор. Применение предлагаемого устройства в электромассажере обеспечивает достаточное качество регулировки скорости вращения электродвигателя при минимальной стоимости комплектующих изделий.