способ прогнозирования качки судна
Классы МПК: | G01S11/00 Системы для определения дальности или скорости без использования отражения или вторичного излучения |
Патентообладатель(и): | Нечаев Юрий Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-06 публикация патента:
15.09.1994 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к способам прогнозирования качки судна, позволяющим обеспечить надежную посадку летательных аппаратов на посадочные площадки, расположенные на судах и плавучих технических средствах исследования и освоения Мирового океана, в том числе научно-исследовательские суда, буровые платформы и др. Целью изобретения является повышение достоверности прогноза путем оперативного контроля динамики судна и определения режимов качки, позволяющих осуществить безопасную посадку летательного аппарата. Сущность изобретения заключается в следующем: измеряют угловые перемещения и скорости при бортовой и килевой качках, сравнивают с предельно допустимыми значениями амплитуд бортовой и килевой качек, определяют область незначительной качки, корректируют спрогнозированную модель и осуществляют сигнализацию летчику о моментах начала и завершения взлетно-посадочных операций в заданных погодных условиях. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КАЧКИ СУДНА, включающий измерение текущих угловых перемещений палубы судна и формирование на основании предыдущих и последующих перемещений методами экстраполяции модели качки, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности прогноза путем оперативного контроля динамики судна и определения режимов качки, позволяющих осуществить безопасную посадку летательного аппарата, дополнительно измеряют величину скоростей перемещений при бортовой и килевой качках, сравнивают величины перемещений и скоростей перемещений с предельно допустимыми значениями амплитуд бортовой и килевой качек, заданными из условия безопасной посадки, по результатам сравнения определяют область незначительной качки, корректируют спрогнозированную модель и сигнализируют летчику о моментах начала и завершения взлетно-посадочных операций в заданных погодных условиях.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению, в частности, к способам прогнозирования качки судна, позволяющим обеспечивать надежную посадку летательных аппаратов на посадочные площадки, расположенные на судах и плавучих технических средствах исследования и основания Мирового океана (научно-исследовательские суда, буровые платформы и др.). Известен способ прогнозирования качки судна, основанный на использовании методов экстраполяции случайных процессов для построения функции прогнозирования и получения прогноза с заданным упреждением на основе спектральных представлений и позволяющий предсказывать положение посадочной площадки на ограниченном временном интервале. Однако этот способ недостаточно эффективен, поскольку надежный прогноз может быть обеспечен только на небольшом интервале прогнозирования, составляющем 0,5-0,6 от периода собственных колебаний при бортовой и продольной качках и определяющем выбор условий безопасности посадки. Учитывая, что периоды качки судов и плавучих технических средств освоения Мирового океана составляют порядка 5-14 с, фактический интервал прогнозирования оказывается чрезвычайно малым (3-8,4 с), в пределах которого трудно гарантировать безопасность посадки в сложных погодных условиях. Увеличение интервала прогнозирования приводит к сильному различию теоретических и фактических показателей исследуемых случайных процессов, что не позволяет на практике успешно использовать традиционные методы прогнозирования качки и приводит к авариям во время посадочных операций. Целью изобретения является повышение достоверности прогноза путем оперативного контроля динамики судна и определения режимов качки, обеспечивающих безопасную посадку летательных аппаратов. На фиг. 1 представлена функциональная схема, реализующая предлагаемый способ; на фиг. 2 и 3 - процесс колебательного движения судна на волнении и область незначительной качки. Схема содержит блок датчиков 1, блок 2 коммутации и предварительной обработки информации, первый вычислительный блок 3, первый блок 4 сравнения, оперативное запоминающее устройство 5, второй блок 6 сравнения, второй вычислительный блок 7, интерфейс 8, ЭВМ 9, формирователь 10 сигналов, сигнализатор 11, дисплей 12, накопитель 13 на магнитном диске и принтер 14. Блок датчиков 1 включает измерители угловых перемещений и скоростей при бортовой и килевой качках, чувствительные оси которых расположены вдоль продольной и поперечной центральных осей судна. Блок 2 содержит коммутатор, аналого-цифровой преобразователь и фильтр высоких частот. Способ реализуется следующим образом. С помощью датчиков 1 на участке регистрации продолжительностью 15-20 мин измеряют ординаты угловых перемещений












начало отсчета временного интервала to области незначительной качки определяют условиями:


- концу временного интервала tp соответствуют условия




(2)
Ординаты огибающей






x { [(tm+1 - tm +






tm и tm+1 - моменты времени, соответствующие значениям







(



Откорректированное значение интервала (to, tp)k заносят в устройство 5 и подают в блок 7 для последующей обработки. Во втором вычислительном блоке 7 формируют массив данных области незначительной качки (to, tp)1, ....,(to, tp)N и производят ее статистическую обработку, где устанавливают среднюю продолжительность и доверительные интервалы. Полученные статистические характеристики записывают в устройство 5, выводят на дисплей 12 и документируют с помощью принтера 14. В третьем вычислительном блоке с помощью быстродействующей ЭВМ корректируют спрогнозированную модель и осуществляют выбор момента времени topt, соответствующего благоприятному припалубливанию летательного аппарата. Для контроля topt используют данные измере- ний перемещений









Класс G01S11/00 Системы для определения дальности или скорости без использования отражения или вторичного излучения