способ определения радиальных сил, действующих на вращающиеся валы в подшипниках
Классы МПК: | G01M13/04 испытание подшипников |
Патентообладатель(и): | Ставнистый Валентин Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-24 публикация патента:
15.09.1994 |
Использование: в измерительной технике при испытаниях машин и агрегатов в комрессоростроении и в других отраслях машиностроения. Сущность: в качестве измеряемых параметров подшипника используют контактное электрическое сопротивление между кольцами подшипника индицируемого вала и частоту вращения вала. Перед измерением параметров вал с подшипником устанавливают на тарировочный стенд. Воздействуют на подшипник тарировочной нагрузкой и, изменяя тарировочную нагрузку, снимает тарировочные характеристики определенной в функциональной зависимости. После этого вал с подшипником устанавливают на диагностируемую машину и задают рабочий режим. Измеряют рабочую частоту вращения вала и контактное электрическое сопротивление между кольцами подшипника индуцируемого вала. По тарировочным зависимостям определяют величину действующей нагрузки, а о радиальной силе, воздействующей на вал, судят из определенной аналитической зависимости. При этом контактное электрическое сопротивление измеряют путем контроля выходного напряжения во вторичной цепи пьезоэлектрического трансформатора с электрически подключенными к нему кольцами подшипника и с изменяющейся от электрических параметров нагружаемого подшипника величиной пьезонапряжения. Предлагаемый способ обеспечивает повышение надежности и удобство измерения за счет исключения силоизмерительных датчиков. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНЫХ СИЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ВРАЩАЮЩИЕСЯ ВАЛЫ В ПОДШИПНИКАХ, заключающийся в измерении параметров подшипника, изменяющихся под воздействием на вал нагрузки, отличающийся тем, что в качестве измеряемых параметров подшипника используют контактное электрическое сопротивление между кольцами подшипника индицируемого вала и частоту вращения вала, перед измерением параметров вал с подшипником устанавливают на тарировочный стенд, воздействуют на подшипник тарировочной нагрузкой, и, изменяя тарировочную нагрузку, снимают тарировочные характеристики в функциональной зависимости

где


Qi - тарировочная нагрузка,
после этого вал с подшипником устанавливают на диагностируемую машину и задают рабочий режим, измеряют рабочие частоту вращения вала и контактное электрическое сопротивление между кольцами подшипника индицируемого вала, по тарировочным зависимостям определяют величину действующей нагрузки, а о радиальной силе, воздействующей на вал, судят из аналитической зависимости
R




где Qиз - измеренная действующая нагрузка на вращающийся вал, кГс;
L


r - радиус вала, м. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что контактное электрическое сопротивление измеряют путем контроля выходного напряжения во вторичной цепи пьезоэлектрического трансформатора с электрически подключенными к нему кольцами подшипника и с изменяющейся от электрических параметров нагружаемого подшипника величиной пьезонапряжения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может найти широкое применение при испытаниях машин и агрегатов не только в компрессоростроении, но и в других отраслях машиностроения. Известен способ определения радиальных сил, действующих на вращающиеся валы в подшипниках путем измерения механических напряжений специальных вкладышей и других элементов, на которых установлен вал [1]. Данный способ может быть использован лишь в том случае, когда напряженное состояние детали по проводимому сечению является близким к плоскому или линейному, так как только в этих условиях данные тензометрирования наружной поверхности могут быть распространены на все сечения. При трехмерном напряженном состоянии описанный способ может быть использован лишь при дополнительном экспериментальном определении главных напряжений для ряда точек, расположенных внутри детали, откуда очевидно, что рассмотренный способ, основанный на преобразователях "сила-деформация", сложный, трудоемкий и неточный, требующий выполнения определенных условий для осуществления. Используемый принцип тензометрирования говорит о малой надежности способа, так как применяемые тензодатчики в условиях работы компрессорных машин подвергаются повышенным воздействиям вибраций и температуры в этих условиях возможны отрывы наклеенных тензодатчиков ввиду постоянного присутствия смазочного масла. Известен способ определения радиальных сил, действующих на вращающиеся валы в подшипниках, основанные на преобразователях типа "сила-перемещение". Определение радиальной силы, действующей на подшипник ротора, например, винтового компрессора, производится путем измерения прогибов специальных упругих элементов и манжетных колец, размещенных между наружным кольцом опорного подшипника и корпусом компрессора. Измерение величины прогибов колец нагруженного ротора осуществляется измерительными датчиками линейных перемещений индуктивного типа [2]. В данном случае определяют величины прогибов упругих элементов по главным осям вала с подшипником. Конструктивные особенности упругих и манжетных колец в измерительной системе способа не позволяют с высокой точностью производить регистрацию радиальных сил, действующих на вращающиеся валы в подшипниках. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению, является способ определения радиальных сил, действующих на роликовый подшипник, заключающийся в измерении параметров подшипника, изменяющихся под воздействием на вал нагрузки [3]. В данном способе измеряют механические напряжения наружного кольца подшипника, от воздействия на него нагрузок. В силоизмерительных подшипниках указанного типа деформация кольца, воспринимаемая смонтированным на нем тензорезистором, зависит от расположения роликов относительно тензорезистора. Выходной сигнал такого подшипника периодически изменяется достигая максимума, тогда ролик в пределах измерительной базы тензорезистора, и минимума, когда база тензорезистора находится между двумя роликами. В этом случае на индикаторе, на выход которого подается предварительно усиленный выходной сигнал тензорезисторов, фиксируется изображение периодически изменяющейся функции, что затрудняет непосредственную оценку значения измеряемой нагрузки. Тензометрирование наружного кольца в реальных компрессорах имеет ряд существенных недостатков и в первую очередь резкое падение надежности при работе тензодатчиков в среде горячего масла, применяемого для смазки подшипников. Эти факторы низкой надежности измерения радиальных сил, действующих на вращающиеся валы в подшипниках. Цель изобретения - повышение надежности и удобства измерения за счет исключения силоизмерительных датчиков. Поставленная цель достигается тем, что в способе, заключающемся в измерении параметров подшипника, изменяющихся под воздействием на вал нагрузки, в качестве измеряемых параметров подшипника используют контактное электрическое сопротивление между кольцами подшипника индицируемого вала и частоту вращения вала, перед измерением параметров вал с подшипником устанавливают на тарировочный стенд, воздействует на подшипник тарировочной нагрузкой, и, изменяя тарировочную нагрузку, снимают тарировочные характеристики в функциональной зависимости:



Qi - тарировочная нагрузка, после этого вал с подшипником устанавливают на диагностируемую машину и задают рабочий режим, измеряют рабочую частоту вращения вала и контактное электрическое сопротивление между кольцами подшипника индуцируемого вала, по тарировочным зависимостям определяют величину действующей нагрузки, а о радиальной силе, воздействующей на вал, судят из аналити- ческой зависимости
R




Z


r - радиус вала, м,
при этом контактное электрическое сопротивление измеряют путем контроля выходного напряжения во вторичной цепи пьезоэлектрического трансформатора с электрически подключенными к нему кольцами подшипника и с изменяющейся от электрических параметров нагружаемого подшипника величиной пьезонапряжения. Предлагаемый способ реализуется в устройстве, блок-схема которого представлена на фиг.1. На фиг.2 показана эквивалентная электрическая схема пьезоэлектрического трансформатора. На фиг.3 - эпюра распределения нагрузки на подшипник. На фиг. 4 изображены тарировочные характеристики подшипника в функции изменения контактного электрического сопротив- ления между кольцами подшипника от воздействия на вал нагрузки Q и частоты вращения вала

Rг- активное сопротивление генератора 9;
Rн - активное сопротивление нагрузки;
Сц и Ск - входная и выходная эквивалентные статические емкости электродов пьезоэлемента;
R,L, С - эквивалентные параметры механической колебательной системы;
Lт - трансформаторный эквивалент связи пьезоэлемента с коэффициентом трансформации:
n


Сп - электрическая емкость между кольцами подшипника 3, изменяющаяся от приложенной на вал нагрузки Q. Коэффициент трансформаторной измерительной системы
n










Qi - тарировочная нагрузка. Измерение












R




Z


r - радиус вала, м. Данное изобретение по сравнению с прототипом повышает надежность и удобство определения радиальных сил при испытаниях машин и агрегатов широкого назначения.
Класс G01M13/04 испытание подшипников