составное зубчатое колесо
Классы МПК: | F16H55/17 зубчатые колеса |
Автор(ы): | Басинюк Владимир Леонидович[BY] |
Патентообладатель(и): | Институт надежности машин АН Беларуси (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-02 публикация патента:
15.09.1994 |
Использование: относится к машиностроению, а именно к нереверсивным составным косозубым зубчатым передачам, содержащим венец и ступицу, сопряженным посредством упругих элементов. Сущность: зубчатое колесо состоит из венца и ступицы, поверхности разъема которых выполнены коническими с углом конусности
, меньшим угла самоторможения. На ступице выполнены радиальные лепестки, образованные радиальными прорезями, заполненные демпфирующим материалом. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения
1. СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО, содержащее зубчатый венец и ступицу, сопряженные по конической поверхности, и упруго податливые элементы в виде лепестков, расположенных на ступице в радиальном направлении, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности косозубых нереверсивных передач, зубчатый венец своей внутренней поверхностью непосредственно опирается на упругоподатливые лепестки, при этом угол конусности поверхности сопряжения венца со ступицей выполнен меньшим угла самоторможения, а параметры упругоподатливых лепестков выбирают из соотношений

0,04




где l,

Z, b - соответственно число зубьев и ширина венца зубчатого колеса;
T - расчетный момент, передаваемый зубчатым колесом;
n - число упругих лепестков;
m - модуль зубчатого колеса;
[

KF

0 <


где


Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к нереверсивным косозубым зубчатым передачам. Известно зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу, соединенных цилиндрическими жесткими валиками, в зоне расположения которых на венце или ступице выполнены радиальные прорези, обеспечивающие упругое в окружном направлении сопряжение венца и ступицы. Существенным недостатком конструкции является пониженная надежность зубчатого колеса при ее использовании в косозубой зубчатой передаче. Это взаимосвязано с разрушением крепящих венец в осевом направлении на ступице шплинтов, винтов и т.п. под действием динамических осевых сил. Кроме того конструкция достаточно сложна и трудоемка в исполнении и не может быть использована в шестернях с ограниченными по диаметру размерами. Из известных наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является зубчатое колесо, содержащее зубчатый венец и ступицу, сопряженные клеевым соединением по коническим поверхностям и упруго-податливые элементы в виде лепестков, расположенных на ступице. Существенным недостатком конструкции является недостаточно высокая надежность при ее использовании в косозубых зубчатых передачах. Это взаимосвязано с наличием промежуточных, расположенных между венцом и ступицей элементов, соединенных с ними клеевой композицией, разрушающейся под действием динамических осевых сил. Кроме того колесо имеет достаточно высокую окружную жесткость, что не позволяет эффективно снизить динамическую составляющую нагрузки при больших скоростях вращения. Оно сложно и трудоемко в изготовлении. Цель изобретения - повышение надежности косозубых нереверсивных передач. Поставленная цель достигается тем, что в составном зубчатом колесе, содержащем венец и ступицу, сопряженные по конической поверхности и упруго-податливые элементы в виде лепестков, расположенных на ступице в радиальном направлении согласно цели изобретения зубчатый венец своей внутренней поверхностью опирается на упруго-податливые лепестки, при этом угол конусности поверхности сопряжения венца со ступицей выполнен меньшим угла самоторможения, а параметры упруго-податливых лепестков выбирают из соотношений

0,04





Z, b - соответственно число зубьев и ширина венца колеса;
Т - расчетный момент, передаваемый зубчатым колесом;
n - число упругих лепестков;
m - модуль зубчатого колеса;
[

KF

0 <





Pн= (1.1-1.3)

Кн - коэффициент неравномерности, равный Кн = 3. При работе зубчатой передачи высокая податливость составного зубчатого колеса достигается за счет окружной податливости упругих лепестков и поворота сечения обода в зоне взаимодействия зубьев. При этом зубчатое колесо устанавливается таким образом, чтобы возникающие в зацеплении осевые усилия действовали в направлении увеличения натяга венца на ступицу, т.е. в направлении большего основания конуса. Это обеспечивает повышенную надежность крепления венца на ступице. Равномерно расположенное по окружности значительное число упругих лепестков на ступице исключает колебание жесткости упругого сопряжения венца и ступицы (амплитуда колебаний не превышает 1-3%) и взаимосвязанные с этим резонансы. Высокая окружная податливость упругого сопряжения венца и ступицы составного зубчатого колеса обеспечивают пониженную виброакустическую активность передачи, а в сочетании с отсутствием каких-либо крепежных элементов - ее высокую надежность. Таким образом, предложенное техническое решение просто в изготовлении, надежно в эксплуатации и может быть эффективно использовано в скоростных нереверсивных косозубых зубчатых передачах.
Класс F16H55/17 зубчатые колеса
зубчатое колесо - патент 2525944 (20.08.2014) | ![]() |
зубчатое колесо - патент 2525942 (20.08.2014) | ![]() |
зубчатая передача - патент 2525326 (10.08.2014) | ![]() |
способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес - патент 2516955 (20.05.2014) | ![]() |
зубчатое колесо - патент 2516827 (20.05.2014) | ![]() |
шестерня и способ ее изготовления - патент 2507298 (20.02.2014) | |
зубчатое колесо привода - патент 2505723 (27.01.2014) | ![]() |
зубчатое колесо - патент 2502004 (20.12.2013) | ![]() |
зубчатое колесо и уравновешивающий вал для поршневого двигателя - патент 2499070 (20.11.2013) | ![]() |
зубчатое колесо - патент 2498130 (10.11.2013) | ![]() |