косозубая цилиндрическая передача
Классы МПК: | F16H1/08 с винтовыми, шевронными или подобными зубьями F16H1/02 без планетарных зубчатых колес |
Автор(ы): | Федосеев Ю.Н., Гребенников А.С., Вальнин Н.В. |
Патентообладатель(и): | Институт машиноведения РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-21 публикация патента:
15.09.1994 |
Изобретение может быть использовано в различных областях машиностроения, где применяются зубчатые механизмы с косозубыми цилиндрическими колесами. Цилиндрическая передача содержит косозубые колеса с кольцевыми прорезями на каждом из зубчатых венцов, ширина которых равна целому числу осевых шагов. Новым в передаче является равномерное расположение кольцевых прорезей на зубчатых венцах, при этом минимальное количество прорезей выбрано с учетом предложенной зависимости. При таком конструктивном выполнении передачи фазовые соотношения между возмущающими силами обеспечивают их взаимную компенсацию на наперед заданных гармониках зубцовой частоты. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая зубчатые колеса с кольцевыми прорезями, ширина зубчатых венцов которых равна целому числу осевых шагов, отличающаяся тем, что, с целью снижения уровня вибрации передачи на зубцовой частоте, зубчатые венцы колес разделены кольцевыми прорезями на равные части, а минимальное количество прорезей выбрано из соотношения





где n - число прорезей;
k - номер зубцовой частоты, на которой необходимо снизить уровень вибрации;
i - номер участка зубчатого венца, отсчитываемого от его торца со стороны входа зубьев в зацеплении;


Z - число зубьев колеса;

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых механизмах различного назначения для снижения их вибрации. Известна косозубая передача, содержащая зубчатые колеса, ширина венцов которых кратна осевому шагу. Однако выбором ширины зубчатого колеса, кратной осевому шагу, снижение уровня вибрации передачи достигается за счет устранения только одного возмущающего фактора - переменной жесткости по фазе зацепления. Более того, в ряде случаев такой выбор вообще не приводит к снижению уровня вибрации передачи. Наиболее близкой к предлагаемой заявке по технической сущности является цилиндрическая передача, содержащая косозубые колеса с кольцевыми прорезями, ширина зубчатых венцов которых равна целому числу осевых шагов и расстояние до прорезей от одноименных торцов зубчатых колес выбирается в зависимости от ширины колес. Недостатком данной зубчатой передачи является то, что снижение вибрации, вызываемой различными возмущающими факторами, возможно лишь на зубцовой частоте. Целью изобретения является снижение уровня вибрации косозубой передачи одновременно на всех гармониках зубцовой частоты. Поставленная цель достигается тем, что в косозубой цилиндрической передаче, содержащей зубчатые колеса с кольцевыми прорезями, ширина зубчатых венцов которых равна целому числу осевых шагов и расстояние до прорезей от одноименных торцов зубчатых колес выбирается в зависимости от ширины колес, зубчатые венцы колес разделены кольцевыми прорезями на равные части, минимальное количество прорезей выбрано из соотношения




K=1, 2, 3..., где n - количество кольцевых прорезей,
К - номер гармоники зубцовой частоты, на которой желательно снизить уровень вибрации передачи,
i - номер участка зубчатого венца, отсчитываемого от торца колеса со стороны входа зубьев в зацепление;





d




















Для компенсации возмущающих сил, возникающих в каждой части зубчатого колеса, образованной кольцевыми прорезями, необходимо чтобы их фазовые соотношения удовлетворяли условию:



Условие (2) должно выполняться независимо от физической природы возникновения возмущающих сил (переменная жесткость по углу поворота колеса, ударный вход зубьев в зацепление и т.д.). В силу того, что зубчатое колесо (ведомое и ведущее) разделено прорезями на равные участки, т.е. на равные по ширине пары зубчатых "независимых" передач, можно утверждать, что все Fi равны между собой по амплитуде, а поэтому условие (2) перепишем в виде
F



Или в силу однозначного соответствия между


F



Окончательно выражение (4) с учетом (1) имеет вид





Механизм компенсации возмущающих сил можно пояснить иным способом. Если взять две одинаковые пары зубчатых колес для примера шириной В1,2 = 1,5 Рх, работающих синфазно, то поля зацепления для каждой из них будут идентичны (фиг.1 и 2). После поворота второй пары зубчатых колес относительно первой на угол, соответствующий 180о по зубчатой частоте, контактные линии на втором поле займут положение, указанное на фиг.2 пунктирными линиями. Общее поле зацепления (фиг.3) может быть получено, если соединить колеса двух пар рассматриваемых передач. Из фиг.3 видно, что полученное таким образом поле зацепления соответствует полю зубчатой передачи с колесами шириной В = В1 + В2, получаемому с помощью кольцевой прорези. Следовательно, можно утверждать, что собранная пара состоит из двух пар колес, развернутых одно относительно другого соответственно на 180о, т.е. работающих в противофазе при возмущении на зубцовой частоте. Аналогичные рассуждения можно привести и для других сочетаний различного числа прорезей с учетом гармоник зубцовой частоты. На фиг. 1 и 2 изображены поля зацепления двух одинаковых пар косозубых колес с







K = 1, 2, 3..., где n - число кольцевых прорезей,
К - номер гармоники зубцовой частоты, на которой необходимо снизить уровень вибрации,
i - номер участка зубчатого венца, отсчитываемого от торца со стороны входа зубьев в зацепление,


при = 1
cos2Z



- cos3Z


при = 2
cos2Z



+ cos3Z



= 3(cos2Z


при = 3
cos2Z



- cos2Z



- cos3Z



Класс F16H1/08 с винтовыми, шевронными или подобными зубьями
Класс F16H1/02 без планетарных зубчатых колес