механизм отбора мощности

Классы МПК:F02B67/00 Двигатели, отличающиеся расположением вспомогательных устройств, не отнесенные к другим группам, например устройств, имеющих различные функции; приводы вспомогательных устройств двигателей, не отнесенные к другим группам
Патентообладатель(и):Шепиль Иван Иванович[UA]
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-05
публикация патента:

Использование: в машиностроении, в частности в транспортных силовых установках. Сущность изобретения: механизм отбора мощности двигателя внутреннего сгорания включает одноступенчатый зубчатый редуктор, связанную с ведомой шестерней редуктора дисковую муфту - сцепления. Выходной вал муфты с основным диском со штифтами установлен шарнирно в корпусе. На штифтах основного диска установлен приводной вал для размещения на нем дополнительных ведомых устройств. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ, содержащий корпус, установленный в нем одноступенчатый зубчатый редуктор, связанную с ведомой шестерней зубчатого редуктора дисковую муфту сцепления, включающую шарнирно расположенный в корпусе выходной вал и установленный на нем основной диск со штифтами, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, механизм отбора мощности снабжен приводным валом, установленным на штифтах основного диска.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, например, к транспортным силовым установкам.

Известна конструкция механизма отбора мощности (1), установленная в передней части трактора. Механизм содержит корпус, которых служит опорой для выходного и входного валов (входной вал расположен выше выходного вала) и ряд зубчатых колес, соединяющих валы. Охлаждаемая маслом муфта установлена в корпусе соосно входному валу. Охлаждающее масло поступает в муфту под действием насоса, приводимого от входного вала. Насос обеспечивает забор масла из корпуса для поддержания уровня масла внутри ниже муфты и сведения к минимуму потерь энергии на взбалтывание масла муфтой. В то же время уровень масла обеспечивает погружение в него по меньшей мере части зубчатых колес. На корпусе предусмотрена опора для поворотного шкворня передней оси редуктора.

Основным недостатком этого механизма является сложность и громоздкость конструкции, наличие гидросистемы и маслонасоса.

Известен также механизм отбора мощности, принятый за прототип, расположенный непосредственно в корпусе двигателя внутреннего сгорания, например Д4-Д8 Ленинградского завода "Красный Октябрь", представляющий собой одноступенчатый зубчатый редуктор с двухдисковой муфтой сцепления и механизмом управления сцеплением (2). Недостатком этой конструкции механизма является то, что отбор мощности с выходного вала редуктора может осуществляться только от звездочки цепной или шкива ременной передач. Так как в торце, в полости цапфы выходного вала редуктора, на котором размещается звездочка цепной передачи, размещено устройство управления сцеплением, то установить на этой цапфе другие приводные конструкции (конические, цилиндрические шестерни, устройства для крепления режущих инструментов и т.п.) не представляется возможным.

Кроме того, в конструкции отсутствуют устройства для запуска двигателя. Указанные недостатки значительно сужают область применения и эксплуатационные возможности силовых установок, усложняют общую конструкцию агрегатов.

Целью предлагаемого изобретения является расширение эксплуатационных возможностей механизма.

Указанная цель достигается тем, что механизм отбора мощности, содержащий корпус, установленный в нем одноступенчатый зубчатый редуктор, связанную с ведомой шестерней зубчатого редуктора дисковую муфту сцепления, включающую шарнирно расположенный в корпусе выходной вал и установленный на нем основной диск со штифтами, механизм отбора мощности снабжен приводным валом, установленным на штифтах основного диска.

На чертеже показан продольный разрез предлагаемого механизма отбора мощности.

Механизм отбора мощности содержит корпус 30, состоящий из двух частей, с крышками 1 и 23, установленными на винтах 41. В корпусе 30 на шарикоподшипниках 27 и 32, закрытых уплотнительными кольцами 33, установлен полый валик 31 с гайкой 12, втулкой 14 и пружиной 13. В полости валика 31 размещены шток 28, стержень 29, шарик 25, подпятник 26 и стержень 24. На цапфе валика 31 установлен основной диск 6 с шестью ступенчатыми штифтами (шпильками) 8, закрепленный гайкой 36 с подпружиненной шайбой 37. На шариках 7 диска 6 установлена шестерня 2 с вкладышами трения 5. На ступенчатых шпильках 8 свободно установлен ведомый диск 4, ведущий диск 3 с вкладышами трения 38 и наружный диск 34, соединенный со штоком 28 гайкой 35. На ступенчатых шпильках 8 посредством гаек 39 закреплен выходной (приводной) вал 21 с зубчатым венцом. Вал 21 проходит через отверстие крышки 1. На крышке 23 установлен палец 20, закрепленный штифтом 18. На пальце 20 посредством гайки 19 и шлицевого соединения установлен рычаг 16 муфты сцепления. Рычаг 16 соединен с тросом 15, расположенным в оболочке 9, закрепленной в стойке 10 с регулировочным винтом 11.

На второй цапфе валика 31 установлено устройство для запуска двигателя, состоящее из диска с храповым колесом 17, закрепленного гайкой 22 и шарнирно установленного рычага 40 с подпружиненным храповиком 41. Рычаг 40 с подпружиненным храповиком 42 (на черт. не показан) закреплен кольцом 43.

Механизм отбора мощности работает следующим образом.

При резком повороте рычага 40 храповик 42 входит в зубчатое зацепление с храповым колесом 17 и поворачивает валик 31, установленный на шарикоподшипниках 27 и 32, закрытых уплотнительными кольцами 33, размещенных в корпусе 30 и закрытых крышками 1, 23 и закрепленных винтами 41. С валиком 31 вращаются детали позиций 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 17, 24, 25, 26, 28, 29, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 21. От шестерни 2 вращение передается шестерне коленчатого вала двигателя (на черт. не показано). От коленчатого вала движение передается шатуну и поршню. В результате всаса и сжатия в кривошипной камере топливовоздушная смесь через окна поступает в цилиндр, сжимается поршнем, от искры свечи воспламеняется и двигатель работает. Для отключения выходного вала 21 при работающем двигателе натяжением троса 15, расположенного в оболочке 9 стойки 10 с регулируемым винтом 11, рычаг 16 соединен с пальцем 20 гайкой 19, а палец, закрепленный штифтом 18, поворачиваясь, упирается в стержень 24. Далее усилие передается шарику 25, подпятнику 26, штоку 28, стержню 29, втулке 14 и пружине 13. Пружина сжимается, наружный диск 34 отходит с гайкой 35 и освобождает вкладыши трения 5 и 38 и диски 3, 4 и 5. При этом шестерня 2 вращается на шариках 7, в то время как расположенный на штифтах 8 диска 6 валика 31 выходной вал 21 не вращается. Для плавного включения в работу выходного вала 21 необходимо плавно отпустить трос 15.

Преимущества заявленной конструкции по сравнению с прототипом состоят в расширении эксплуатационных возможностей механизма, упрощении конструкции и компоновки транспортных средств (особо сверхлегких).

Класс F02B67/00 Двигатели, отличающиеся расположением вспомогательных устройств, не отнесенные к другим группам, например устройств, имеющих различные функции; приводы вспомогательных устройств двигателей, не отнесенные к другим группам

двигатель внутреннего сгорания с наддувом -  патент 2519128 (10.06.2014)
основание для поршневого двигателя -  патент 2496015 (20.10.2013)
привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания -  патент 2495261 (10.10.2013)
бесшатунный двигатель внутреннего сгорания и устройство преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот -  патент 2476700 (27.02.2013)
двигатель внутреннего сгорания и привод распределительного вала -  патент 2465474 (27.10.2012)
транспортное средство -  патент 2425236 (27.07.2011)
установка компрессора на транспортной машине -  патент 2425234 (27.07.2011)
система синхронного ременного привода -  патент 2418960 (20.05.2011)
система ременной передачи с изменяемым передаточным отношением -  патент 2405952 (10.12.2010)
двигатель внутреннего сгорания с устройством против гидравлических ударов -  патент 2397341 (20.08.2010)
Наверх