землесосный снаряд

Классы МПК:E02F3/88 со всасывающими или нагнетательными устройствами, например землесосные снаряды или землесосные драги
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мустафаев Султан Фейзуллаевич,
Гордиенко Валерий Николаевич,
Невмержицкий Юрий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-09-18
публикация патента:

Использование: в области гидромеханизации. Сущность изобретения: землесосный снаряд содержит понтон с днищем и полозьями и двигатель внутреннего сгорания с выхлопной трубой. С целью оттаивания примерзших полозьев понтона при отрицательных температура полозья выполнены в виде коробчатых воздухопроводов, закрепленных по продольным кромкам понтона. Полость каждого воздухопровода соединена одним концом с выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания, а другим концом сообщается с атмосферой на уровне выше ватерлинии землесосного снаряда. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

ЗЕМЛЕСОСНЫЙ СНАРЯД, включающий плавучий понтон с днищем и полозьями и двигатель внутреннего сгорания с выхлопной трубой, отличающийся тем, что полозья выполнены в виде коробчатых воздухопроводов,закрепленных на днище по продольным кромкам понтона, причем полость каждого воздухопровода соединена одним концом с выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания через переключающую заслонку, а другим концом сообщается с атмосферой на уровне выше ватерлинии землесосного снаряда.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к малогабаритным землесосным снарядам, предназначенным для подводной разработки грунтов и донных отложений в озерах, прудах, отстойниках, других не сообщающихся между собой водоемах, и может быть использовано при добыче сапропеля, очистке дна от отложений, а также в гидротехническом строительстве, мелиорации, других областях промышленности.

Известны малогабаритные землесосные снаряды, которые применяют для работы в водоемах, куда невозможно доставка на плаву. Такие землесосные снаряды содержат плавучий понтон, грунтозаборный рабочий орган и, как правило, двигатель внутреннего сгорания с выхлопной трубой. Двигателями внутреннего сгорания оснащают все известные малогабаритные землесосные снаряды, что позволяет иметь источник энергии на борту и производить работы в автономном режиме в труднодоступных водоемах.

Известен разборный землесосный снаряд типа 200-50Р, который содержит центральный понтон, соединенный с боковыми понтонами при помощи балок, двигатель внутреннего сгорания с выхлопной трубой и грунтозаборный рабочий орган [1].Недостаток разборного землесосного снаряда типа 200-50Р состоит в неудобстве транспортировки от одного водоема к другому, поскольку для этого требуется открепить боковые понтоны от центрального понтона, загрузить по частям землесосный снаряд в автотранспортное средство с помощью грузоподъемного крана, а после транспортировки разгрузить и смонтировать на новом месте. Это требует значительной затраты труды, времени и материальных средств.

Известен также земснаряд, транспортируемый по суше в сборе и содержащий корпус в виде плавучего понтона, на котором установлен двигатель внутреннего сгорания с выхлопной трубой и механизм перемещения земснаряда, выполненный в виде опор с лебедками [2]. Предлагаемый земснаряд снабжен кронштейнами, закрепленными перпендикулярно бортам корпуса, и балансирами с блоками, установленными на кронштейнах. Трос лебедки одной из опор соединен одним концом с балансиром первого кронштейна, а другим концом - с балансиром второго кронштейна и лебедкой другой опоры. Каждая опора имеет оголовок и лыжное основание (полое). На днище понтона установлен накладной лист для предотвращения повреждения днища во время перемещения земснаряда по суше. Перемещение земснаряда по суше можно осуществлять в сборе за счет буксировки волоком с опорой понтона на полозья и накладной лист. При этом не требуется выполнять монтажно-демонтажные и погрузочно-разгрузочные работы. Недостаток земснаряда состоит в том, что при транспортировке в условиях отрицательных температур во время остановок и стоянок полозья примерзают к грунту и льду, в результате чего дальнейшее движение становится невозможным до наступления плюсовой температуры воздуха, либо требуется проведение трудоемких работ по освобождению понтона. Кроме того, боковые кромки понтона недостаточно надежно защищены от деформации и задиров при встрече понтона с камнями и валунами в процессе перемещения земснаряда по суше и мелководью, что может привести к потере плавучести понтона. Накладной лист, наваренный на всю поверхность днища понтона, кронштейны с балансирами, оголовками, лебедками и блоками значительно утяжеляют и конструктивно усложняют земснаряд, удорожают его изготовление.

Задача изобретения состоит в том, чтобы создать конструктивно простой и дешевый в изготовлении землесосный снаряд, который не примерзает к грунту или льду, а в случае примерзания легко может быть освобожден. При этом средство освобождения от примерзания должно одновременно защищать понтон от повреждений в процессе перемещений землесосного снаряда по суше и мелководью.

Поставленная задача решается тем, что в землесосном снаряде, содержащем плавучий понтон с днищем и полозьями, двигатель внутреннего сгорания с выхлопной трубой, согласно изобретению, полозья выполнены в виде коробчатых воздухопроводов, закрепленных на днище по продольным боковым кромкам понтона, причем полость каждого воздухопровода соединена одним концом с выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания через переключающую заслонку, а другим концом сообщается с атмосферой на уровне выше ватерлинии землесосного снаряда.

Выполнением полозьев в виде коробчатых воздухопроводов, закрепленных на днище по продольным боковым кромкам понтона, обеспечена защита боковых кромок понтона и днища от повреждений при ударах и трения о твердые препятствия. При этом повышена прочность углов понтона и увеличен просвет между опорной поверхностью полозьев и днищем понтона. Благодаря увеличенному просвету днище понтона располагается значительно выше поверхности грунта, что препятствует его примерзанию. Подсоединением полости каждого воздухопровода к выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания обеспечена возможность обогрева полозьев выхлопными газами от работы двигателя, что позволяет устранить примерзание полозьев и понтона. Расположением вторых концов воздухопроводов на уровне выше ватерлинии землесосного снаряда предотвращена возможность попадания воды в полость воздухопроводов при нахождении земснаряда на плаву.

Другие технические решения, содержащие признаки, изложенные в формуле изобретения в качестве отличительных, не известны, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию изобретательский уровень.

На фиг.1 изображен землесосный снаряд, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид слева; на фиг.3 - то же, вид слева; на фиг.4 - коробка распределения газовыхлопа в разрезе.

Землесосный снаряд содержит плавучий понтон 1, на котором установлены двигатель внутреннего сгорания 2, рубка 3 и грунтозаборный рабочий орган 4. На днище 5 понтона 1 по продольным боковым кромкам 6 и 7 закреплены коробчатые воздухопроводы 8 и 9, соединенные подводящим трубопроводом 10 с коробкой 11 распределения газовыхлопа, смонтированной на выхлопной трубе 12 двигателя 2. Концы 13 и 14 воздухопроводов 8 и 9 свободно сообщаются с атмосферой на уровне выше ватерлинии 15 землесосного снаряда. В коробке 11 на оси 16 установлена заслонка 17 с рукояткой 18.

Работает землесосный снаряд следующим образом. В процессе буксировки волоком и на стоянках землесосный снаряд опирается на коробчатые воздухопроводы 8 и 9. Днище 5 понтона 1 при этом располагается над поверхностью грунта или льда, вследствие чего предохраняется от задиров и деформаций в процессе перемещения снаряда и от примерзания к грунту или льду во время стоянок. При горизонтальных поворотах землесосного снаряда на суше и воде, а также при папильонировании на мелководье коробчатые воздухопроводы 8 и 9 защищают боковые кромки 6 и 7 понтона 1 от деформаций, что предотвращает потерю герметичности внутренней полости понтона 1 и плавучести землесосного снаряда. От заливания водой воздухопроводы защищены тем, что их концы 13 и 14 располагаются выше ватерлинии 15, т.е. выше уровня воды. В случае примерзания воздухопроводов 8 и 9 к грунту или льду во время стоянки или остановки включают двигатель внутреннего сгорания 2. Рукояткой 18 поворачивают заслонку 17 вокруг оси 16, перекрывая выхлопную трубу 12. Горячие выхлопные газы от работы двигателя 2 поступают по подводящему трубопроводу 10 в коробчатые воздухопроводы 8 и 9, нагревают их и выходят в атмосферу через концы 13 и 14. С нагревом воздухопроводов 8 и 9 происходит оттаивание примерзших участков понтона и землесосный снаряд освобождается для передвижения. При работе землесосного снаряда на плаву поворотом заслонки 17 вокруг оси 16 перекрывают подводящий трубопровод 10 и открывают выхлопную трубу 12 для прямого выхода газов в атмосферу.

Землесосный снаряд надежен в работе и удобен в эксплуатации в условиях отрицательных температур, особенно при частых перемещениях по суше, льду и мелководью.

Класс E02F3/88 со всасывающими или нагнетательными устройствами, например землесосные снаряды или землесосные драги

система драгирующего судна -  патент 2527101 (27.08.2014)
устройство для разработки и удаления грунта под водой -  патент 2524070 (27.07.2014)
грунтозаборное устройство -  патент 2517288 (27.05.2014)
тросовое устройство для рабочих перемещений земснаряда при строительстве и очистке канала от наносов -  патент 2473733 (27.01.2013)
устройство для добычи сапропеля естественной влажности -  патент 2447234 (10.04.2012)
устройство для поддержания майны вокруг земснаряда -  патент 2445422 (20.03.2012)
устройство для очистки водоемов -  патент 2439250 (10.01.2012)
устройство для добычи илистых отложений (варианты) -  патент 2418914 (20.05.2011)
устройство для подводной разработки горных пород -  патент 2400630 (27.09.2010)
грунтозаборное устройство землесосного снаряда -  патент 2390612 (27.05.2010)
Наверх