парашютная система дельтаплана

Классы МПК:B64D17/68 прикрепляемого к вершине основного купола 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственный союзный сибирский научно-исследовательский институт им.С.А.Чаплыгина
Приоритеты:
подача заявки:
1991-10-28
публикация патента:

Использование изобретения: средство спасения дельтаплана с пилотом с помощью парашюта при аварийной ситуации. Сущность изобретения: парашютная система дельтаплана состоит из контейнера 1 с крышкой 4 с размещенным в нем парашютом 2 со стропами. Контейнер 1 установлен в килевом кармане 5 дельтаплана на упругом элементе 8. Один конец упругого элемента 8 закрпелен на заднем конце килевой балки 10 дельтаплана, а другой конец закреплен на оси 7, установленной на боковых стенках контейнера, примыкающих к его донной части. На этой же оси 7 шарнирно закреплен выступающий элемент - серьга 11, удерживаемый посредством замкового приспособления. Крышка 4 контейнера 1 является одновременно вытягивателем парашюта и выполнена в виде стакана, образованного из двух шарнирно связанных и подпружиненных между собой в донной части половин, края которых выполнены параллельно продольной оси стакана и соединены - посредством ткани 17, растянутой подпружиненными спицами 16, шарнирно закрепленными одним концом в крышке. При этом крышка соединена с вершиной купола парашюта 2 стропами 18, закрепленными на краях крышки и на свободных концах спиц 16, причем корпус 1 контейнера выполнен из двух частей, шарнирно связанных параллельными его оси краями. Контейнер с крышкой 4 связан посредством запирающих элементов 20, запирающие части которого закреплены на сторонах окна, огибающего килевые карман 5 и балку 10 и образованного коромыслами 22, 23 и тросами 24 на задней тросовой растяжке 21 дельтаплана. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА ДЕЛЬТАПЛАНА, содержащая контейнер с крышкой, с размещенным в нем парашютом со стропами, связанными с центром тяжести дельтаплана, имеющего килевую балку с задней тросовой растяжкой, упругий элемент, связанный одним концом с выступающим элементом контейнера, удерживаемый посредством замкового приспособления, и вытягиватель парашюта, связанный с вершиной купола парашюта соединительным стропом, отличающаяся тем, что функции вытягивателя парашюта и крышки контейнера совмещены, для чего крышка контейнера выполнена в виде стакана, образованного шарнирно связанными подпружиненными между собой в донной части половинами, края которых выполнены параллельно продольной оси стакана и соединены с помощью ткани, растянутой подпружиненными спицами, шарнирно закрепленными одним концом на крышке, при этом крышка связана с вершиной купола парашюта стропами, закрепленными на краях крышки и на свободных концах спиц, причем корпус контейнера выполнен из двух частей, шарнирно связанных параллельными его оси краями, размещен в кармане килевой балки дельтаплана на упругом элементе и шарнирно связан через выступающий элемент с килевой балкой, а второй конец упругого элемента закреплен на заднем конце килевой балки дельтаплана, кроме того, контейнер связан с крышкой посредством запирающего приспособления, запирающие элементы которого закреплены на стороне тросового окна, огибающего килевые карман и балку и образованного коромыслами и тросами на задней тросовой растяжке дельтаплана.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к средствам спасения дельтаплана с помощью парашюта при аварийной ситуации.

Известна парашютная система дельтаплана, состоящая из тормозного парашюта, находящегося в сложенном виде, например, под сиденьем или на продольном лонжероне, или под опорным поясом. Трос парашюта связан с центром тяжести дельтаплана [1].

Однако данная система имеет недостаточно высокую эффективность, так как для раскрытия парашюта необходимо длительное время, что затрудняет опасение дельтаплана в случае полета на малой высоте. Это вызвано тем, что при аварийной ситуации пилоту необходимо выкинуть контейнер с парашютом вниз, где парашют раскрывается и только тогда занимает свое положение над спасаемым объектом. Кроме того, для присоединения парашюта к точке в центре тяжести дельтаплана необходимо опоясывать тросом парашюта аппарат по наружным обводам. Это приводит также к снижению эффективности, так как в процессе падения дельтаплана возможно его вращение, что может привести к запутыванию троса. Это затрудняет раскрытие парашюта и спасение дельтаплана.

Наиболее близким по достигаемому эффекту к предложенному техническому решению является парашютная система дельтаплана, содержащая контейнер с размещенным в нем парашютом и снабженный крышкой. В контейнер заложен элемент с метательным зарядом, являющийся вытягивателем парашюта [2]. Элемент связан с вершиной купола. На стропе закреплен защитный кожух из огнестойкого материала. Чехол заключает внутри себя по меньшей мере часть парашюта. Под парашютом в зоне днища контейнера предусмотрен выталкивающий элемент, перемещаемый относительно парашюта по внутренней стенке кожуха в продольном направлении посредством упругого элемента в виде спиральной пружины. Выталкивающий элемент заключает внутри себя объем для соединительного троса, ведущего от парашюта к точке крепления на дельталете. Выталкивающий элемент имеет на своей стороне, обращенной к днищу контейнера, трубчатый выступающий элемент, который проходит через отверстие в днище и удерживается в нем замковым приспособлением, после срабатывания замкового приспособления парашют перемещается посредством выталкивающего элемента к воспламенительному механизму ударного действия элемента с метательным зарядом, заряд при воспламенении вытягивает парашют из контейнера реактивной силой.

Использование такого выталкивателя парашюта приводит к недостаточной эффективности системы, так как пороховой метательный заряд является опасным в присутствии двигательного горючего и тонкой парашютной ткани. Кроме того, данная система является недостаточно экономичной, так как после осуществления выброса парашюта для дальнейшего ее использования необходима установка в контейнере нового метательного заряда, что значительно увеличивает переналадки системы.

Технический результат, получаемый при использовании изобретения, заключается в повышении эффективности и экономичности системы.

Технический результат достигается тем, что в парашютной системе дельтаплана, содержащей контейнер с крышкой с размещенным в нем парашютом со стропами, связанными посредством троса с центром тяжести дельтаплана, имеющими килевую балку с задней тросовой растяжкой, упругий элемент, связанный одним концом с выступающим элементом, удерживаемым посредством замкового приспособления, и вытягиватель парашюта, связанный с вершиной купола соединительным стропом, функции крышки контейнера и вытягивателя парашюта совмещены, для чего крышка контейнера выполнена в виде стакана, образованного из двух шарнирно связанных и подпружиненных между собой в донной части половин, края которых выполнены параллельно продольной оси стакана и соединены посредством ткани, растянутой подпружиненными спицами, шарнирно закрепленными одним концом в крышке, при этом крышка связана с вершиной купола парашюта стропами, закрепленными на краях крышки и на свободных концах спиц, причем корпус контейнера выполнен из двух частей, шарнирно связанных параллельными его оси краями, размещен в кармане килевой балки дельтаплана на упругом элементе и шарнирно связан через выступающий элемент с килевой балкой, а другой конец упругого элемента с растяжением закреплен на заднем конце килевой балки дельтаплана, кроме того, контейнер связан с крышкой посредством запирающего приспособления, запирающие элементы которого закреплены на сторонах тросового окна, огибающего килевой карман и балку и образованного коромыслами и тросами на задней тросовой растяжке дельтаплана.

Размещение контейнера на упругом элементе, связь контейнера с выступающим элементом упругого элемента, закрепление с растяжением второго конца упругого элемента на заднем конце килевой балки и связь контейнера с крышкой посредством запирающего приспособления, запирающие части которого закреплены на тросовой растяжке дельтаплана, позволяют осуществлять выброс контейнера с крышкой из килевого кармана за счет усилия, возникающего при сжатии упругого элемента с одновременным отпиранием их относительно один другого. При этом конструктивное выполнение крышки и связь ее с парашютом позволяют при выбросе принимать форму парашюта, выполняющего роль вытяжного, и под действием на него потока воздуха обеспечивать вытягивание основного парашюта из контейнера, помогая при этом его раскрытию, а конструктивное выполнение контейнера обеспечивает возможность извлечения из него парашюта без усилия.

Таким образом, выброс парашюта из контейнера осуществляется за счет конструктивного выполнения системы с использованием воздействия набегающего потока воздуха, что позволяет повысить безопасность системы, а следовательно, и ее эффективность. Причем приведение в действие парашютной системы после ее использования не требует введения в нее новых элементов, что позволяет обеспечить ее многократное использование и повысить ее экономичность.

На фиг. 1 представлена предлагаемая парашютная система, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - узел I на фиг.1; на фиг.5 - вид по стрелке В на фиг.1.

Жесткий контейнер 1 с уложенным в нем парашютом 2 со стропами и соединительным фалом 3 снабжен крышкой 4 и установлен в килевом кармане 5 дельтаплана. Корпус контейнера 1 имеет продолговатую форму и состоит из двух частей, связанных шарниром 6 по кромкам, параллельным его оси. Нижняя часть контейнера 1, примыкающая к его донной части, выполнена со скосом относительно боковых стенок контейнера 1. На выступающих относительно этого скоса боковых стенках контейнера 1 установлена ось 7, на которой закреплен упругий элемент 8, представляющий собой пакет амортизационных шнуров, пропущенных под корпусом контейнера 1. Второй конец упругого элемента 8 с натяжением закреплен на оси 9, расположенной на удаленной килевой балке 10 дельтаплана. Для этого каждый амортшнур растянут и карабинами закреплен на оси 9. Кроме того, на оси 7 установлен выступающий элемент, выполненный в виде соединительной серьги 11. Соединительная серьга 11 удерживается посредством замкового приспособления, представляющего собой проушину 12, выполненную из двух пластин и закрепленную на килевой балке 10, и чеку 13 с вытяжным кольцом 14, проходящую через отверстие в проушине 12 и соединительную серьгу 11. Крышка 4 установлена на корпусе контейнера 1 внахлест и выполнена в виде стакана, состоящего из двух симметричных частей, связанных между собой в донной части посредством шарнира 15 с установленными в нем пружинами, работающими на отпирание. В донной части крышки шарнирно установлены пружинные спицы 16 с закрепленной на них тканью 17, связанной с краями частей крышки 4, параллельными ее оси. Крышка 4 связана с уздечкой купола парашюта 2 посредством стопоров 18, закрепленных на свободных концах подпружиненных спиц 16. На каждой части крышки 4 и корпуса 1 установлены по две серьги 19 для запирания контейнера посредством двух запирающих элементов, выполненных в виде чек 20, причем серьги крышки установлены под обтекателями для исключения возможности случайного отпирания запорного приспособления. Чеки 20 закреплены на тросовом окне, являющемся продолжением задней тросовой решетки 21 крыла дельтаплана и служащего для устранения препятствия на пути движения контейнера 1. Окно состоит из верхнего коромысла 22, соединенного с тросовой растяжкой 21, нижнего коромысла 23, закрепленного на килевой балке 10, например, посредством болтового соединения, и двух тросов 24, соединяющих концы коромысла 22 и 23. Причем чеки 20 закреплены на коромыслах тросовой растяжки посредством фалов 25. Длина фалов определяется размерами корпуса контейнера по его оси. Фал 3 парашюта 2 пропущен между контейнером 1 и крышкой 4, уложен в кармане 5, образуя при этом петлю для свободного хода контейнера 1 и огибая крыло дельтаплана.

Парашютная система работает следующим образом.

При возникновении аварийной ситуации пилот дельтаплана дергает за вытяжное кольцо 14, при этом чека 13, выскальзывая из отверстия проушины 12, освобождает соединительную серьгу 11, и контейнер 1 начинает движение назад относительно направления полета вдоль килевой балки 10 под действием сжимающего упругого элемента 8.При выходе донной части контейнера 1 из килевого кармана 5 за пределы тросового окна происходят натяжение фал и расчековка соединительных чек 20, которые выходят из серег 19 и повисают на коромыслах 22,23 тросового окна. После этого крышка 4 раскрывается под действием пружин по шарниру 15, пружинные спицы 16 распрямляются, натягивая ткань 17 веером. Крышка 4 принимает форму парашюта, который под действием потока воздуха вытягивает посредством строп 18 основной парашют 2. Корпус контейнера 1 повисает на упругом элементе 8 и на оси 9 килевой балки 10 и одновременно раскрывается посредством шарнира 6, обеспечивая возможность самопроизвольного извлечения парашюта 2 из контейнера 1. Извлеченный из контейнера основной парашют раскрывается под действием набегающего потока воздуха, освобождая свои стропы и соединительный фал 3. При достижении парашютом 2 высоты дельтаплан зависает на парашюте 2 в естественном положении. После приземления парашют 2 со стропами и частью соединительного фала 3 укладывают в контейнер 1 и закрывают крышкой 4. Контейнер 1 размещают в килевом кармана 5. Серьги 19 корпуса и крышки контейнера фиксируют относительно друг друга чеками 20. Натягивая упругий элемент 8, фиксируют посредством чеки 13 соединительную серьгу 11 относительно проушины 12. После этого парашютная система готова к повторному использованию.

Наверх