смоточно-размоточное устройство

Классы МПК:G01V1/16 приемники сейсмических сигналов
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мацко Григорий Константинович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-16
публикация патента:

Использование: в сейсморазведочных работах, в частности в подъемно-транспортном устройстве. Сущность изобретения: устройство включает каркас с передними и задними стойками. Каркас с одной стороны смонтирован на колесе, конструктивно совмещенным с ведущим барабаном, а с другой - прицепляется к транспортному средству с помощью крестообразного шарнира. Для направления косы на транспортное средство при смотке, а при размотке - с транспортного средства, на каркасе установлена под острым углом к платформе транспортного средства направляющая труба с двумя положениями фиксации над колесом-барабаном. На нижнем конце направляющая труба имеет две шарнирно установленные рамки с прижимным и промежуточным роликами, и верхнее и нижнее окно против колеса-барабана, что позволяет при смотке прижимать сейсмическую косу прижимным роликом к колесу-барабану, а при размотке - к промежуточному ролику в полости направляющей трубы. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

СМОТОЧНО-РАЗМОТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее транспортное средство с платформой, подборочный механизм с ведущим барабаном, направляющий механизм и прижимные ролики для прижатия сейсмической косы к ведущему барабану, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности и улучшения процесса синхронизации движения транспортного средства и сейсмической косы, ведущий барабан выполнен в виде колеса, соединенного с транспортным средством посредством крестообразного шарнира, а в качестве направляющего механизма использована труба, расположенная под острым углом к платформе транспортного средства и снабженная окнами для размещения обода колеса и прижимного ролика, при этом промежуточный прижимной ролик посредством рамки шарнирно закреплен на нижнем конце трубы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сейсморазведочным работам, а также к области подъемно-транспортного машиностроения.

Известна установка для подборки сейсмических кос, содержащая транспортное средство с кузовом, установленный в кузове транспортного средства подборочный агрегат и механизм прижима сейсмической косы к несущей ленте [1].

Установка работает только при работающем двигателе транспортного средства (автомобиля), который передает вращение через коробку отбора мощности генератору, приводящему во вращение электродвигатель, кинематически связанный с подборочным агрегатом, включающий систему управления, роликовый ленточный конвейер и механизм прижима сейсмической косы к несущей ленте, которая подает сейсмическую косу в одностороннем направлении, при погрузке (смотке).

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для смотки-размотки сейсмических кос, содержащее транспортное средство с платформой, расположенный на ней подборочный механизм с ведущим барабаном, направляющий механизм и прижимные ролики для прижатия сейсмической косы [2] . Ведущий барабан подборочного механизма кинематически связан с электродвигателем муфтой сцепления с заданным крутящим моментом проскальзывания и системой управления.

К недостаткам устройства относится низкая производительность по причине недостижения полной синхронности движения транспортного средства и сейсмической косы.

Задачей изобретения является усовершенствование смоточно-размоточного устройства путем замены системы вращения ведущего барабана на его кочение по земле в целях достижения полной синхронности движения транспортного средства и сейсмической косы в разных условиях рельефа местности и маневренности, обеспечивающих повышение производительности.

Это достигается тем, что смоточно-размоточное устройство, содержащее транспортное средство с платформой, подборочный механизм с ведущим барабаном, направляющий механизм и прижимные ролики для прижатия сейсмической косы к ведущему барабану, с целью повышения производительности и улучшения синхронизации движения транспортного средства и сейсмической косы ведущий барабан выполнен в виде колеса, соединенного с транспортным средством посредством крестообразного шарнира, а в качестве направляющего механизма использована труба, расположенная под острым углом к платформе транспортного средства и снабженная окнами для размещения обода колеса и прижимного ролика, при этом промежуточный ролик посредством рамки шарнирно закреплен на нижнем конце трубы.

В результате такого конструктивного решения достигается полная синхронность движения транспортного средства и сейсмической косы за счет достижения равенства линейных скоростей транспортного средства и сейсмической косы, что позволяет увеличить производительность за счет выбора оптимальных скоростей смотки и размотки сейсмических кос. Работа смоточно-размоточного устройства возможна только при движении транспортного средства независимо от работы или наличия двигателя транспортного средства в условиях разного рельефа местности и маневренности.

Кроме того, повышение производительности достигается и за счет прицепной конструкции смоточно-размоточного устройства, что позволяет освободить платформу транспортного средства от устройства и повысить объем загрузки (приемки) сейсмических кос, сокращающий количество рейсов при перевозке их с профиля на профиль.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство в процессе смотки сейсмической косы; на фиг.2 - то же, в процессе размотки; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1.

Смоточно-размоточное устройство содержит каркас 1 в виде тележки с передними 2 и задними 3 стойками, смонтированный на колесе-барабане 4, который прицепляется к транспортному средству 5 с помощью крестообразного шарнира 6, для чего между передними стойками 2 вварены вставки 7 с отверстиями под вертикальную ось 8, а на транспортном средстве 5 (рядом с рамой 9) под платформой 10 жестко закреплены балки 11 с отверстиями для горизонтальной оси 12 шарнира 6.

На передних стойках каркаса 2 на шарнире закреплена направляющая труба 13, которая удерживается над колесом-барабаном 4 между задними стойками 3 в верхнем положении винтовыми фиксаторами 14, в нижнем - фиксаторами 15. Против колеса-барабана 4 (над ним) направляющая труба 13 имеет окна, верхнее 16 и нижнее 17, по бокам которых труба упрочнена планками 18 с гнездами 19 под винтовые фиксаторы 14 и 15.

На противоположном конце планок 18 шарнирно закреплена рамка 20 с промежуточным роликом 21 и винтовыми фиксаторами 22, а также закреплены сверху на конце планок 18 кронштейны 23, на которых шарнирно установлена рамка с пружиной 25 и роликом 26. Кроме того, кронштейны 23 имеют отверстия 27 под винтовые фиксаторы 22.

Смоточно-размоточное устройство работает следующим образом.

При транспортировке направляющая труба 13 зафиксирована в верхнем положении винтовыми фиксаторами 14. Рамка 20 с промежуточным роликом 21 установлена перпендикулярно к направляющей трубе 13 с помощью винтовых фиксаторов 22.

Для осуществления смотки сейсмической косы 28 ее конец (начало) направляется в направляющую трубу 13 до выхода ее в нижнем окне 17 под прижимной ролик 26. Направляющая труба 13 освобождается вывинчиванием фиксаторов 14, опускается и (устанавливается) фиксируется винтовыми фиксаторами 15. В таком положении начало косы 28 становится прижатым роликом 26 к колесу-барабану 4 под воздействием пружины 25.

При движении транспортного средства по профилю вдоль вытянутой косы колесо-барабан 4 перекатывается по поверхности земли и подает сейсмическую косу 28 по направляющей трубе 13 со скоростью, равной линейной скорости колеса-барабана. Благодаря жесткости сейсмическая коса 28 скользит по внутренней поверхности трубы 13, вылетает и падает петлями "навалом" на платформу 10 транспортного средства, а возникающие колебания верхнего конца трубы 13 под воздействием рельефа на колеса транспортного средства и колесо-барабан 4 способствуют более равномерной загрузке сейсмической косы 28 по всей площади платформы 10.

Смотав (погрузив) секцию сейсмической косы, конец (окончание) косы 28 вынимают из верхнего конца направляющей трубы 13 и закрепляют в ячейку 29 с помощью подпружиненной скобы 30. Такая укладка возможна только при ступенчатой форме соединений сейсмических кос. При поступательном утолщении соединений сейсмических кос укладка концов сейсмических кос в ячейку 29 отсутствует.

Смотку последующих секций сейсмических кос 28 производят в том же порядке, до полной загрузки транспортного средства.

Размотку сейсмической косы производят в таком порядке.

Конец последней секции косы 28 освобождается от воздействия скобы 30, вынимают с ячейки 29 и направляют в направляющую трубу 13 сверху-вниз до выхода из нижнего окна 17 под прижимной ролик 26. Вывинчиваются винтовые фиксаторы 22, освобождается рамка 20 и проворачивается против часовой стрелки до соприкосновения ролика 21 с колесом-барабаном 4. Затем освобождается направляющая труба 13 вывинчиванием винтовых фиксаторов 15, и приподнимается (до поперечной перекладины 31). Вышедший конец сейсмической косы 28 из нижнего окна 17 направляют так, чтобы он находился под прижимным роликом 26. В таком положении рамка 20 с роликом 21 еще проворачивается до соприкосновения ролика 21 с косой 28. Направляющая труба 13 опускается в нижнее положение и фиксируется винтовыми фиксаторами 14.

При движении транспортного средства по профилю колесо-барабан 4 перекатывается по поверхности земли и проворачивает соприкасающийся с ним промежуточный ролик 21, который подает прижатую к нему косу в противоположном направлении вращению колеса-барабана с транспортного средства 5 на землю со скоростью, равной линейной скорости колеса-барабана и транспортного средства. Возникающие колебания верхнего конца направляющей трубы 13 под воздействием рельефа на колеса транспортного средства и колесо-барабан 4 способствуют переходу сейсмической косы 28 из "навального" состояния в вытянутое, без петель (изгибов), образовавшихся при падении на платформу 10 в процессе смотки.

Если сейсмическая коса 28 уложена на платформу 10 секциями, когда концы сейсмической косы находятся в ячейках 29, то, размотав первую секцию, приступают к размотке второй секции в том же порядке.

Использование устройства выгодно в повышении производительности работ и в снижении их энергоемкости, отличается простотой изготовления без трудоемких узлов (коробки отбора мощности, генератора, электродвигателя, муфты сцепления), повышает эффективность использования транспортного средства.

Класс G01V1/16 приемники сейсмических сигналов

система и способ сбора сейсмических данных -  патент 2523734 (20.07.2014)
получение скорректированных по наклону сейсмических данных в модуле многоосного сейсмического датчика -  патент 2519513 (10.06.2014)
комбинированный гидроакустический приемник для гибкой протяженной буксируемой антенны -  патент 2501043 (10.12.2013)
устройство для закрепления сейсмодатчиков в скважинном приборе -  патент 2494417 (27.09.2013)
скважинный трехкомпонентный цифровой акселерометр -  патент 2488849 (27.07.2013)
наземный блок для регистрации сейсмических данных -  патент 2484502 (10.06.2013)
устройство для определения направления на источник сигнала -  патент 2484495 (10.06.2013)
сейсмометр -  патент 2477501 (10.03.2013)
способ распознавания сейсмического события и сейсмический детектор для его осуществления -  патент 2475779 (20.02.2013)
сейсмометр -  патент 2473929 (27.01.2013)
Наверх