способ определения дальности в доплеровских измерителях вектора скорости для летательных аппаратов
Классы МПК: | G01S13/42 одновременное измерение дальности и других координат |
Автор(ы): | Бирюков Ю.В., Выдревич М.Б., Колчинский В.Е., Лопухов В.А., Процеров В.И., Фитенко В.В. |
Патентообладатель(и): | Московский научно-исследовательский институт приборостроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-10 публикация патента:
30.08.1994 |
Использование: радиолокационные устройства одновременного измерения составляющих вектора скорости и высоты для вертолетов и космических аппаратов. Сущность изобретения: цель облучают частотно-модулированным (ЧМ) сигналом, при этом модуляцию сигнала осуществляют сигналом, непрерывно изменяющимся по частоте по ступенчато-пилообразному закону с заданной величиной скачка частоты на ступеньку, и длительностью ступеньки с возможностью измерения фазы на ней. По измеренным значениям фазы и скачкам фазы от ступеньки к ступеньке определяют дальность, при этом обеспечивается ликвидация высотных провалов, возникающих при использовании ЧМ с высокой частотой модуляции. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ В ДОПЛЕРОВСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЯХ ВЕКТОРА СКОРОСТИ ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, заключающийся в том, что цель (отражающую поверхность) облучают частотно-модулированным сигналом, принимают отраженный сигнал, измеряют фазу отраженного сигнала на частоте модуляции относительно фазы излученного сигнала, по измеренной величине определяют дальность до цели (отражающей поверхность), отличающийся тем, что частотную модуляцию сигнала, облучающего цель (отражающую поверхность), осуществляют сигналом с изменяющейся по ступенчатопилообразному закону частотой с известной величиной скачка частоты от ступеньки к ступеньке, а в принятом сигнале на каждой ступеньке измеряют сдвиг фазы



Ri =


где c - скорость света,
а по величине приращения сдвига фазы от ступеньки к ступеньке


R = Ri +

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к автономным навигационным устройствам для летательных аппаратов, в частности к радиолокационным устройствам одновременного измерения составляющих вектора скорости и высоты для вертолетов и космических аппаратов. Известны доплеровские измерители скорости (ДИСС) со встроенными различного типа каналами измерения дальности по лучам антенны, высоты и местной вертикали. Journal of the Institute of Navigation (G.B.) 1960, 1, V.13, N 1, р.96-98; Journal of the Institute of Navigation (G.B.) 1966, 1, V.29, N 1, р.75-77. К недостаткам известных систем следует отнести ограниченность измерения дальности и высоты, а также необходимость внешнего сигнала для переключения режима "с вобуляцией" или "без вобуляции", т.е. необходим отдельный высотомер. Известен способ определения дальности в доплеровских измерителях скорости, высоты и местной вертикали ДИССВ, обеспечивающий выполнение всех указанных функций в ограниченном диапазоне высот (порядка до 1000 м), а измерение скоростей - до высот, определяемых энергетическим потенциалом. К недостаткам такого способа относится необходимость на борту летательного аппарата отдельного высотомера для работы на больших высотах и для переключения режима работы (включение-выключение) "вобуляции"), что делает устройство неавтономным, усложняет взаимодействие аппаратуры, увеличивает общий вес аппаратуры и усложняет взаимодействие при перевозке грузов на внешней подвеске на больших высотах. Целью изобретения является обеспечение высокой точности измерения углов наклона местной вертикали (дальностей по лучам антенны) на малых высотах с одновременным обеспечением измерения дальностей в лучах антенны, высоты и других данных на больших высотах, в том числе и при полетах с грузом на подвеске, с сохранением энергетических характеристик по измерению скоростей на уровне ДИСС с ЧМ, не имеющих измерителей дальностей. Предлагаемое техническое решение - вобуляция частоты модулирующего сигнала по ступенчато-пилообразному закону, обеспечивает ликвидацию так называемых высотных провалов, возникающих при использовании ЧМ с высокой частотой модуляции для получения точности при измерении дальностей по лучам антенны на малых высотах, а также позволяет измерять большие дальности, превышающие 1/2 ТмС (где С - скорость света, Тм - период модулирующей частоты) с достаточно высокой точностью, а также ликвидировать отдельный высотомер. Появление фазовой ошибки в тракте приемника на разных модулирующих частотах предлагается компенсировать либо с помощью специального фильтра, имеющего частотно-фазовые характеристики, аналогичные приемнику, либо введением сигнала калибровки для всего набора модулирующих частот. На чертеже изображено устройство для осуществления предлагаемого способа. СВЧ-генератор 1 является источником излучаемой мощности. Фидерный тракт 2 обеспечивает канализацию СВЧ-мощности к антенне, распределение ее по лучам, а также канализацию отраженной мощности к приемнику. Антенна 3 обеспечивает излучение и прием по 3-4 лучам сигналов в направлении к земной поверхности. Генератор синусоидального модулирующего сигнала 4 обеспечивает частотную модуляцию сигнала СВЧ-генератора с одновременным созданием опорного сигнала для приемника. Блок управления частотой модулирующего сигнала 5 предназначен для обеспечения изменения частоты модуляции в соответствии с принятым законом вобуляции в виде ступенчато-пилообразной функции либо "без вобуляции" по сигналу из вычислителя высоты. Синхронизатор 6 предназначен для привязки сигналов модуляции, вобуляции с точностью до фазы и выдачи синхросигналов в устройство обработки и вычислитель. Приемник 7 на промежуточной частоте, соответствующей первой гармонике частоты модуляции, выполнен по схеме, обеспечивающей с помощью квадратурных преобразований сигнала выделение сигналов доплеровской частоты с учетом знака и выделения запаздывания фазы отраженного сигнала на частоте модуляции. Измеритель доплеровских частот 8 обеспечивает фильтрацию доплеровского сигнала и преобразование значения частоты в код. Измеритель фазы 9 задержанного сигнала обеспечивает измерение фазы отраженного сигнала на интервале длительностью одной ступеньки (интервала постоянства частоты модуляции) и выдает ее значение в виде кода. Вычислитель 10 выполнен на основе ЭВМ и обеспечивает вычисление составляющих скорости по частотам в лучах антенны, вычисление дальностей по измеренным запаздываниям фазы как в режиме "без вобуляции" для малых высот, так и для режима "с вобуляцией" для работы на больших высотах. На основе измеренных значений дальностей в лучах антенны определяется высота и углы местной вертикали. Фильтр 11 опорного сигнала модуляции обеспечивает сдвиг фазы опорного сигнала в соответствии с запаздыванием фазы отраженного сигнала в тракте приемника на разных частотах модуляции с целью компенсации фазовой ошибки в приемнике. Предлагаемый ДИССВ работает следующим образом. Сигнал СВЧ-ЧМ генератора 1 через фидерное устройство 2 поступает в антенну 3 и излучается по направлению к земле по трем (четырем) лучам. Отраженный от земной поверхности сигнал в каждом из лучей антенны через фидерный тракт направляется в приемник 7. Отраженный сигнал вследствие наличия скорости смещен по частоте, а также задержан за счет времени распространения по отношению к излученному сигналу. В качестве гетеродинного сигнала используется часть мощности передатчика, которая предварительно преобразуется в два сигнала, сдвинутые по фазе на
U(t)=A cos[



tотр - время задержки сигнала за счет распространения до земли и обратно;
tг - время задержки сигнала гетеродина;




На интервале высот, соответствующих дальностям по лучам антенны, удовлетворяющим выражению (2) с 20-30%-ным запасом, ДИССВ работает без вобуляции модулирующей частоты. При этом измеритель фазы работает тактами длительностью 2-4 периода низкой частоты










К - количество целых периодов частоты






K=





R=





С - скорость света. По полученным значениям дальностей по лучам антенны легко вычисляется высота полета либо по данным от всех лучей, либо для режима с грузом на подвеске только по двум лучам. Использование изобретения позволяет при сохранении общей схемы построения ДИСС с ЧМ для вертолетов обеспечить измерение высоты в широком диапазоне высот с сохранением высокой точности измерения местной вертикали для осуществления слепой посадки любых летательных аппаратов, а также измерение высоты при наличии подвески груза.
Класс G01S13/42 одновременное измерение дальности и других координат