способ определения расхода жидкости в трубопроводе большого диаметра
Классы МПК: | G01F1/34 измерением давления или перепада давления |
Автор(ы): | Авдеев Е.Ф., Белозеров В.И., Кузеванов В.С., Грошев А.И. |
Патентообладатель(и): | Обнинский институт атомной энергетики |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-02-28 публикация патента:
30.08.1994 |
Использование: для измерения расхода в контурах циркуляции с большими диаметрами трубопровода на атомных или тепловых электростанциях, где установка датчика расходомера в магистраль невозможна. Сущность изобретения: устройство содержит штуцеры 1,2, врезанные в трубопровод Т, дифференциальный манометр 3, импульсные трубки 4 с вентилями 5, отводную линию 6 с вентилями 7 и расходомер 8. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА ЖИДКОСТИ В ТРУБОПРОВОДЕ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА, включающий измерения перепадов давления на участке трубопровода, содержащем отводную линию, последовательно при открытой и закрытой отводной линии и обработку результатов измерений, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения в трубопроводах большого диаметра за счет учета изменения гидравлических и геометрических характеристик трубопровода, дополнительно измеряют расход



где




Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, в частности, для измерения расхода жидкости в контурах циркуляции с большими диаметрами трубопровода на атомных или тепловых электростанциях, где установка датчиков традиционных расходомеров в магистраль невозможна по условиям эксплуатации и/или нежелательна из-за повышения затрат на собственные нужды вследствие появления дополнительных местных сопротивлений. Известен способ определения расхода жидкости, при котором измеряют разность давлений на участке байпасного трубопровода и на участке трубопровода, расположенном последовательно по потоку, определяют расход в байпасном трубопроводе и судят о расходе в трубопроводе [1]. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ определения расхода жидкости, при котором измеряют перепад давления на участке трубопровода с байпасной линией, гидравлическое сопротивление которой известно, и на участке, следующем за ним по потоку, один раз с закрытой байпасной линией, а другой раз - с открытой, и по полученным значениям судят об искомой величине [2]. Однако известный способ имеет недостатки. Практика определения расходов показывает, что гидравлическое сопротивление байпасной линии (Sб) не является постоянной величиной, так как коэффициент гидравлического сопротивления трения, входящий в Sб, меняется с изменением расхода и числа Рейнольдса, а в процессе эксплуатации - в зависимости от изменения шероховатости и площади поперечного сечения. Неучет изменения гидравлического сопротивления приводит к погрешности в расчете расхода в байпасной линии, что в конечном счете сказывается на определении расхода в трубопроводе, который будет завышен по сравнению с действительным значением. Целью изобретения является повышение точности определения расхода жидкости путем учета изменений геометрических и гидравлических характеристик трубопровода и отводной линии в процессе эксплуатации. Для этого при способе определения расхода жидкости в трубопроводе, включающем измерения перепадов давлений на участке трубопровода, содержащем отводную линию, последовательно при открытой и закрытой отводной линии, дополнительно измеряют расход Q2 в отводной линии, оба измерения перепадов давлений производят на участке трубопровода за точкой присоединения отводной линии, а искомую величину расхода Q определяют по формуле Q =










S =




S1=




D и F - соответственно внутренний диаметр и площадь поперечного сечения трубопровода. С учетом выражений (3), (4) после деления (1) на (2), получают



При выполнении условия (




Q = Q1 + Q2, где Q2 - расход в отводной линии. Поставляя (6) в (5), получают





После несложных преобразований выражения (7) получают формулу для определения расхода в трубопроводе
Q =

Коэффициенты сопротивления










Q=








Sб - гидравлическое сопротивление отводной (байпасной - по прототипу) линии;
р - соответствует расчетному первоначальному значению. Эта погрешность связана с изменением Sб в процессе эксплуатации и составляет 10-20%. П р и м е р. Sбр = 49 с2/м5;
Sб = 64 с2/м5


Кроме того, при способе увеличится оперативность, так как по сравнению с прототипом уменьшится число измерений исходных данных, по которым определяют расход.
Класс G01F1/34 измерением давления или перепада давления