механизированный щитовой комплекс для сооружения тоннелей со сборной обжатой в породу обделкой
Классы МПК: | E21D9/00 Туннели или выработки с креплением или без него; способы или устройства для их проходки; планировка туннелей или выработок |
Автор(ы): | Васильков А.И., Гуцко В.А., Деревянко В.И., Зайцев А.А., Иванов В.Г., Кулагин Н.И., Марков В.А., Розенгауз Б.М., Христофоров С.Л. |
Патентообладатель(и): | Ленинградский государственный проектно-изыскательский институт "Ленметрогипротранс" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1988-09-19 публикация патента:
30.08.1994 |
Использование: в области тоннеле- и метростроении. Сущность изобретения: механизированный щитовой комплекс содержит механизированный щит с щелевым режущим органом роторного типа, установленный на главном валу привода с гидромоторами, каждый из которых через зубчатую передачу связан с главным валом. Гидросистема каждого гидромотора выполнена в виде одного съемного монтажного блока с соединениями ее элементов постоянными трубопроводами и установлена на подвижной каретке привода режущего органа. Рольганг укладчика снабжен консольными роликами, установленными оппозитно в шахматном порядке с возможностью опирания на внутреннюю поверхность блока обделки не менее чем на три пары роликов. Нижние концы дуг рольганга укладчика снабжены шарнирно складывающимися упорами. Механизированный щитовой комплекс содержит также конвейерный блокоукладчик и транспортный мост с передней и задней опорами. Задняя опора транспортного моста выполнена с возможностью его смещения относительно оси механизированного щита в горизонтальной плоскости посредством винтового устройства, кинематически связывающего транспортный мост с верхней частью задней опоры. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
Формула изобретения
МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ЩИТОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СООРУЖЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ СО СБОРНОЙ ОБЖАТОЙ В ПОРОДУ ОБДЕЛКОЙ, содержащий механизированный щит с щелевым режущим органом роторного типа, установленный на главном валу привода с гидромоторами, каждый из которых связан с одной стороны с главным валом привода, конвейерный блокоукладчик, транспортный мост с передней и задней опорами, отличающийся тем, что , с целью повышения эффективности в работе и повышения надежности комплекса, гидромоторы связаны с главным валом через зубчатую передачу, гидросистема каждого гидромотора снабжена гидронасосом с регулируемым объемом жидкости и выполнена в виде одного монтажного блока с соединениями ее элементов постоянными трубопроводами, смонтированного на подвижной каретке привода режущего органа с возможностью замены любого ее монтажного блока в работающем комплексе, рольганг укладчика снабжен консольными роликами, установленными оппозитно в шахматном порядке с возможностью опирания на внутреннюю поверхность блока обделки не менее чем на три пары роликов, а нижние концы дуг рольганга - складывающимися упорами, задняя опора транспортного моста выполнена с возможностью его смещения относительно оси механизированного щита в горизонтальной плоскости посредством винтового устройства, кинематически связывающего транспортный мост с верхней частью задней опоры.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к тоннеле- и метростроению, конкретнее к механизированным щитовым комплексам для сооружения тоннелей со сборной обжатой в породу обделкой диаметром 4,03 м в устойчивых породах типа протерозойских глин. Известен немеханизированный проходческий щит с ручной разработкой породы для сооружения коллекторных тоннелей диаметром 4,03 м. Недостатками этого щита являются невозможность механизированной разработки породы, отсутствие в составе щита укладчика тоннельной обделки, низкая скорость сооружения тоннеля, высокие трудозатраты. Известны первые отечественные механизированные щиты на строительстве метрополитена диаметром 5,6 м в Ленинграде в 1949-1952 гг. Эти щиты имели шестидисковый резцовый рабочий орган планетарного типа мощностью 100 кВт. Он был рассчитан на работу в протерозойских глинах. На Московском метрополитене мехщит был применен в 1952 г. Рабочий орган (двухдисковый планетарного действия) был оснащен стержневыми резцами. Привод рабочего органа (двухмоторный) общей мощностью 110 кВт. Щит был предназначен для проходки тоннелей диаметром 6 м в устойчивых грунтах средней крепости не более 250 кг/см2. Конструкция рабочих органов щитов в значительной мере зависит от инженерно-геологических условий, в которых он должен применяться, поэтому все многообразие отечественных и зарубежных щитов здесь не рассматривается. При рассмотрении достигнутых ранее результатов на строительстве тоннелей в грунтах типа протерозойских глин установлено, что темпы проходки не удовлетворяют растущим требованиям. В технологии проходки и применявшемся проходческом оборудовании имелись нерешенные проблемы. Очень трудоемкой была сборка обделки из отдельных сборных элементов, которая происходила в хвостовой части щита с обязательным соблюдением строительного зазора между внутренней поверхностью оболочки щита и наружной поверхностью собираемой обделки. Это влекло за собой необходимость скрепления элементов обделки при помощи болтовых соединений по торцовым и радиальным бортам. Строительный зазор заполнялся затем цементно-песчаным раствором. При отставании с нагнетанием осадки дневной поверхности достигали значительной величины. Многодисковый режущий орган щита слишком измельчал породу, на это тратилась лишняя энергия, что приводило к повышенному пылеобразованию. Управление щитовыми домкратами производилось ручными вентилями. Блокоукладчик рычажного типа имел низкую производительность, он сдерживал разработку забоя щитом. За каждым элементом обделки при сборке (по периметру кольца) следовали монтажники. Это создавало повышенную опасность при ведении работы по скреплению элементов обделки между собой и с ранее уложенным кольцом. Недостатками этих конструкций является то, что они не пригодны для работы в технологически ограниченном объеме, например для сооружения коллекторных тоннелей малого диаметра. Известен механизированный щитовой комплекс для сооружения тоннелей со сборной обжатой в породу обделкой, принятый за прототип и содержащий механизированный щит с щелевым режущим органом роторного типа, установленным на главном валу привода, конвейерный блокоукладчик, транспортный мост с передней и задней опорами, а также устройства приема и преобразования электрической энергии, управления и сигнализации щитового комплекса, трансформаторную подстанцию шахтного типа, распределительные силовые шкафы и пульты управления щита, тюбингоукладчика, тельферной установки, пульт местного управления и т.д. Недостатками прототипа является следующее:невозможность применения данного и аналогичного ему по конструкции комплекса для работы в технологически ограниченном объеме;
отсутствие бесступенчатого регулирования скорости вращения режущего органа и бесступенчатой подачи на забой;
сложная конструкция механизированного комплекса;
возможность опирания блоков не по всей поверхности рольганга, что может привести к падению блока;
сложность размещения укладчика данной конструкции в технологически ограниченном объеме;
невозможность использования комплекса на кривых уменьшенного радиуса. Целью изобретения является создание механизированного щитового комплекса для работы в технологически ограниченном объеме - в тоннелях малого диаметра и повышение его эффективности за счет упрощения комплекса, расширения его функциональных возможностей и повышения надежности. На фиг.1 представлен продольный разрез головной части механизированного щитового комплекса; на фиг.2 - продольный разрез средней части механизированного щитового комплекса; на фиг.3 - продольный разрез хвостовой части механизированного щитового комплекса; на фиг.4 - сечение А-А на фиг.1; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.6 - сечение В-В на фиг.2; на фиг.7 - вид по стрелке Г на фиг.5. Механизированный щитовой комплекс представляет собой проходческую подвижную крепь в виде корпуса, под защитой которого расположены механизмы для разрушения породы и выдачи ее за пределы щита. Разработка забоя осуществляется режущим органом 5 роторного типа, который оснащен державками с резцами, армированными твердым сплавом, и дисковыми скалывателями. Разрушение грунта (разработка забоя) производится заходками по 400 м, для чего привод режущего органа имеет домкрат 30 подачи. После разработки и погрузки породы на одну заходку производится передвижка щита щитовыми домкратами 9, после чего цикл повторяется. Выдача породы из забоя производится ковшами 33 ковшевого кольца режущего органа 5. Порода через окно в ковшевом кольце и наклонную течку 8 попадает на щитовой транспортер 4, через него - на транспортер 14 транспортного моста 13 и через загрузочный бункер в конце транспортного моста - в вагонетки 31. Вращение режущего органа 5 осуществляется от двух гидромоторов 10, оснащенных двумя насосными установками 12. Причем насосные установки выполнены в виде одного монтажного блока и расположены на подвижной каретке, что позволяет при производстве ремонтных работ в условиях ограниченного пространства быстро и эффективно проводить ремонт и замену насосных установок. В случае выхода из строя одной насосной установки можно, не прекращая работы комплекса, снять ее с подвижной каретки, поднять на поверхность, произвести ремонт и вновь установить насосную установку на подвижную каретку. При этом комплекс может продолжать работу на одной насосной установке, но с несколько пониженной производительностью. Передача крутящего момента на режущий орган осуществляется через зубчатую передачу, на валу которой закреплено водило режущего органа 5. Подача режущего органа 5 на забой осуществляется домкратом 30, для чего на пульте 24 управления включается тумблером насосная установка и нужный гидрораспределитель. Поток рабочей жидкости поступает в поршневую полость домкрата 30 подачи и режущий орган 5 подается на забой. Для ограничения выдвижения режущего органа установлены концевые выключатели. Регулировка скорости подачи рабочего органа на забой производится дросселем с регулятором. Для отвода режущего органа 5 от забоя рабочая жидкость от насосной установки через гидрораспределитель направляется в штоковую часть гидродомкрата 30 подачи. Происходит отвод режущего органа 5 от забоя. Рабочая жидкость из поршневой полости через золотник уходит в маслобак. Для ограничения движения при отводе режущего органа 5 от забоя установлен конечный выключатель. Зона разрушения породы (зона пылеобразования) отделена от остальной части щита диаграммой 7, расположенной в торцовой части режущего органа 5. Механизированный щит оснащен устройствами для облегчения его вождения вдоль трассы при проходке тоннеля, к ним относятся: копиррезец 32 и элероны 11. При проходке тоннеля на криволинейном участке трассы необходимо производить расширение выработки в нужном направлении. Это достигается выдвижением копиррезца 32 посредством гидродомкрата. Управление выдвижением штока этого домкрата производится автоматически золотниковым переключателем, связанным с профилирующим кулачком. Управление электромагнитами золотника осуществляется контактами конечного выключателя, работающего от профилированного кулачка, установленного на торце вала 6 главного привода. Кулачок, воздействуя на конечный выключатель, дает импульс на электромагниты золотников, реверсирующих поток рабочей жидкости, а следовательно, и движение копиррезца 32. Элероны 11, расположенные в ножевой части корпуса щита, служат для выравнивания (при движении) положения щита в профиле и для компенсации произвольного закручивания щита вокруг продольной оси. Для этого ножи элеронов 11 устанавливаются с одинаковым углом подъема или опускания. Поворот ножей осуществляется гидродомкратами в пределах

Класс E21D9/00 Туннели или выработки с креплением или без него; способы или устройства для их проходки; планировка туннелей или выработок