секционный забойный двигатель

Классы МПК:E21B4/00 Приводы, размещаемые в скважине
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Западно-Сибирский научно-исследовательский и проектно- конструкторский институт технологии глубокого разведочного бурения
Приоритеты:
подача заявки:
1991-11-06
публикация патента:

Использование: в буровой технике, а именно в забойных двигателях. Сущность изобретения: Двигатель содержит турбиннные секции, тормозное устройство с взаимозацепляющими зубчатыми венцами 4 и гибкие валы 5. При этом тормозное устройство установлено между турбинными секциями в месте, где осевые усилия на валы тормозного устройства и турбинных секциях, расположенных над тормозным устройством, равны между собой. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СЕКЦИОННЫЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий узел осевой опоры, турбинные секции, гибкие валы, тормозное устройство с взаимозацепляющимися зубчатыми венцами, отличающийся тем, что тормозное устройство установлено между турбинными секциями в месте, где осевое усилие на валы тормозного устройства и турбинные секции, расположенные над тормозным устройством, равны между собой, при этом количество K ступеней в турбинных секциях, расположенных над тормозным устройством, определяется по формуле

K = секционный забойный двигатель, патент № 2018619 ,

и угол секционный забойный двигатель, патент № 2018619 наклона взаимозацепляющихся зубчатых венцов тормозного устройства по формуле

секционный забойный двигатель, патент № 2018619 = секционный забойный двигатель, патент № 2018619 -секционный забойный двигатель, патент № 2018619 ,

где секционный забойный двигатель, патент № 2018619 P - перепад давлений на одной ступени турбины;

F - площадь непроточной части ротора турбины;

B - вес вращающихся деталей в секции турбины;

A - усилие на смещение пакета в корпусе секции (учитывается трубобуров с плавающими статорами);

Pвсп. - осевое усилие всплытия ротора тормозного устройства при его раскручивании турбинными секциями;

M - суммарный крутящий момент на всех турбинных секциях;

d - средний диаметр ротора тормозного устройства;

Pгвс - осевое усилие на валу турбинных секций, расположенных над тормозным устройством;

секционный забойный двигатель, патент № 2018619 - угол трения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к буровой технике, а именно к забойным двигателям, применяемым при бурении скважин.

Известен забойный двигатель, содержащий узел осевой опоры, турбинные секции, тормозное устройство с взаимозацепляющимися зубчатыми венцами и гибкие валы, причем тормозное устройство располагается под турбинными секциями или над ними.

Недостатком этого двигателя является то, что при установке тормозного устройства под турбинными секциями на гибкие валы действуют избыточные осевые усилия, обусловленные перепадом давления на турбинных секциях и весом вращающихся деталей, что отрицательно влияет на работоспособность валов, испытывающих значительные знакопеременные нагрузки. При расположении тормозного устройства над турбинными секциями на роторе устройства возникают усилия, которые приводят к всплытию тормозного устройства и отсоединению его от турбинных секций.

Целью изобретения является повышение долговечности работы гибких валов.

Указанная цель достигается тем, что в забойном двигателе, содержащем узел осевой опоры, тормозное устройство с взаимозацепляющими зубчатыми венцами, турбинные секции и гибкие валы, тормозное устройство установлено между турбинными секциями в месте, где осевые усилия на валы тормозного устройства и турбинных секциях, расположенных над тормозным устройством, равны между собой.

На фиг. 1 показаны схемы действия осевых нагрузок на гибкие валы в известном устройстве; на фиг.2 - то же, в предлагаемом.

Двигатель содержит три турбинные секции 1-3, тормозное устройство с взаимозацепляющими зубчатыми венцами 4 и гибкие валы 5.

Двигатель работает следующим образом.

При прокачивании бурового раствора через двигатель начинают вращаться валы турбинных секций 1-3. Поскольку они посредством гибких валов 5 связаны с тормозным устройством, частота их вращения снижается в зависимости от геометрии зубчатых венцов.

На валу каждой турбинной секции действует осевое усилие, направленное вниз, обусловленное перепадом давления на ступенях турбин в секциях и весом, вращающихся деталей. Величину этого усилия (Рг.в.с.) определяют по формуле

Рг.в.с. =секционный забойный двигатель, патент № 2018619 РтF + B - A, где секционный забойный двигатель, патент № 2018619Рт - перепад давления на ступенях турбинной секции;

F - площадь непроточной части ротора турбины;

В - вес вращающихся деталей на валу турбинной секции;

А - усилие на смещение пакета статоров в корпусе (учитывается для турбобуров с плавающими статорами).

На верхнем конце ротора тормозного устройства при его раскручивании возникает осевое усилие, направленное вверх, способствующее его всплытию. Величину этого усилия (Рвсп) определяют из выражения

Pвсп.= секционный забойный двигатель, патент № 2018619 , где М - момент на роторе тормозного устройства при раскручивании турбинными секциями;

d - средний диаметр ротора;

секционный забойный двигатель, патент № 2018619 - угол наклона зубчатых венцов;

секционный забойный двигатель, патент № 2018619- угол трения.

Определяют результирующие нагрузки, действующие на гибкие валы по сечениям I-I и II-II. В известном устройстве (фиг.1) результирующие нагрузки по сечениям распределяются следующим образом:

сечение I-I R1 = 3Pг.в.с.

сечение II-II R2 = 3Рг.в.с. - Рвсп.

В предлагаемом устройстве (фиг.2) нагрузки определяются как:

сечение I-I R1I = Рг.в.с.

сечение II-II R2I = Рг.в.с. - Рвсп

Таким образом наиболее благоприятные условия для работы гибких валов создаются в предлагаемом устройстве. Так, на верхний гибкий вал действует нагрузка в 3 раза ниже, чем в известном, а нижний вал может оказаться полностью разгруженным от осевых усилий (Рг.в.с. = Рвсп), что способствует увеличению срока службы гибких валов и устройства в целом.

Регулирование осевых усилий осуществляют как подбором ступеней в секции, так и использованием в тормозном устройстве винтовых пар с различными углами наклона зубчатых венцов. Так, например, если известна величина Рвсп, то необходимое количество ступеней (К) в секциях, расположенных над тормозным устройством, определяют как

K = секционный забойный двигатель, патент № 2018619 , где секционный забойный двигатель, патент № 2018619 pI - перепад давления на одной ступени турбины.

Аналогично подбирают и угол наклона зубчатых венцов в тормозном устройстве

секционный забойный двигатель, патент № 2018619 = arctgсекционный забойный двигатель, патент № 2018619-секционный забойный двигатель, патент № 2018619 .

Класс E21B4/00 Приводы, размещаемые в скважине

скважинный трактор -  патент 2528720 (20.09.2014)
способ бурения скважин -  патент 2528316 (10.09.2014)
бурильная установка -  патент 2524725 (10.08.2014)
винтовой забойный двигатель -  патент 2524238 (27.07.2014)
уневерсальный переходник для скважинного бурильного двигателя, имеющий провода или порты -  патент 2524068 (27.07.2014)
гидравлический забойный двигатель -  патент 2515627 (20.05.2014)
электромеханический буровой снаряд -  патент 2515159 (10.05.2014)
компоновка тандемного трактора с гидравлическим приводом -  патент 2513733 (20.04.2014)
погружной пневмоударник -  патент 2509859 (20.03.2014)
способ контроля режима работы гидравлического забойного двигателя в забойных условиях -  патент 2508447 (27.02.2014)
Наверх