ротор турбогенератора продольно-поперечного возбуждения
Классы МПК: | H02K1/26 сердечники ротора с пазами для обмоток |
Автор(ы): | Кузьмин В.В., Шпатенко Т.В. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Электротяжмаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-08-23 публикация патента:
15.08.1994 |
Использование: электротехника, крупное электромашиностроение, турбогенератор с продольно-поперечным возбуждением. Сущность изобретения: ротор турбогенератора продольно-поперечного возбуждения содержит магнитопровод 3 с пазами и двухфазную двухслойную концентрическую обмотку 1,2. Каждая фаза обмотки занимает сектор с углом
. Фазы смещены между собой на угол
=20-35
. Ширина большого зуба 30 - 50°. 1 табл., 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



Формула изобретения
РОТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ содержащий магнитопровод с пазами, в которых двухфазная двухслойная концентрическая обмотка уложена одной фазой, в основном в нижний, а другой - в верхний слои проводников, и оси фаз сдвинуты с образованием пазов, в которых уложена только одна фаза обмотки, отличающийся тем, что угол между осями пазов, содержащих проводники катушек с минимальной длиной витков в фазе, составляет 30 - 50o для пазов с катушками одиночных фаз и 20 - 35o для пазов с катушками соответственно одной и двух фаз обмотки одновременно.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электромашиностроению, преимущественно к конструкции турбогенераторов продольно-поперечного возбуждения. Ротора таких машин снабжаются двумя и более обмотками для реализации принципа асинхронизации. При этом в синхронном режиме, в котором машина работает более 99% общего времени эксплуатации, используются только две обмотки. Сейчас достаточно отработанным вариантом двухфазной обмотки является симметричная система, примененная в серийных турбогенераторах типа АСТГ-200 мощностью 200 МВт. Такая система, основанная на использовании двух однослойных концентрических катушечных обмоток, показала себя достаточно надежный в эксплуатации, ибо она использует решения, отработанные на катушечных обмотках обычных турбогенераторов (с одной обмоткой на роторе). Недостатком двухфазной симметричной обмотки является низкое использование обмоточной меди и плохая форма МДС при работе генератора в синхронных режимах. Известны варианты несимметричных двухфазных систем с углом сдвига между фазами (обмотками) порядка 60о. Но в этом случае обмотка с хорошей формой кривой МДС не может быть реализована в отработанном классе катушечных концентрических обмоток; приходится применять более сложную и менее надежную систему петлевых обмоток. Известен ротор турбогенератора продольно-поперечного возбуждения, в котором двухфазная двухcлойная концентрическая обмотка уложена одной фазой в нижний, а другой - в верхний слои пазов. Оси фаз сдвинуты на 90о. Существенным недостатком устройства является снижение экономичности генератора при работе в синхронном режиме, связанное с насыщением зубцовой зоны ротора, а также низким обмоточным коэффициентом такой двухфазной системы. Известен также ротор турбогенератора АСТГ-200, в котором часть проводников нижней фазы обмоток, размещенных в пазах в один слой, выполняют поднятыми в верхнюю часть пазов. При этом лучше используется сечение зубцовой зоны ротора и облегчаются условия для прохождения магнитного потока по ротору. Указанные мероприятия, тем не менее, не позволяют существенно улучшить основные показатели асинхронизированного турбогенератора. Как известно, турбогенератор АСТГ-200 по КПД, массе цене проигрывает обычному синхронному генератору с однофазной обмоткой возбуждения. Задача, решаемая настоящим изобретением, состоит в улучшении электромагнитных характеристик ротора и резком повышении экономичности турбогенератора в синхронном режиме. Существо изобретения состоит в том, что в роторе турбогенератора, содержащем магнитопровод с пазами, в котором двухфазная двухслойная концентрическая обмотка уложена одной фазой, в основном, в нижний, а второй фазой - в верхний слои проводников пазов, и оси фаз сдвинуты с образованием части пазов, в которых уложена только одна фаза обмотки, угол между осями пазов, содержащих проводники катушек с минимальной длиной витков в фазе, составляет 30-50о для пазов с катушками одиночных фаз и 20-35о для пазов с катушками соответственно одной и двух фаз обмотки одновременно. В отличие от известных устройств в предложенной конструкции ротора с катушечными обмотками за счет уменьшенного сдвига осей фаз образован "большой зуб", снижающий магнитное сопротивление ротора по продольной оси, а предлагаемый диапазон угловых параметров обмоток позволяет резко сократить потери в обмотке возбуждения и на поверхности статора. До сих пор возможность создания роторов продольно-поперечного возбуждения с углами сдвига между осями фаз обмоток меньше, чем на 60о не рассматривалась из-за стремления обеспечить высокие асинхронные характеристики турбогенератора, что в итоге приводило к серьезному снижению экономичности машины в синхронных режимах. Данное изобретение решает задачу путем переноса центра тяжести на достижение наилучших синхронных характеристик. При этом асинхронные характеристики хотя и несколько снижаются в сравнении с прототипом, но все же остаются выше, чем у обычных турбогенераторов с одноосным возбуждением. Таким образом, поставленная задача повышения технико-экономических показателей турбогенераторов продольно-поперечного возбуждения в предлагаемом изобретении решается нетривиальным путем. На фиг. 1 представлена схема расположения обмоток в пазовой части ротора; на фиг. 2 - та же схема в развернутом виде; на фиг. 3 - вариант предыдущей схемы, в котором часть проводников нижней фазы обмотки поднята в верхний слой; на фиг. 4 - схематическое обоснование выбора углов расположения фаз обмотки; на фиг. 5 - угловые параметры примера конкретного выполнения двухфазного ротора турбогенератора мощностью 220 МВт, находящегося в стадии разработки. Обмотка ротора состоит из двух концентрических катушечных фаз 1 и 2 (см. фиг. 1) уложенных в пазы ротора 3. Каждая фаза в пазовой части занимает сектор с углом



При этом ширина зоны большого зуба




Указанные соотношения и угловые параметра обмоток не изменяются, если часть проводников 5 нижней фазы (см. фиг. 3) в районе большого зуба поднята в верхний слой. В машинах с одноосным возбуждением обычно принимают величину















В качестве примера практической реализации на фиг. 5 представлена развертка поперечного сечения ротора мощностью 220 МВт, в котором реализовано предлагаемое изобретение. Здесь большая часть пазов содержит одновременно катушки обоих фаз обмотки и верхнего 1 и нижнего слоев 2 (если считать положение слоев по лобовым частям). Эти пазы выполнены с равномерным шагом 8,5о. Затем с пропуском в 10о в зоне 14 - зоне установки балансировочных грузов, располагаются по 3 паза уменьшенной высоты, содержащие катушки только одной фазы, и расположенные с шагом 7,5о. В описанной реальной конструкции угол сдвига фаз








В приложении к схеме, представленной на фиг. 5 эти углы составляют


Класс H02K1/26 сердечники ротора с пазами для обмоток