рабочее колесо турбомашины

Классы МПК:F04D29/32 с осевым потоком 
F01D5/30 закрепление лопаток на роторах; комлевая часть лопаток 
Патентообладатель(и):Максимов Виталий Сергеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-17
публикация патента:

Использование: турбомашиностроение. Сущность изобретения: рабочее колесо содержит диск с пазами, установленные на нем лопатки с цилиндрическими хвостовиками. Хвостовики закреплены в пазах при помощи крепежных элементов. В ободе диска и хвостовике каждой лопатки выполнены два ряда соосных отверстий, оси которых параллельны оси турбомашины. Крепежные элементы выполнены в виде винтов, закрепленных в последних. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ, содержащее диск с пазами, установленные на нем лопатки с цилиндрическими хвостовиками, закрепленными в пазах при помощи крепежных элементов, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и монтажа, в ободе диска и хвостовике каждой лопатки выполнены два ряда соосных отверстий, оси которых параллельны оси турбомашины, а крепежные элементы выполнены в виде винтов, закрепленных в последних.

2. Колесо по п.1, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости балансировки, на торцевых поверхностях обода диска выполнены кольцевые проточки, а диск снабжен балансировочными грузами, закрепленными в последних при помощи винтов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам турбомашин.

Известна конструкция рабочего класса турбомашины, состоящего из обода, в котором выполнены радиальные отверстия, в которые встраиваются цилиндрические хвостовики радиальных поворотных лопастей, смонтированных на упорных подшипниках качения и закрепленных на ободе ротора гайками с контрящими шайбами.

Недостатки рассмотренной конструкции: конструкция рабочего колеса непригодна функционально для быстроходных роторов рабочих колес турбомашин из-за невозможности сквозного закрепления в них радиальных лопастей по условиям размеров ободов и их механической прочности; сложность монтажа и изготовления из-за наличия подшипников и множества промежуточных втулок; ротор не балансируем, что для турбомашин с высокой быстроходностью недопустимо по условиям вибрации и усталостной прочности, определяющих надежность ротора.

Цель изобретения - снижение трудоемкости изготовления и монтажа рабочего колеса турбомашины за счет выполнения хвостовиков лопастей цилиндрическими, закрепленными в цилиндрических пазах обода с помощью двух винтов, повышение производительности труда балансировки ротора за счет выполнения его обода с кольцевыми канавками по обеим его сторонам, в которых винтами закреплены балансировочные грузы.

Сущностью изобретения является следующее.

Обод ротора рабочего колеса турбомашины выполняется с радиальными цилиндрическими пазами, в которых крепятся радиальные цилиндрические хвостовики лопастей с помощью двух винтов, располагаемых паралелльно оси машины. Обод рабочего колеса турбомашины выполняется с кольцевыми канавками по обоим торцам, в которые встраиваются и закрепляются с помощью винтов балансировочные грузики.

На фиг. 1 изображено рабочее колесо турбомашины в боковой проекции на диск; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

Диск рабочего колеса турбомашины 1 состоит из ступицы 2 с выполненными цельными с ней диском 3 и ободом 4, в котором выполнены радиальные цилиндрические пазы 5, в каждом из которых размещен хвостовик 6 цилиндрической формы лопатки 7, имеющей профилированное перо 8, причем каждый хвостовик 6 закреплен в ободе 4 в помощью верхнего 9 и нижнего 10 винтов, пронизывающих с торцом обода 4 его массив и хвостовик 6, параллельно оси турбомашины, но ввинченными головками 14 и резьбовыми частями 15 с разных сторон торцов обода 5, по которым выполнены кольцевые канавки 11, в которые встроены балансировочные грузы 12 и закреплены винтами 13, причем балансировочные грузы 12 заводятся в канавки 11 через отверстия 16. Ротор рабочего колеса может быть набран из нескольких дисков 3, насаженных отверстием 17 на вал ротора.

Лопасти 7 рабочего колеса 1 закреплены в ободе 4 с помощью винтов 9 и 10, ввернутых резьбовыми частями в обод 4 параллельно оси, но с головками 14, расположенными с противоположных сторон (фиг.2).

На фиг. 3 представлено местное сечение узла крепления хвостовиков 6 лопастей 7 в отверстиях 5 обода 4 с помощью аксиальных винтов 9 и 10.

Рабочее колесо работает следующим образом.

При вращении ротора его лопатки 7 под действием центробежных сил стремятся вырваться из отверстий 5, но удерживаются высокопрочными винтами 9 и 10, которые выполнены так, что работают на срез, а при двух винтах 9 и 10 концентрация напряжений меньше, чем при одном винте больших размеров и в ободе 4 и в хвостовике 6. С помощью балансировочных грузов 12 можно осуществить высокоточную балансировку диска 3, перемещая грузы 12 в места с нехваткой массы по обоим канавкам 11 с противоположных торцов обода 4. Точная балансировка грузами 12 может быть произведена как на заводском стенде, так и на месте установки. Грузы 12 закрепляются винтами 13 на закрепленных балансировкой местах.

Преимуществами изобретения по сравнению с прототипом являются следующие: функциональная пригодность рабочего колеса для быстроходных турбомашин за счет надежного крепления лопаток с помощью винтов; простота изготовления как лопаток, так и ротора и простота монтажа, снижающие трудоемкость изготовления и монтажа, а этим и стоимость турборотора; применение балансировочных грузов, размещаемых в кольцевых канавках обода диска рабочего колеса снижает трудоемкость балансировки, повышает ее точность как на стенде завода-изготовителя, так и на месте установки, что определяет надежность и срок службы быстроходных турбомашин.

Изобретение может быть использовано в турбомашинах: турбинах паровых, газовых, турбокомпрессорах, осевых вентиляторах и насосах.

Класс F04D29/32 с осевым потоком 

циркуляционный форсированный и вентиляционный воздушный компрессор -  патент 2494288 (27.09.2013)
направляющая или рабочая лопатка для осевого компрессора -  патент 2493438 (20.09.2013)
рабочее колесо осевого вентилятора -  патент 2484310 (10.06.2013)
колесо турбомашины -  патент 2477800 (20.03.2013)
компрессор турбореактивного двигателя -  патент 2476678 (27.02.2013)
рабочее колесо осевого вентилятора или компрессора и вентиляторный контур двухконтурного турбовентиляторного двигателя, использующий такое рабочее колесо -  патент 2460905 (10.09.2012)
вращающийся узел вентилятора газотурбинного двигателя, вентилятор, содержащий узел, и газотурбинный двигатель -  патент 2451215 (20.05.2012)
устройство для гидравлического регулирования лопаток рабочего колеса вентилятора -  патент 2450168 (10.05.2012)
система фиксации оконечности вала, способ монтажа вала компрессора, компрессор газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2436977 (20.12.2011)
осевой вентилятор -  патент 2431062 (10.10.2011)

Класс F01D5/30 закрепление лопаток на роторах; комлевая часть лопаток 

ротор осевой газовой турбины -  патент 2529271 (27.09.2014)
способ приваривания лопаток к барабану осевого компрессора сваркой трением и соответствующее устройство -  патент 2528543 (20.09.2014)
усиленная прокладка лопатки вентилятора -  патент 2526607 (27.08.2014)
секция ротора для ротора турбомашины -  патент 2518749 (10.06.2014)
ротор турбины -  патент 2517462 (27.05.2014)
турбинная или компрессорная лопатка -  патент 2517005 (27.05.2014)
газовая турбина с уплотнительными пластинами на турбинном диске -  патент 2515697 (20.05.2014)
устройство фиксации лопаток с т-образным креплением, соответствующие диск компрессора, компрессор и турбомашина -  патент 2515572 (10.05.2014)
платформа для рабочего колеса газотурбинного двигателя, лопатка, рабочее колесо турбины, компрессор и газотурбинный двигатель -  патент 2513535 (20.04.2014)
рабочее колесо турбины и турбомашина, содержащая такое рабочее колесо -  патент 2511915 (10.04.2014)
Наверх