способ определения осевого усилия и крутящего момента
Классы МПК: | G01L1/22 с помощью резисторных тензометров |
Автор(ы): | Беззубик О.Н. |
Патентообладатель(и): | Центральный научно-исследовательский институт им.акад.А.Н.Крылова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-25 публикация патента:
30.07.1994 |
Использование: на гребных валах судов. Сущность изобретения: на швартовном режиме изменяют частоту вращения гребного винта от нуля до номинальных оборотов и регистрируют сигналы преобразователей осевого усилия и крутящего момента, измеряют в этих сигналах амплитуды крутильных колебаний в момент времени, соответствующий минимальной величине изгибной деформации преобразователя осевого усилия, и по математической зависимости определяют величину осевого усилия. 2 ил, 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА гребного винта судна, заключающийся в преобразовании деформации гребного вала в электрический сигнал с помощью закрепленных на нем тензорезисторов и регистрации электрических сигналов на режимах движения судна, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения осевого усилия, на швартовном режиме изменяют частоту вращения гребного винта от нуля до номинальных оборотов и одновременно регистрируют электрические сигналы преобразователей осевого усилия и крутящего момента, измеряют амплитуды крутильных колебаний, в этих сигналах в фиксированный момент времени, соответствующий минимальной величине изгибной деформации преобразователя осевого усилия, а величину осевого усилия P определяют по формулеP = BU2-BU1





где B - коэффициент пропорциональности, определяемый расчетным путем;
U1, U2 - величины электрических сигналов, измеренные регистраторами крутящего момента и осевого усилия соответственно на режимах движения судна;


P0, Q0 - величины постоянных составляющих сигналов осевого усилия и крутящего момента, измеренные в момент времени t.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к экспериментальной гидродинамике и предназначено для измерения осевых усилий и крутящих моментов на гребных валах судов. Известен способ определения осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна, заключающийся в преобразовании деформаций гребного вала в электрический сигнал с помощью закрепленных на нем тензорезисторов и регистрации электрических сигналов на режимах движения судна [1]. Недостатком известного способа является низкая точность измерения осевого усилия, обусловленная влиянием крутящего момента, вследствие угловых ошибок ориентации тензорезисторов на гребном валу. Цель изобретения - повышение достоверности определения осевого усилия. Для этого на швартовном режиме изменяют частоту вращения гребного винта от нуля до номинальных оборотов и одновременно регистрируют электрические сигналы преобразователей осевого усилия и крутящего момента, измеряют амплитуды крутильных колебаний в этих сигналах в фиксированный момент времени, соответствующий минимальной величине изгибной деформации преобразователя осевого усилия, а величину осевого усилия Р определяют по формуле:P = BU2-BU1





U1, U2 - величины электрических сигналов, измеренные регистраторами крутящего момента и осевого усилия соответственно на режимах движения судна;


Ро, Qо - величины постоянных составляющих сигналов осевого усилия и крутящего момента, измеренные в момент времени t. На фиг. 1 дана блок-схема устройства, реализующего предложенный способ; на фиг. 2 - осциллограмма записи осевого усилия и крутящего момента на швартовном режиме. Устройство содержит измерительный мост 1 крутящего момента и измерительный мост 2 осевого усилия из тензорезисторов, закрепленных на валу гребного винта по осям главных напряжений измеряемых нагрузок, усилители 3 и 4 сигналов, токосъемное устройство 5, регистраторы 6 и 7. Способ измерения реализуется следующим образом. При вращении гребного винта на нем развиваются осевое усилие Р и крутящий момент Q, деформирующие вал гребного винта. Закрепленные на нем тензорезисторы изменяют свое сопротивление и в диагоналях измерительных мостов 1 и 2 возникают напряжения разбаланса, которые усиливаются усилителями 3, 4 и через токосъемные кольца и щетки 5 поступают на регистраторы 6, 7. Ошибки ориентации тензорезисторов моста 2 приводят к заметному искажению результата измерения осевого усилия. Величина и знак ошибки измерения не известны, они зависят от конкретного исполнения преобразователя осевого усилия, т.е. от фактических ошибок в ориентации каждого из тензорезисторов. Для повышения достоверности определения осевого усилия результат измерения корректируют в соответствии с предложенной формулой. Для этого на швартовном режиме движения судна в системе вала гребного винта возбуждают крутильные колебания и измеряют амплитуды крутильных колебаний в сигналах осевого усилия и крутящего момента. На фиг. 2 представлена осциллографическая запись осевого усилия и крутящего момента гребного винта судна "Иван Папанин" на швартовном режиме (Vs = 0) и частоте вращения, соответствующей возникновению в вале гребного винта крутильных колебаний. Возникновение крутильных колебаний в системе вала гребного винта подтверждается наличием на кривой записи крутящего момента (кривая 1) пульсации с частотой крутильных колебаний (f = =390 кол/мин). Вследствие влияния крутящего момента на преобразователь осевого усилия, обусловленного угловыми ошибками ориентации тензорезисторов на гребном валу, в сигнале осевого усилия также возникают периодические пульсации с той же частотой крутильных колебаний вала. Эти пульсации видны на осциллографической записи осевого усилия (кривая 2) которые наложены на низкочастотную периодическую составляющую, обусловленную изгибной деформацией вала. Амплитуда крутильных колебаний в сигнале осевого усилия постоянно меняется во времени. Это объясняется, с одной стороны, изменением амплитуды самих крутильных колебаний вала (кривая 1), а, с другой стороны, влиянием изгибной деформации вала. Для исключения влияния последней амплитуду крутильных колебаний следует измерять в момент времени t, соответствующий минимальной величине изгибной деформации преобразователя осевого усилия. Для достоверной оценки величины влияния крутящего момента возбуждение крутильных колебаний следует производить на швартовном режиме (Vs = 0). При движении судна (Vs

Класс G01L1/22 с помощью резисторных тензометров