рыболовный траулер-завод кормового траления

Классы МПК:B63B35/20 с устройствами для подъема сетей на борт
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственный научно-исследовательский и проектно- конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-29
публикация патента:

Использование: в области судостроения, а более конкретно в конструкциях рыболовных траулеров-заводов кормового траления. Сущность изобретения: дополнительная палуба не доходя до средней надстройки выполнена прерывистой по всей своей ширине и отделена от последней (средней надстройки) простирающимся от борта до борта открытым пространством, образованным поверхностью верхней палубы и отстоящими друг от друга кормовой переборкой средней надстройки и носовой переборкой верхнего цеха завода. На верхней палубе внутри пространства размещены промысловые механизмы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

РЫБОЛОВНЫЙ ТРАУЛЕР-ЗАВОД КОРМОВОГО ТРАЛЕНИЯ, содержащий корпус с кормовым слипом, средней надстройкой, а также расположенные в кормовой оконечности корпуса одна над другой палубы верхнего и нижнего цехов по переработке объектов промысла и расположенную над палубой верхнего цеха дополнительную палубу с площадкой для приема трала, сопряженную с верхним концом кормового слипа, нижний конец которого расположен на уровне палубы нижнего цеха, а также промысловые механизмы, отличающийся тем, что дополнительная палуба выполнена с рецессом, образованным простирающейся от борта до борта и расположенной между палубой верхнего цеха и дополнительной палубой поперечной переборкой и кормовой переборкой средней надстройки и оставляющим открытым сверху участок палубы верхнего цеха, на котором размещены упомянутые промысловые механизмы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных траулеров-заводов кормового траления, и может быть использовано при проектировании реконструкции и строительства судов флота рыбной промышленности.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за прототип, является рыболовный траулер-завод кормового траления. Траулер-завод содержит площадку для приема трала, палубу завода, кормовой слип, среднюю надстройку, открытую верхнюю палубу в корме от этой надстройки, верхний и нижний цехи по переработке объектов промысла, расположенные соответственно на верхней палубе и палубе завода. Расположение цехов на двух палубах обеспечивается наличием дополнительной палубы, расположенной над верхней палубой, между средней надстройкой и кормовым слипом и сопряженной с последним. Поверхность слипа пересекает верхнюю палубу, а площадка для приема трала смонтирована на дополнительной палубе. Верхний и нижний цехи расположены в корму от средней надстройки, причем верхний цех расположен под площадкой для приема трала и над нижним цехом. При такой конструкции траулера промысловые механизмы (сетевые барабаны, сетевые лебедки) могут быть расположены только на дополнительной палубе или выше.

Недостатки прототипа - ухудшение эксплуатационных качеств траулера и относительно низкая экономичность его эксплуатации, вызванные повышением центра тяжести судна по причине весьма значительной массы промыслового оборудования на дополнительной палубе траулера, для снижения центра тяжести которого необходимо применение конструктивных мероприятий (уширение судна, укладка твердого балласта), требующее существенных дополнительных материальных затрат.

Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств траулера.

Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа дополнительная палуба не доходя до средней надстройки выполнена прерывистой по всей своей ширине и отделена от последней (средней надстройки) простирающимся от борта до борта открытым пространством, образованным поверхностью верхней палубы и отстоящими друг от друга кормовой переборкой средней надстройки и носовой переборкой верхнего цеха завода. На верхней палубе внутри пространства размещены промысловые механизмы, например сетевые лебедки.

На фиг. 1 схематично изображен рыболовный траулер-завод кормового траления, продольный разрез; на фиг.2 - то же, вид сверху.

Рыболовный траулер имеет палубу 1, верхнюю палубу 2, дополнительную палубу 3, сопряженную с кормовым слипом 4. Верхний цех 5 обработки размещен на верхней палубе 2. Нижний цех 6 обработки расположен непосредственно под верхним цехом 5 на палубе 1 завода. Блоки 7 жилых и служебных помещений размещены в носовой части перед производственными цехами 5 и 6 на палубе 1 завода, верхней палубе 2 и в надстройке 8. Между верхним цехом 5 и жилыми и служебными помещениями 7 надстройки 8, расположенными на верхней палубе 2 предусмотрено открытое пространство, ограниченное в носовой части переборкой 9, отделяющей жилые и служебные помещения 7 надстройки 8, а в кормовой части переборкой 10, отделяющей верхний цех 5. В предусмотренном открытом пространстве размещены промысловые механизмы 11, которые установлены на верхней палубе 2. На дополнительной палубе 3 оборудована площадка 12 для приема трала, в районе перехода ее в слип 4 имеются палубные люки 13, а в цехах размещены бункера-аккумуляторы 14 сырья.

Рыболовный траулер-завод работает следующим образом.

Кабели трала, а затем трал при помощи сетевых лебедок 11, расположенных на верхней палубе 2, втягивается по слипу 4 на площадку 12 для приема трала, откуда сырье известным способом попадает через люк 13 в бункер-аккумулятор 14 сырья. Транспортировка сырья в верхнем цехе 5 и нижнем цехе 6, а также транспортировка готовой продукции в трюмы и отходов производства в утилизационную установку осуществляется известным способом.

Преимущества изобретения по сравнению с прототипом заключаются в следующем. Благодаря тому, что расположенная над верхней палубой и образующая крышу помещения верхнего цеха дополнительная палуба выполнена в районе средней надстройки прерывистой и не доведена до последней, между жилыми и служебными помещениями надстройки и верхним цехом обработки образовано свободное пространство для размещения промысловых механизмов, например сетевых лебедок, которые установлены на верхней палубе. Тем самым существенно снижается центр тяжести судна по сравнению с прототипом за счет более низкого расположения промысловых механизмов и уменьшения массы корпусных конструкций дополнительной палубы.

Снижение центра тяжести судна по сравнению с прототипом дает возможность существенно уменьшить количество твердого балласта, требуемого для обеспечения остойчивости или уменьшить ширину судна, не ухудшая его остойчивости. И то, и другое снижает стоимость траулера.

Наверх