многороторный электродвигатель

Классы МПК:H02K16/00 Машины с несколькими роторами или статорами
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Институт энергетики и автоматики АН Республики Узбекистан
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-02
публикация патента:

Использование: электротехника, привод многовальных механизмов, многороторный электродвигатель. Сущность изобретения: многороторный электродвигатель содержит торцевой статор, дисковые роторы 5 с короткозамкнутой обмоткой, валы, подшипниковый щит 10 и вторичные элементы 8 и 9. Статор имеет внешний 1 и внутренний 2 кольцевые магнитопроводы с трехфазными обмотками 3 и 4. Фазы обмоток статора имеют противоположное чередование при переходе с одного кольцевого магнитопровода к другому. Вторичные элементы выполнены в виде ферромагнитных колец и установлены на подшипниковом щите. Вторичные элементы имеют высоту до уровня активных поверхностей роторов. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

МНОГОРОТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий торцевой статор с кольцеобразным магнитопроводом и многофазной обмоткой, роторы в виде дисков с короткозамкнутыми обмотками, размещенных равномерно по окружности на отдельных валах, и подшипниковый щит, отличающийся тем, что внутри кольцеобразного магнитопровода статора установлен с зазором второй кольцеобразный магнитопровод с обмоткой, причем чередование фаз обмоток статоров противоположно при переходе с одного кольцевого магнитопровода к другому, на подшипниковом щите внутри и вне роторной системы установлены вторичные элементы в виде ферромагнитных колец высотой до уровня активных поверхностей роторов, при этом внешний магнитопровод статора на одной его половине охватывает внешний вторичный элемент, а на другой половине внутренний магнитопровод статора охватывает внутренний вторичный элемент.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности к многороторным торцевым асинхронным электродвигателям, и может быть использовано для привода многовальных механизмов.

Известен электропривод шпинделей хлопкоуборочной машины (1), содержащий статор с двумя встречно подключенными трехфазными обмотками и ротором, расположенные равномерно вокруг статора.

Недостатками электропривода являются большие массогабаритные показатели, отсутствие возможности вращения всей роторной системы, а также низкие энергетические показатели из-за возникающих "краевых" эффектов.

Известен многороторный электродвигатель (2), выбранный в качестве прототипа, который содержит статор в виде торцевого кольцеобразного магнитопровода с трехфазной обмоткой и ротором в виде ферромагнитных дисков с короткозамкнутой обмоткой на активной поверхности, установленные равномерно на подшипниковом щите. На двигателе выполнено смещение оси статора относительно оси роторной системы так, что по линии смещения на одной половине двигателя оси роторов совпадают с внутренней, а на диаметрально противоположной - с внешними кромками статора.

Недостатками прототипа являются неполный охват статором поверхности роторов, а значит, и низкие КПД и выходная мощность электродвигателя.

Целью изобретения является повышение КПД и выходной мощности электродвигателя с сохранением его функциональных возможностей.

Указанная цель достигается тем, что внутри кольцеобразного магнитопровода статора установлен с зазором второй кольцеобразный магнитопровод с обмоткой, причем чередование фаз обмоток статора противоположно при переходе с одного кольцевого магнитопровода к другому, на подшипниковом щите внутри и вне роторной системы установлены вторичные элементы в виде ферромагнитных колец высотой до уровня активных поверхностей роторов, при этом внешний магнитопровод статора на одной его половине охватывает внешний вторичный элемент, а на другой половине внутренний магнитопровод статора охватывает внутренний вторичный элемент.

Новым является установка двух вторичных элементов на подшипниковом щите и соответствующее изменение конструкции магнитопровода статора с добавлением второго торцевого кольцеобразного магнитопровода и размещением на половинах статора встречно подключенных обмоток, меняющих чередование фаз при переходе с одного магнитопровода к другому.

На фиг.1 показан многороторный электродвигатель, вид спереди; на фиг.2 - то же, вид сверху, с частичным разрезом.

Многороторный электродвигатель содержит статор в виде двух торцевых кольцеобразных магнитопроводов: внешнего 1, внутреннего 2 с двумя встречно подключенными трехфазными обмотками 3 и 4, каждая из которых на своей половине статора меняет чередование фаз при переходе с одного магнитопровода к другому, ротора в виде ферромагнитных дисков 5 с короткозамкнутой обмоткой 6 на активной повеpхности, внешнего 7 и внутреннего 8 относительно роторной системы вторичных элементов, выполненных в виде ферромагнитных колец, высотой до уровня активной поверхности роторов, с изоляцией 9 на поверхности, обращенной к роторам, которые установлены на подшипниковом щите 10. Магнитопроводы статора выполнены таким образом, что на половине статора с обмоткой 3 его внешний магнитопровод 1 охватывает вторичный элемент 7, на другой половине статора с обмоткой 4 внутренний магнитопровод 2 располагается над внутренним, вторичным элементом 8.

Выполнение второго торцевого кольцеобразного магнитопровода статора с подключением двух встречных обмоток на его половинах, меняющих чередование фаз при переходе с одного магнитопровода к другому, позволяет полностью охватить активную поверхность роторов и поэтому увеличить КПД и выходную мощность многороторного электродвигателя.

Выполнение на подшипниковом щите электродвигателя двух вторичных элементов с соответствующим изменением конструкции статора позволяет приводить во вращение подшипниковый щит, сохранив при этом хорошие энергетические и механические показатели электродвигателя.

Класс H02K16/00 Машины с несколькими роторами или статорами

электромагнитный редуктор -  патент 2529422 (27.09.2014)
электромагнитный редуктор -  патент 2526540 (27.08.2014)
узел движителя с электрическим двигателем и его аэродинамический движитель -  патент 2525838 (20.08.2014)
двухроторный электродвигатель с переменными оборотами и крутящим моментом -  патент 2518072 (10.06.2014)
электромагнитное устройство, выполненное с вожможностью обратимой работы в качестве генератора и электродвигателя -  патент 2516373 (20.05.2014)
магнитоэлектрический двигатель -  патент 2515999 (20.05.2014)
магнитоэлектрический генератор -  патент 2515998 (20.05.2014)
модульное электромагнитное устройство, выполненное с возможностью обратимой работы в качестве генератора и электродвигателя -  патент 2510559 (27.03.2014)
модульная электрическая машина -  патент 2510121 (20.03.2014)
магнитоэлектрический генератор -  патент 2506688 (10.02.2014)
Наверх