способ обнаружения разрывов тросов тросовой основы резинотросовых конвейерных лент
Классы МПК: | G01N27/90 с помощью вихревых токов |
Автор(ы): | Молчанов О.Н., Колесник В.Л., Александров М.М., Тихомиров Ю.Г., Слыханов В.И. |
Патентообладатель(и): | Молчанов Олег Николаевич, Колесник Владимир Леонидович, Александров Михаил Михайлович, Тихомиров Юрий Георгиевич, Слыханов Виктор Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-01-02 публикация патента:
15.07.1994 |
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к неразрушающему контролю состояния тросов тросовой основы резинотросовых конвейерных лент. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения влияния колебаний расстояния между тросовой основой и/или приемником магнитных полей достигается благодаря использованию реактивной составляющей суммарного сигнала встречно включенных катушек индукционного зонда, устанавливаемого его осью на оптимальном расстоянии от поверхности тросовой основы, определяемой формулой do=4.26
L/(Do/L+3.35) где L - длина зонда; Do - номинальный диаметр тросов. По значению l, определяемому по экспериментальной зависимости l=l(A/Ao) , где A - измеряемое амплитудное значение сигнала в зоне разрыва диагностируемого троса; Ao - номинальное амплитудное значение сигнала при разрыве троса с нулевым линейным размером разрыва, судят о наличии и линейных размерах разрыва троса. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ РАЗРЫВОВ ТРОСОВ ТРОСОВОЙ ОСНОВЫ РЕЗИНОТРОСОВЫХ КОНВЕЙЕРНЫХ ЛЕНТ, заключающийся в подмагничивании тросов внешним источником магнитного поля, измерении амплитуды A продольной составляющей вторичного магнитного поля тросов и оценке характера дефектов по относительному изменению A / A0 ее величины, где A0 - номинальное значение образцового сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения влияния колебаний расстояния между тросовой основой и источником и/или приемником магнитных полей, используют в качестве внешнего источника магнитного поля и приемника вторичного магнитного поля собственно генераторную катушку индуктивности и две встречно включенные соосно и симметрично расположенные относительно генераторной приемные катушки индуктивности, катушки устанавливают так, что их общая ось параллельна осям тросов и расположена от поверхности тросовой основы на расстоянии d0, выбранном из соотношенияd0 = 4,26L / (D0/L + 3,35),
где L - расстояние между центром генераторной катушки и центрами приемных катушек;
D0 - номинальный диаметр тросов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике неразрушающего контроля технического состояния резинотросовых конвейерных лент, и может быть использовано на всех горнодобывающих предприятиях, использующих конвейерный транспорт с тросовой основой. Известен способ дефектоскопии металлических образцов с использованием вихретоковой составляющей вторичного поля, возбуждаемой первичными полями двух частот, причем таких, отношение которых не зависит от расстояния между источниками первичного поля и поверхностью образца, который можно использовать при контроле разрывов тросов. Дефект поверхности образца обнаруживается при последующем анализе частотных характеристик сигнала [1]. Недостатком способа является использование вихретоковой составляющей, малоэффективной при дефектоскопии тросов, свитых из тонких стальных проволок, что существенно препятствует развитию вихревых токов в материале тросов и приводит к малой контрастности отклика дефекта с фоновым сигналом бездефектной части тросов. Известен способ контроля прочности изделия, армированного стальными тросами, заключающийся в продольном намагничивании троса, измерении вторичного поля тросов феррозондов преобразованием с выходом в блок обработки сигналов четных гармоник, предварительная подстройка которого производится посредством моделей образцовых дефектов. Оценка степени повреждений тросов производится на основании сравнения протяженности измеряемого и образцового сигналов, для чего в блок обработки вводят сигнал датчика скорости движения ленты [2]. Однако в известном способе не обеспечивается однозначное соответствие выходных сигналов дефектам массы тросового корда, поскольку никак не устраняются ложные сигналы четных гаpмоник при неконтролируемых деформациях тросов без нарушения их целостности (изгибы тросов внутри ленты, провисание и вибрация самой ленты и т.п.). Поэтому при любых изменениях расстояния между тросовым кордом и источником или приемником поля или тем и другим одновременно имеют место фиктивные отклики с амплитудно-частотно-фазовыми характеристиками, аналогичными характеристикам откликов истинных дефектов массы тросов. Ближайшим по технической сущности к изобретению является способ обнаружения разрывов тросов тросовой основы резинотросовых конвейерных лент, заключающийся в подмагничивании тросов внешним источником магнитного поля, измерении амплитуды А продольной составляющей вторичного магнитного поля тросов и оценке характера дефектов по относительному изменению А/Ао ее величины, где Ао - номинальное значение образцового сигнала [3]. Недостатком известного способа является низкая надежность контроля из-за влияния на результаты контроля колебаний расстояния между тросовой основой и источником и/или приемником магнитных полей. Цель достигается благодаря тому, что по способу обнаружения разрывов тросов тросовой основы резинотросовых конвейерных лент, заключающемуся в подмагничивании тросов внешним источником магнитного поля, измерении амплитуды А продольной составляющей вторичного магнитного поля тросов и оценке характера дефектов по относительному изменению А/Ао ее величины, где Ао - номинальное значение образцового сигнала, используют в качестве внешнего источника магнитного поля и приемника вторичного магнитного поля собственно генераторную катушку индуктивности и две встречно включенные соосно и симметрично расположенные относительно генераторной приемной катушки индуктивности, катушки устанавливают так, что их общая ось параллельная осям тросов и расположена от поверхности тросовой основы на расстоянии dо, выбранном из сообщения do = 4,6L/(Do/L + 3,35) (1), где L - расстояние между центром генераторной катушки и центрами приемных катушек; Do - номинальный диаметр тросов. На фиг. 1 показана схема размещения зондового устройства у поверхности тросовой основы с указанием ее типовых дефектов и их откликов; на фиг.2 - схема замещения магнитного действия поверхностей тросовой основы эквивалентным действием отраженных источников; на фиг.3 - графики сигнала зондового устройства при переменном расстоянии от его оси до поверхности тросовой основы при параллельной ориентации оси зонда и тросов и при взаимно противоположных продольных перекосах резинотросовой ленты; на фиг.4 - графики аналоговых диаграмм сигнала зондового устройства в зоне разрыва троса при пяти различных линейных размерах разрыва; на фиг.5 - график экспериментальной зависимости отношения амплитуды сигнала зондового устройства в зоне разрыва троса к номинальному значению амплитуды сигнала при разрыве троса с нулевым линейным размером разрыва от линейных размеров разрыва; на фиг.6 - пример регистрации аналоговой диаграммы сигнала зондового устройства на резинотросовом конвейере. Способ осуществляется следующим образом. Индукционное зондовое устройство (зонд) 1, содержащее соосные генераторную катушку 2 и две встречно включенные приемные катушки 3 и 4, находящиеся на одинаковых расстояниях L от катушки 2, устанавливается на расстоянии d1 = do от нижней поверхности тросовой основы 5 конвейерной ленты 6 (фиг. 1). Магнитное поле катушки 2 намагничивает тросовую основу 5, вторичное поле которой индуцирует на катушках 3 и 4 одинаковые встречные напряжения, ортогональными векторными компонентами которого являются активная, пропорциональная электропроводности тросов, и реактивная, пропорциональная их магнитной проницаемости, составляющие. Реактивная составляющая суммарного вторичного напряжения катушек 3 и 4 измеряется по известной структурной схеме, в состав которой входит генератор 7 переменного тока, питающий катушку 2, усилитель 8 вторичного напряжения катушек 3 и 4 и синхронный детектор 9, коммутируемый через фазовращатель 10 опорным напряжением Uоп, отбираемым от генератора 7 в фазе с реактивной составляющей






Do = d2 - d1 (2)
Магнитное действие тросового слоя 17, намагничиваемого полем генераторной катушки 2, можно представить как разность действий на катушку 3 вторичных полей (откликов) поверхностей полупространств Р1 и Р2. ЭДС сигнала зонда, индуцированная вторичным полем объекта, выражается универсальной формулой
E = Eo

G(d/L) - геометрический фактор зонда, являющийся функцией отношения расстояния d до объекта к длине зонда L;
х1 - кажущаяся магнитная восприимчивость объекта. Для плоского магнитного полупространства, как показано ниже, при d/L = 1 функция G(d/L) имеет максимум, в области которого существует зона нечувствительности зонда к изменению расстояния d. Применительно к геометрии измерений, указанной на фиг.2, получают
Е1 = Еo


Е2 = Ео

Е2 = Ео

Тогда сигнал действия тросового слоя 17 определен выражением


Из формулы (7) следует, что результирующий геометрический фактор зонда при действии тросового слоя зависит от номинального диаметра тросов Do. Формула (1) и представляет то значение d1 = do, при котором для номинального диаметра тросов данного типа резинотросовых ленты выполняется условие максимума результирующего геометрического фактора как условие получения максимальной чувствительности зонда 1 и устранения фиктивных откликов, обусловленных продольным перекосом тросов. Практически значимость формулы (1) подчеркивается той особенностью зонда 1 (фиг.1), что при любом расстоянии его установки от тросовой основы 5 сигнал


Е = -0,5х1

G(d/L) = - 0,5

G(d/L) = -0,5

При дипольном приближении катушек 2 и 3 (что выполняется на практике как необходимое условие получения максимума геометрического фактора зондов) напряженность поля в центре катушки 3 может быть определена на основании известной формулы






r,






Поле Н*, представляющее осевую составляющую напряженности поля отраженного диполя, в центре витка катушки 3 определяют выражением:
H* = (ia2/4



Тогда согласно формуле (9)
G(d/L) = -(L3/4r3)(2cos2


Произведя в выражении (13) замену
L/r = cos

G(d/L) = -0,25(2cos5




Дифференцируя далее выражение (14) и приравнивая нулю его первую производную
dG(d/L)/d





- 4cos2

tg





d = do = L, т.е. при
do/L = 1. (15)
Полученный результат нельзя использовать для тросового слоя, поскольку при установке зонда 1 (фиг.1) по условию (15) результирующий

G(d/L) = -(L3/4r3)(2cos2


=- 0,25cos3


cos


+0,25]1/2, после чего получают
G(d/L) = [(d/L)2 - 0,5]/32[(d/L)2 + 0,25]35. (16)
На основании формулы (16) выражения для геометрических факторов G(d1/L), G(d2/L) имеют вид
G(d1/L) = [(d1/L)2 - 0,5]/32[(d/L)2 +
+0,25]2,5; (17)
G(d2/L) = {[(d1 + Do)/L]2 - 0,5}/32{[(d1 +
+Do)/L]2 + 0,25}2,5, (18) причем результирующий



do=

Формула (1) является универсальной и может быть использована при диагностике любых типоразмеров резинотросовых лент с любым индукционным зондом 1 (фиг.1), удовлетворяющим условию дипольного приближения. Аналитически точно критерию выбора длины зонда L не существует, поэтому значение L при осуществлении заявленного способа по рассмотренному отличительному признаку выбирается по условию
3h > L > 2h, (19) где h - толщина конвейерной ленты. Условие (19) обосновано тем, что при выборе L < 2h существует опасность повреждения зонда отслаивающимися частями резинового покрытия ленты, а при L > 3h быстро уменьшается чувствительность зонда к дефектам масс тросов. Точно также опытным путем установлено, что дипольное приближение катушек зонда, являющееся необходимым условием получения максимума







do=














l = [(A/Ao - 1)/a]1/b, где коэффициенты аппроксимации а и b имеют численные значения, соответственно а = 0,82896, b = 0,36848. Аналоговая диаграмма 28 сигнала

Класс G01N27/90 с помощью вихревых токов