роторный двигатель а.з.султанова
Классы МПК: | F04C9/00 Машины или насосы с качающимися рабочими органами |
Патентообладатель(и): | Султанов Адхам Закирович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-07 публикация патента:
15.07.1994 |
Изобретение относится к роторным машинам. Технической задачей изобретения является ликвидация скользящего контакта радиального торца заслонки с поверхностью ротора, их износа, а также повышение надежности и ресурса роторного двигателя. На нижнем конце заслонки 1 выполнены уступы 2 и отверстия 3, а по высоте заслонки 1 - канал 4. В боковинах 6 выполнены отверстия 7. Наружные обоймы 18 выполнены с выточками 22 и выступом 19. 3 з.п.ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. Роторный двигатель, содержащий ротор с выступом, установленный в цилиндрическом корпусе с радиальной прорезью, взаимодействующей с заслонкой, эксцентрик, подшипники, кольцевые уплотнители, боковины, крышку, отличающийся тем, что на нижнем конце заслонки выполнены отверстия радиусом R и уступы с радиусом R1, а по высоте заслонки выполнен канал. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в эксцентрике выполнены гнезда для тугой посадки внутренней обоймы подшипника, при этом наружный диаметр эксцентрика равен наружному диаметру наружной обоймы подшипника. 3. Двигатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что на наружной обойме подшипника выполнен выступ с отверстием, взаимодействующим с осью, связанной с отверстием на нижнем конце заслонки, а на боковых торцах обоймы выполнены выточки, взаимодействующие с подпружиненными кольцевыми уплотнителями. 4. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что в боковинах и крышке выполнены отверстия охлаждения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к роторным машинам. Известен пластинчатый компрессор, содержащий ротор с радиальными прорезями, в которые вставлены стальные пластины, установленный эксцентрично внутри цилиндрического корпуса. Компрессор имеет следующие недостатки: весьма низкий КПД - 0,15-0,2; радиальные торцы стальных пластин (их 12 шт.) из-за скользящего контакта быстро изнашиваются и изнашивают внутреннюю стенку цилиндрического корпуса; используется для малой производительности и небольшой степени повышения давления. Известен роторный пневмодвигатель, содержащий ротор, выполненный с выступом, вставленным в цилиндрический корпус с радиальной прорезью, взаимодействующей с подпружиненной заслонкой. Он имеет следующие недостатки: радиальный торец заслонки из-за скользящего контакта быстро изнашивается и изнашивает поверхность ротора; при попадании сжатого воздуха под торец заслонки он отрывается от поверхности ротора, следовательно обе полости соединяются, вследствие чего двигатель перестает работать. Технической задачей изобретения является ликвидация скользящего контакта радиального торца заслонки с поверхностью ротора, износа радиального торца заслонки и поверхности ротора, повышение надежности и ресурса роторного двигателя. Решение задачи достигается тем, что роторный превмодвигатель, содержащий ротор, выполненный с выступом и установленный в цилиндрический корпус с радиальной прорезью, взаимодействующей с заслонкой, эксцентрик, подшипники, кольцевые уплотнители, боковины, крышку, на нижнем конце заслонки выполнены отверстия радиусом R уступы радиусом R1, а по высоте заслонки выполнен канал, эксцентрик ротора выполнен с гнездами для тугой посадки внутренней обоймы (втулки) подшипника, а наружный диаметр эксцентрика равняется наружному диаметру наружной обоймы подшипника, на наружной утолщенной обойме подшипника выполняется выступ с отверстием, взаимодействующим с осью, которая в свою очередь взаимодействует с отверстием, выполненным на нижнем конце заслонки, а на боковых торцах обоймы выполнены выточки, взаимодействующие с подпружиненными кольцевыми уплотнителями, в боковинах и крышке выполнены отверстия охлаждения. На фиг. 1 изображен роторный двигатель без передней крышки; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3, 4 - различные положения ротора; на фиг. 5, 6 - заслонка; на фиг. 7, 8 - подшипник и узел выступа подшипника. Заслонка, соединенная шарнирно с ротором роторного двигателя (фиг. 1-8), содержащего прямоугольную заслонку 1 шириной L (фиг. 2), на нижнем конце которой выполняются уступы 2 (фиг. 5) при незначительной ширине L, по крайней мере выполняются два уступа (без среднего) радиусом R1, от точки 0 и отверстие 3 радиусом R (фиг. 5). В заслонке выполняется канал 4 (показан только на фиг. 1 и 5, а на остальных фиг. пунктиры), и она помещается в полости 5, образованной боковинами 6, выполненными с каналами 7. На внутренних стенках боковин 6 установлены ролики 8 (фиг. 1), взаимодействующие с заслонкой 1. Полость 5 закрывается крышкой 9, в которой выполнены каналы 10 и установлена форсунка 10 (количество зависит от ширины L). Ротор содержит пустотелый вал 11 для установки змеевиков и форсунок, на который насаживается (крепится известным способом) эксцентрик с наружным диаметром Dp (фиг. 4), состоящий из отдельных секций 12, 13, разделенных по А-А, закрепленных между собой (осевая линия - фиг. 2). Эксцентрик делится на секции для того, чтобы между ними установить подшипник или двойную втулку. Чем мощнее двигатель, тем количество секций больше. На торцах секции 12 выполнены гнезда 14, 15 (фиг. 2, 7), а на наружном торце секции 13 выполнено одно гнездо 16, в которые устанавливаются внутренние обоймы 17 подшипников с тугой посадкой. Наружная обойма 18 подшипника (втулки )21 (фиг. 6) выполняется с выступом 19, в котором сверлится (выполняется) отверстие 20 для установки подшипника (в маломощных двигателях устанавливается втулка). Ось 0 отверстия 20 (фиг. 5) может быть выше от нижнего торца заслонки 1 или ниже, что зависит от толщины заслонки 1 и выступа 19, следовательно, чем ось 0 выше (отверстие 20 тоже будет выше), тем толщина выступа 19 уменьшится, чем толщина заслонки 1. На фиг. 1-4 подшипники (втулки) не показаны. Наружный диаметр Dр наружной обоймы (наружной втулки) 18 равняется диаметру Dр эксцентрика. Выступ 19 после сверления превращается в петлю. На боковых торцах (фиг. 3б) наружной обоймы (наружной втулки) 18 выполняются выточки 22 для установки кольцевых уплотнителей 23, подпирающихся пластинчатыми пружинами. После совмещения отверстий 3 (на нижнем конце заслонки 1) и 20 (на выступе 19) в них устанавливается ось 24, торцы которой взаимодействуют с внутренними поверхностями крышек 25 (на фиг. 1, 3 и 4 верхняя крышка 25 снята), закрывающих цилиндрический корпус 26 роторного двигателя. Таким образом, заслонка 1 с ротором соединяется шарнирно, следовательно наружная обойма 18 не может вращаться с эксцентриком, а только качается как маятник, делая возвратно-поступательное движение с заслонкой 1. В цилиндрическом корпусе 26, оканчивающемся боковинами 6, выполняются впускной 27 и выпускной 28 патрубки, соединенные с патрубками. Каналы 7 на корпусе 26 выполняются от выпускного патрубка 28 до горизонтальной оси (не показано). Между наружной поверхностью эксцентрика, внутренней поверхностью цилиндрического корпуса 26 и внутренними поверхностями крышек 25 образуется рабочая камера 29 (фиг. 1, 3 и 4). Нагретая вода до 1000оС при помощи дозирующего устройства во время рабочего хода через впускной патрубок 27 подается в рабочую камеру 29, когда уплотнитель, установленный на вершине эксцентрика, выполненного из двух секций 12, 13 (на фиг. 1, 4 уплотнитель показан пунктирами), повернется на угол = 30о (фиг. 3), т.е. когда уплотнитель пройдет правый торец патрубка 27. При вращении ротора радиальный выступ эксцентрика не контактирует с внутренней поверхностью цилиндрического корпуса 26, а контактирует уплотнитель с мизерной массой, в прототипе же контактирует подпружиненная заслонка как в точиле, быстро изнашивая поверхность ротора, при этом сама заслонка интенсивно изнашивается. С эксцентриком вращаются внутренние обоймы 17, посаженные в гнезда 14, 15, 16. Наружные обоймы 18 выполнены с выточками 22, взаимодействующими с кольцевыми уплотнителями 23, а также с выступом 19 с отверстиями 20, куда ставится подшипник 21. Последний взаимодействует с осью 24, торцы которой, взаимодействуют с внутренними поверхностями крышек 25, закрывающих цилиндрический корпус 26. Наружная радиальная поверхность выступа 19 взаимодействует с радиальной поверхностью 2. По мере продолжения поворота ротора под давлением пара заслонка 1 с уступами 2 и отверстием 3, помещенная в полости 5 и взаимодействующая с роликами 8, установленными в боковинах 6, опускается в сторону НМТ (нижняя мертвая точка). При этом верхняя обойма 18, не вращаясь, взаимодействует с шариками (роликами) подшипника и внутренней поверхностью цилиндрического корпуса 26, двигаясь возвратно-поступательно с заслонкой 1, качаясь как маятник. Когда вершина эксцентрика переходит ось А-А (в нижней части цилиндрического корпуса 26), заслонка 1 начинает двигаться в сторону ВМТ (верхняя мертвая точка). Как только вершина эксцентрика проходит левую кромку выхлопного патрубка 28 (















Мощность двухкамерного N = 216000

Класс F04C9/00 Машины или насосы с качающимися рабочими органами