предохранительная фрикционная муфта
Классы МПК: | F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления) |
Автор(ы): | Шишкарев М.П. |
Патентообладатель(и): | Ростовский-на-Дону институт автоматизации и технологии машиностроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-07-01 публикация патента:
30.06.1994 |
Сущность изобретения: ведущая 1 и концентрично установленная ведомая 2 полумуфты связаны посредством гибких фрикционных элементов 3, смонтированных на попарно соединенных колодках 4, установленных под острым углом друг к другу и к поводку 5, закрепленному на полумуфте 1. Соосно поводку 5, на который надета прикрепленная к колодке 4 бобышка 6, установлена нажимная пружина 7. Посредством пружины 7 между полумуфтой 2 и элементами 3 создается сила трения, за счет которой происходит передача крутящего момента между полумуфтами. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую полумуфту с поводками, установленные на них с возможностью перемещения колодки с гибкими фрикционными элементами, поджатые посредством соосных с поводками нажимных пружин к внутренней поверхности концентрично установленной ведомой полумуфты, отличающаяся тем, что колодки соединены попарно и установлены симметрично относительно оси поводков под острыми углами одна к другой, при этом число колодок принято четным, а нажимные пружины расположены между ведущей полумуфтой и вершинами углов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи вращающих моментов ограниченной величины. Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая две концентричные одна другой полумуфты, связанные посредством гибкого фрикционного элемента в виде ленты, нажимные пружины и узел стабилизации крутящего момента (авт.св. N 1428862, кл. F 16 D 7/02, 1986). Муфта имеет сложную конструкцию. Наиболее близкой к предлагаемой является предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту с поводками, колодки с гибкими фрикционными элементами, установленные на поводках с возможностью перемещения в радиальном направлении и подпружиненные в указанном направлении, и ведомую полумуфту в виде барабана, охватывающую ведущую полумуфту (Известия ВУЗов. Машиностроение, 1971, N 4, с.43, рис.1). Однако эта муфта обладает невысокой нагрузочной способностью. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности предохранительной фрикционной муфты. Для этого в предохранительной фрикционной муфте, содержащей ведущую полумуфту с поводками, установленные на них с возможностью перемещения колодки с гибкими фрикционными элементами, поджатые посредством соосных с поводками нажимных пружин к внутренней поверхности концентрично установленной ведомой полумуфты, колодки соединены попарно и установлены симметрично относительно оси поводков под острыми углами друг к другу, при этом число колодок принято четным, а нажимные пружины расположены между ведущей полумуфтой и вершинами указанных углов. На фиг.1 изображена предохранительная фрикционная муфта, общий вид; на фиг. 2 - расчетная схема. Предохранительная фрикционная муфта содержит ведущую полумуфту 1 и выполненную в виде барабана ведомую полумуфту 2, установленную концентрично ведущей полумуфье. Полумуфты 1 и 2 связаны посредством гибких (упругих) фрикционных элементов 3 в виде лент, смонтированных на колодках 4. Крепление гибких фрикционных элементов 3 к колодкам 4 может быть шарнирным или жестким. На гибких фрикционных элементах 3 могут быть закреплены фрикционные накладки, увеличивающие сцепление их с ведомой полумуфтой 2. Поводок 5 жестко закреплен на ведущей полумуфте 1 и выполнен в рассматриваемом примере в виде цилиндрического стержня. Колодки 4 соединены между собой жестко закрепленной на них бобышкой 6 и установлены симметрично относительно оси поводка 5 (горизонтальной оси) под острым углом друг к другу. Бобышка 6 установлена на поводке 5 с возможностью перемещения вдоль его оси. Колодки 4 с гибкими фрикционными элементами 3 поджаты к внутренней поверхности ведомой полумуфты 2 посредством нажимной пружины 7, установленной соосно с поводком 5 между ведущей полумуфтой 1 и вершиной острого угла. Муфта работает следующим образом. Передача крутящего момента между полумуфтами 1 и 2 осуществляется за счет трения между гибкими фрикционными элементами 3 и внутренней поверхностью ведомой полумуфты 2. Окружное усилие передается на колодки 4 посредством поводка 5 через бобышку 6. При вращении муфты, например, по часовой стрелке на набегающем (правом, фиг. 2) и сбегающем (левом) концах верхнего гибкого фрикционного элемента 3 возникают усилия Q1 и Q2. Одновременно с этим на набегающем (левом, фиг.2) и сбегающем (правом) концах нижнего гибкого фрикционного элемента 3 также возникают усилия Q1 и Q2 (при одинаковых углах обхвата
Q2sin








F - сила сжатия пружины 7. Усилия Q2 и Q1 связаны зависимостью Эйлера Q2=Q1ef


Сравнивая выражения для определения величины Т данной муфты и муфты-прототипа, видно что они отличаются первыми сомножителями в знаменателе (при одинаковом числе колодок). Для муфты-прототипа это sin














Класс F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления)